Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)
- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и предпосылок логического мышления.
- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа»
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)
- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и предпосылок логического мышления.
- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Актуальность:
Введение счета и измерения при обучении детей представлениям о числе, обоснование принципов отбора содержания, разработка методов, формирование количественных представлений является очень важным аспектом воспитания дошкольников.
Анализ педагогической литературы и существующей педагогической практики показывает, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные обобщения составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В научной литературе, посвящённой математическому развитию детей, обычно декларируется, что ребёнок живёт в образе – наглядном, конкретном, действенном, однако в ней не представлена та сторона его жизнедеятельности, в которой этот образ складывается, оформляется в виде определённых познавательных структур, как образ числа, становится явлением математического развития. Отсутствие направленного руководства со стороны взрослого ходом начального образного овладения количественными отношениями действительности и их речевыми обозначениями, как правило, приводит к заметному отставанию некоторых детей в числовом развитии, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на их обучении математике в школе. В связи с эти тема становления образа числа у детей дошкольного возраста является актуальной, решение которой может способствовать эффективности воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Педагогические условия становления образа числа:
- накопление моторно-двигательного опыта детей для чувственного освоения пространственно-временной природы образа числа
- речевое общение детей по поводу узнавания количества
- самостоятельность детей в выборе наглядных речевых способов фиксации количественных отношений
- совместная деятельность со сверстником, стимулирующая познание смысла количественной действительности.
Индивидуальная программа «Образ числа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие познавательных процессов - интуиции, мышления, умения решать познавательные задачи, внимания, памяти, воображения, которые составляют основы творчества.
Ребёнок, обладающий творческими способностями, готов к познанию нового учебного материала, может самостоятельно планировать свои действия, оценивать полученный результат, а так же овладеть средствами познавательной деятельности (умение производить классификацию, сериацию, обобщать, находить закономерность, продолжить ряд, схематизировать, моделировать.)
Формы работы:
- игры- занятия (комплексные, театрализованные, сюжетно-игровые)
- дидактические игры
- сюжетно-ролевые игры
-настольно-печатные игры
- подвижные игры
-словесные игры
-развлечения
-работа с родителями (оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, индивидуальная работа, проведение мастер-классов)
Иры-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут.
Развлечения – 1 раз в год.
Организация игровой деятельности проводиться как под руководством воспитателя, так и в самостоятельной игровой деятельности детей в процессе всех режимных моментов.
Планируемые результаты:
Дети знают:
- названия чисел от 1 до 10
- названия цифр от 1 до 9, обозначающих число
-названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дети умеют:
- соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счётный материал) с количеством предметов в данной группе.
- сравнивать количество элементов во множествах, выраженных смежными числами, путём составления пар с помощью слов столько-сколько, равно, не равно, больше, меньше, поровну.
-сопоставлять количество элементов во множествах с цифрой
- выделять предметы из группы по общему названию (признаку), сравнивать предметы, разбивать предметы на группы в соответствии с общим названием (признаком) (в том числе и геометрические фигуры)
- составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков.
