Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Кузнецова - Попова Галина Николаевна

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)

- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и предпосылок логического мышления.

- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа»

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи: 

- Формирование представлений о числе (количественная характеристика, преобразование, навык счёта, выражение количества через число, введение в активную речь простейших математических терминов)

- Развитие интеллектуальных процессов, приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщения) и предпосылок логического мышления.

- Формирование положительного отношения и устойчивого интереса к математике; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.

Актуальность:

Введение счета и измерения при обучении детей представлениям о числе, обоснование принципов отбора содержания, разработка методов, формирование количественных представлений является очень важным аспектом воспитания дошкольников.

Анализ педагогической литературы и существующей педагогической практики показывает, что спонтанно возникающие у детей в практической деятельности с предметами первичные количественные обобщения составляют основу математической способности и играют первостепенную роль в процессе овладения числом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В научной литературе, посвящённой математическому развитию детей, обычно декларируется, что ребёнок живёт в образе – наглядном, конкретном, действенном, однако в ней не представлена та сторона его жизнедеятельности, в которой этот образ складывается, оформляется в виде определённых познавательных структур, как образ числа, становится явлением математического развития. Отсутствие направленного руководства со стороны взрослого ходом начального образного овладения количественными отношениями действительности и их речевыми обозначениями, как правило, приводит к заметному отставанию некоторых детей в числовом развитии, что в дальнейшем неблагоприятно сказывается на их обучении математике в школе. В связи с эти тема становления  образа числа у детей дошкольного возраста является актуальной, решение которой может способствовать эффективности воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Педагогические условия становления образа числа:

- накопление моторно-двигательного опыта детей для чувственного освоения пространственно-временной природы образа числа

- речевое общение детей по поводу узнавания количества

- самостоятельность детей в выборе наглядных речевых способов фиксации количественных отношений

- совместная деятельность со сверстником, стимулирующая познание смысла количественной действительности.

Индивидуальная программа «Образ числа» построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие познавательных процессов  - интуиции, мышления, умения решать познавательные задачи, внимания, памяти, воображения, которые составляют основы творчества.

Ребёнок, обладающий творческими способностями, готов к познанию нового учебного материала, может самостоятельно планировать свои действия, оценивать полученный результат, а так же овладеть средствами познавательной деятельности (умение производить  классификацию, сериацию, обобщать, находить закономерность, продолжить ряд, схематизировать, моделировать.)

Формы работы:

- игры- занятия (комплексные, театрализованные, сюжетно-игровые)

- дидактические игры

- сюжетно-ролевые игры

-настольно-печатные игры

- подвижные игры

-словесные игры

-развлечения

-работа с родителями (оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, индивидуальная работа, проведение мастер-классов)

Иры-занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15- 20 минут.

Развлечения – 1 раз в год.

Организация игровой деятельности проводиться как под руководством воспитателя, так и в самостоятельной игровой деятельности детей в процессе всех режимных моментов.

Планируемые результаты:

Дети знают:

- названия чисел от 1 до 10

- названия цифр от 1 до 9, обозначающих число

-названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дети  умеют:

- соотносить предметы-заместители ( числовые карточки, счётный материал) с количеством предметов в данной группе.

- сравнивать количество элементов во множествах, выраженных смежными числами, путём составления пар с помощью слов столько-сколько, равно, не равно, больше, меньше, поровну.

-сопоставлять количество элементов во множествах с цифрой

- выделять предметы из группы по общему названию  (признаку), сравнивать предметы, разбивать предметы на группы в соответствии с общим названием (признаком) (в том числе и геометрические фигуры)

- составлять математические рассказы на основе предметных действий, сюжетных рисунков.

Перспективное планирование

      Месяц

  №

     Тема

                            Задачи

сентябрь

1

2.

Число 1

Число 1

1.Познакомить детей с числом 1

2.Закрепить понятия «один», «много»

3.Развивать творческие способности в рисовании.