Перспективное планирование
Месяц | № | Тема | Задачи |
сентябрь | 1 2. | Число 1 Число 1 | 1.Познакомить детей с числом 1 2.Закрепить понятия «один», «много» 3.Развивать творческие способности в рисовании. 1.Продолжать знакомить детей с числом 1 2.Упражнять в выделении одного предмета из множества 3.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг 4.Упражнять в классификации предметов по одному признаку: цвет, размер 5.Развивать творчество при составлении панно из кругов. |
3. 4. | Число 1 Число 2 | 1.Познакомить детей с цифрой 1 2.учить детей соотносить количество предметов с цифрой 3.Учить детей пользоваться обобщающим понятием и находить лишний предмет 1.Познакомить детей с числом 2 и его образованием 2.Познакомить с тем, что луна вращается вокруг Земли. Она является её спутником. 3.Познакомить с ночными животными: сова, ночная бабочка, летучая мышь 4.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг 5.Развивать творчество при рисовании красками. | |
октябрь | 1. 2 3. 4. | Число 2 Число 2 Число 2 Число 3 | 1.Познакомить детей с тем, что луна «управляет» движением воды в природе; с изменением воды с учётом условий: снег, лёд, роса. 2.Познакомить со смешением двух красок: синей и жёлтой 3.Развивать воображение при рисовании данными красками. 1.Познакомить детей с цифрой 2, с понятием «пара» 2.Упражнять в решении логической задачи «Найди пару» 3.Развивать мышление при лепке цифры 2 4.Упражнять в классификации предметов по двум признакам: цвет и форма 1.Закрепить знания детей о числе 2 2.Развивать умения находить знакомые цифры 1 и 2 среди других цифр. 3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 4.Упражнять в сравнении двух групп предметов 1.Познакомить детей с числом 3 и его образованием, выяснить, где это число встречается в природе, в каких «живёт» сказках 2.Познакомить с вооружением русских богатырей (шлем, щит, копьё, кольчуга), из чего сделаны (металл) 3.Упражнять в построении сериации по ширине |
ноябрь | 1. 2. 3. 4. | Число 3 Число 3 Число 3 Число 4 | 1.Продолжать знакомить детей с числом 3 2.Упражнять в сравнении смежных чисел 3. Упражнять в составлении треугольника из счётных палочек 4.Упражнять в классификации треугольников по двум признакам: цвету и размеру 5. Развивать воображение при составлении панно из треугольников 1.Познакомить детей с цифрой 3 2.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 3.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и построить ряд
1. Упражнять в нахождении цифры 3 среди других цифр 2.Упражнять в отсчёте предметов в пределах 3 3.Закреплять умение в сравнении смежных чисел 4.Развивать мышлении при составлении гирлянды из трёх колец. 1.Познакомить детей с числом 4: где это число встречается в окружающей обстановке (у стола 4 ножки, у машины 4 колеса и т. д.) 2.Продолжать знакомить детей с временами года: название, характерные признаки 3.Провести сравнительный анализ геометрических фигур: куб и квадрат. 4.Упражнять в составление панно из квадратов |
Декабрь | 1. 2. 3. 4. | Число 4 Число 4 Число 5 Число 5 | 1.Познакомить детей с цифрой 4 2. Познакомить с образованием числа 4 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Упражнять в построении сериации по длине 1.Учить детей находить цифру 4 среди других цифр 2. Учить детей сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4 3. Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 4 4.Упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги «на», «под». «за» 1.Познакомить детей с числом 5: где это число встречается в природе (морская звезда, пять пальцев на руке и т.д.) 2.Познакомить с образованием числа 5 3.Упражнять в прямом счёте в пределах 5 4.Упражнять в классификации фигур по одному признаку: форма 1.Познакомить детей с цифрой 5 2. Сравнение смежных чисел 3.Упражнять в построении сериации |
январь | 1. 2. | Число 5 Число 6 | 1.Учить детей находить цифру 5 среди других цифр 2.Упражнять в пересчёте предметов в пределах 5 3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4,5 4.Упражнять в построении простого логического ряда 1.Познакомить детей с числом 6, где оно встречается в природе (ноги у насекомых, соты у пчёл и т.д.) 2.Познакомить с образованием числа 6 3.Упражнять в счёте в пределах 6 4. Упражнять в ориентировке в пространстве: «лево», «право», «впереди», «сзади» |