1.Продолжать знакомить детей с числом 1

2.Упражнять в выделении одного предмета из множества

3.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг

4.Упражнять в классификации предметов по одному признаку: цвет, размер

5.Развивать творчество при составлении панно из кругов.

3.

4.

Число 1

Число 2

1.Познакомить детей с цифрой 1

2.учить детей соотносить количество предметов с цифрой

3.Учить детей пользоваться обобщающим понятием и находить лишний предмет

1.Познакомить детей с числом 2 и его образованием

2.Познакомить с тем, что луна вращается вокруг Земли. Она является её спутником.

3.Познакомить с ночными животными: сова, ночная бабочка, летучая мышь

4.Закрепить названия геометрических фигур: шар, круг

5.Развивать творчество при рисовании красками.

октябрь

1.

2

3.

4.

Число 2

Число 2

Число 2

Число 3

1.Познакомить детей с тем, что луна «управляет» движением воды в природе; с изменением воды с учётом условий: снег, лёд, роса.

2.Познакомить со смешением двух красок: синей и жёлтой

3.Развивать воображение при рисовании данными красками.

1.Познакомить детей с цифрой 2, с понятием «пара»

2.Упражнять в решении логической задачи «Найди пару»

3.Развивать мышление при лепке цифры 2

4.Упражнять в классификации предметов по двум признакам: цвет и форма

1.Закрепить знания детей о числе 2

2.Развивать умения находить знакомые цифры 1 и 2 среди других цифр.

3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой

4.Упражнять в сравнении двух групп предметов

1.Познакомить детей с числом 3 и его образованием, выяснить, где это число встречается в природе, в каких «живёт» сказках

2.Познакомить с вооружением русских богатырей (шлем, щит, копьё, кольчуга), из чего сделаны (металл)

3.Упражнять в построении сериации по ширине

ноябрь

1.

2.

3.

4.

Число 3

Число 3

Число 3

Число 4

1.Продолжать знакомить детей с числом 3

2.Упражнять в сравнении смежных чисел

3. Упражнять в составлении треугольника из счётных палочек

4.Упражнять в классификации треугольников по двум признакам: цвету и размеру

5. Развивать воображение при составлении панно из треугольников

1.Познакомить детей с цифрой 3

2.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой

3.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и построить ряд

         

1. Упражнять в нахождении цифры 3 среди других цифр

2.Упражнять в отсчёте предметов  в пределах 3

3.Закреплять умение в сравнении смежных чисел

4.Развивать мышлении при составлении гирлянды из трёх колец.

1.Познакомить детей с числом 4: где это число встречается в окружающей обстановке (у стола 4 ножки, у машины 4 колеса и т. д.)

2.Продолжать знакомить детей с временами года: название, характерные признаки

3.Провести сравнительный анализ геометрических фигур: куб и квадрат.

4.Упражнять в составление панно из квадратов

Декабрь

1.

2.

3.

4.

Число 4

Число 4

Число 5

Число 5

1.Познакомить детей с цифрой 4

2. Познакомить с образованием числа 4

3.Упражнять в сравнении смежных чисел

4.Упражнять в построении сериации по длине

1.Учить детей находить цифру 4 среди других цифр

2. Учить детей сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4

3. Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 4

4.Упражнять в ориентировке в пространстве, используя предлоги «на», «под». «за»

1.Познакомить детей с числом 5: где это число встречается в природе (морская звезда, пять пальцев на руке и т.д.)

2.Познакомить с образованием числа 5

3.Упражнять в прямом счёте в пределах 5

4.Упражнять в классификации фигур по одному признаку: форма

1.Познакомить  детей с цифрой 5

2. Сравнение смежных чисел

3.Упражнять в построении сериации

январь

1.

2.

Число 5

Число 6

1.Учить детей находить цифру 5 среди других цифр

2.Упражнять в пересчёте предметов в пределах 5

3.Учить сопоставлять количество предметов с цифрами 1,2,3,4,5

4.Упражнять в построении простого логического ряда

1.Познакомить детей с числом 6, где оно встречается в природе (ноги у насекомых, соты у пчёл и т.д.)