Февраль | 1. 2. 3. | Число 6 Число 6 Число 7 | 1.Познакомить детей с цифрой 6 2. Закрепить названия цифр 1-5 3. Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 6 4.Упражнять в прямом счёте в пределах 6 5.Развивать смекалку, мышление при разгадывании загадок. 1.Учить находить цифру 6 среди других цифр 2.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 6 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд. 1.Познакомить детей с числом 7, где оно встречается в природе (ноты в музыке, цвета радуги, дни недели и т. д.) 2. Познакомить детей с образованием числа7 3.Познакомить детей с названиями дней недели, цветами радуги. 4.Учить считать в пределах 7 5.Развивать творчество при рисовании красками. |
март | 1. 2. 3. 4. | Число 7 Число 7 Число 8 Число 8 | 1.Познакомить детей с цифрой 7 2.Упражнять в счёте в пределах 7 3.Развивать смекалку, мышление при отгадывании загадок 4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд 1.Упражнять в нахождении цифры 7 среди других цифр. 2.Закрепить названия цифр 1-7 3.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 7 4.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 7 5.Закрепить понятия «длинный», «короткий», «высокий», «низкий» 1.Познакомить детей с числом 8 и его образованием 2.Учить считать в пределах 8 3. Упражнять в сравнении смежных чисел 4. Упражнять в решении простой логической задачи 1.Познакомить с цифрой 8 2.Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 8 3.Учить сопоставлять цифру 8 с количеством предметов 4.Упражнять в решении простой логической задачи: что лишнее. |
апрель | 1. 2. 3. 4. | Число 8 Число 9 Число 9 Число 9 | 1.Закрепить названия цифр 7и 8 2.Упражнять в нахождении их среди других цифр 3.Упражнять в сопоставлении количества предметов с цифрой 4.Закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь 1.Познакомить детей с числом 9 и его образованием 2.Учить считать в пределах 9 3.Упражнять в сравнении смежных чисел 4.Закрепить дни недели. 1.Познакомить с цифрой 9 2.Упражнять в нахождении знакомых цифр и сопоставлять их с количеством предметов 3.Упражнять в решении простой логической задачи 1.Упражнять в нахождении цифры 9 среди других цифр 2. Закрепить названия цифр 7-9 3.Формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов |
май | 1. 2. 3. | Число и цифра 0 Количество и счёт Творческое задание «Моё любимое число» Развлечение Приключение Нолика» | 1.Познакомить детей с числом и цифрой 0 2.Упражнять в счёте в пределах 10 3.Познакомить с числовым рядом. 4.Закрепить названия цифр 1-9 1.Упражнять в счёте в пределах 10 2.закрепить названия цифр 1-9 3.Развивать творчество детей в рисовании Закрепление пройденного материала |
Используемая методическая литература:
- Комплексная программа «Радуга»
- Комплексная программа математического развития детей дошкольного возраста под редакцией Л. Г. Петерсон
- Учебно-методическое пособие «Математика в детском саду» Л.П.Новикова
-Комплексная программа «Детский сад 2100», 2008
Организованная деятельность детей в ходе режимных моментов
Месяц | Число | Содержание организованной деятельности |
Сентябрь | Один-два | 1.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Трезор», Э. Мошковская «Жадина», Е .Пермяк «Первая рыбка», А. Барто «Он был совсем один», р. н. сказка «Лиса-повитуха», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок» 2.Дидактические игры: «Кто найдет цветок для бабочки», «Угости зайчат морковкой», «Закрась один предмет», «Найди цифру 1 среди других цифр», «Игра с обручем». «Кому какая форма». «Ёжики» 3.Подвижные игры «Медведь и пчёлы», «Самолёты», «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобиль» |
Октябрь | Два - три | 1.Чтение художественной литературы: В .Бианки «Лис и мышонок», С. Капутикян «Кто скорее допьет» р. н. сказка «Лиса и журавль», р. н. сказка «Журавль и цапля», р.н.сказка «Два брата», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», р. н .сказка «Три медведя» 2.Дидактические игры: «Найди пару», «Найди и закрась 2 предмета», «Помоги Пятачку поймать шары», «Бусы», «Закрой ненужную цифру», «Широкое –узкое», «Нарисуй столько предметов, сколько показывает цифра». «Собери ягодки» 3.Подвижные игры «Скорый поезд», «Кот и мыши», «Рыбак и рыбки», «Птички». «Найди себе пару» |
Ноябрь | Три - четыре | 1.Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросёнка», р. н. сказка «Мужик, медведь и лиса», В. Сутеев «Три котёнка», С. Маршак «Тихая сказка», Ю.Коваль «Дед, баба и Алеша», р. н. сказка «Снегурушка и лиса» 2.Дидактические игры: «Украсим платок», «Помоги цыплятам», «Закрой ненужную цифру», «Раскрась картинку, где 3 (4) предмета», «Раскрась яблоки» 3. Подвижные игры «Найди свой домик» (цифры), «Зайчики и волк», «В лес за грибами», «Светофор», «Уголки» |
Декабрь | Четыре -пять | 1.Чтение художественной литературы: Братья Гримм «Бременские музыканты», М.Каманская «Чудо-башмачок», К. Ушинский «Четыре желания», В.Сутеев «Кораблик», С.Михалков «Котята», «Пальчики», З.Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!», «Катя в яслях» 2.Дидактические игры: «Соберём бусы», «Закрой ненужную цифру», «Собери флажки по 5» 3. Подвижные игры «Жучки на листиках», «Найди свой домик» (форма) |
Январь | Пять - шесть | 1.Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Птичья школа»; р. н. сказки «Зимовье», «Морозко», «Репка»; Г.Х.Андерсон «Пятеро из одного стручка» 2.Дидактические игры: «Возьми столько же», «Закрой ненужную цифру», «Дорисуй», 3. Подвижные игры повторить |
Февраль | Шесть -семь | 1.Чтение художественной литературы: Братья Гримм «Шесть лебедей», р.н.сказка «Волк и семеро козлят», В. Катаев «Цветик – семицветик», Брать Гримм «Белоснежки и семь гномов» 2.Дидактические игры: «Закрой ненужную цифру», «Нарисуем радугу», «Божья коровка» 3.Развлечение «Теремок» |
Март | Семь - восемь | 1.Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», И. Гурина «Однажды семёрка гуляла по лесу», «Восьмёрка зимою смотрела в окно» 2.Дидактические игры: «У кого хвост длиннее», «Кто скорее свернёт ленту», «Нарядные зверюшки», « Закрой ненужную цифру», |
Апрель | Восемь-девять | 1.Чтение художественной литературы: Ш. Перро «Кот в сапогах», р .н. сказки «Царевна – лягушка», «Теремок», Г.Х. Андерсон «Дюймовочка», И. Гурина «В теремке жила девятка» 2.Дидактические игры: «Составь предмет», «Украсим коврик», «Закрой ненужную цифру», «Сделай столько же движений», «Найди закономерность и продолжи ряд», 3.подвижные игры «Зеркало», «Сделай столько же движений, сколько услышите ударов в бубен» |
Май | Ноль Счет до10 | 1.Чтение художественной литературы: И. Токмакова « Может ноль не виноват», С. Маршак «Вот это ноль иль ничего», «Весёлый счет», В. Тунников «Стих про весёлые цифры», А. Игнатова «Сказка с цыфрами» 2.Дидактические игры: «Собери числовой ряд», «Какой цифры не стало», «Найди ошибку», «Вставь пропущенное число», «Сосчитай и назови», «Нарисуй любимое число» 3.подвижные игры «Поезд», «Найди свой цветок» (цифры) |
Все месяцы | Рисование, лепка, украшение, вырезание из бумаги цифр, аппликация. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика со счётом. |
Работа с родителями
Консультации
- Математические игры в домашних условиях
- Как знакомить детей с цифрами
- Весёлая математика (папка-раскладушка)
Родительское собрание
«Роль семьи и детского сада в развитии умственных способностей детей»
Презентация «1,2,3,4,5 – все умеем мы считать»
Совместная деятельность родителей и детей
Найти и вырезать из газет, журналов нужную цифру, наклеить; выучить стих про цифру, нарисовать количество предметов в соответствии с цифрой, придумать и записать историю про цифру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»
Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет
Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процесс...
Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»
Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...