2.Познакомить с образованием числа 6

3.Упражнять в счёте в пределах 6

4. Упражнять в ориентировке в пространстве: «лево», «право», «впереди», «сзади»

Февраль

1.

2.

3.

Число 6

Число 6

Число 7

1.Познакомить детей с цифрой 6

2. Закрепить названия цифр 1-5

3. Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 6

4.Упражнять в прямом счёте в пределах 6

5.Развивать смекалку, мышление при разгадывании загадок.

1.Учить находить цифру 6 среди других цифр

2.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 6

3.Упражнять в сравнении смежных чисел

4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд.

1.Познакомить детей с числом 7, где оно встречается в природе (ноты в музыке, цвета радуги, дни недели и т. д.)

2. Познакомить детей с образованием числа7

3.Познакомить детей с названиями дней недели, цветами радуги.

4.Учить считать в пределах 7

5.Развивать творчество при рисовании красками.

март

1.

2.

3.

4.

Число 7

Число 7

Число 8

Число 8

1.Познакомить детей с цифрой 7

2.Упражнять в счёте в пределах 7

3.Развивать смекалку, мышление при отгадывании загадок

4.Учить решать логическую задачу: найти закономерность и продолжить ряд

1.Упражнять в нахождении цифры 7 среди других цифр.

2.Закрепить названия цифр 1-7

3.Упражнять в прямом счёте и отсчёте предметов в пределах 7

4.Учить сопоставлять количество предметов с цифрой 7

5.Закрепить понятия «длинный», «короткий», «высокий», «низкий»

1.Познакомить детей с числом 8 и его образованием

2.Учить считать в пределах 8

3. Упражнять в сравнении смежных чисел

4. Упражнять в решении простой логической задачи

1.Познакомить с цифрой 8

2.Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 8

3.Учить сопоставлять цифру 8 с количеством предметов

4.Упражнять в решении простой логической задачи: что лишнее.

апрель

1.

2.

3.

4.

Число 8

Число 9

Число 9

Число 9

1.Закрепить названия цифр 7и 8

2.Упражнять в нахождении их среди других цифр

3.Упражнять в сопоставлении  количества предметов с цифрой

4.Закрепить временные представления: утро, день, вечер, ночь

1.Познакомить детей с числом 9 и его образованием

2.Учить считать в пределах 9

3.Упражнять в сравнении смежных чисел

4.Закрепить дни недели.

1.Познакомить с цифрой 9

2.Упражнять в нахождении знакомых цифр и сопоставлять их с количеством предметов

3.Упражнять в решении простой логической задачи

1.Упражнять в нахождении цифры 9 среди других цифр

2. Закрепить названия цифр 7-9

3.Формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов

май

1.

2.

3.

Число и цифра 0

Количество и счёт

Творческое задание «Моё любимое число»

Развлечение

Приключение Нолика»

1.Познакомить детей с числом и цифрой 0

2.Упражнять в счёте в пределах 10

3.Познакомить с числовым рядом.

4.Закрепить названия цифр 1-9

1.Упражнять в счёте в пределах 10

2.закрепить названия цифр 1-9

3.Развивать творчество детей в рисовании

Закрепление пройденного материала

Используемая методическая  литература:

- Комплексная программа «Радуга»

- Комплексная программа математического развития детей дошкольного возраста под редакцией Л. Г. Петерсон

- Учебно-методическое пособие «Математика в детском саду» Л.П.Новикова

-Комплексная программа «Детский сад 2100», 2008

Организованная деятельность детей в ходе режимных моментов

Месяц

Число

Содержание организованной деятельности

Сентябрь

Один-два

1.Чтение художественной литературы:

 С. Михалков «Трезор», Э. Мошковская «Жадина», Е .Пермяк «Первая рыбка», А. Барто «Он был совсем один», р. н. сказка «Лиса-повитуха», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»

2.Дидактические игры:

«Кто найдет цветок для бабочки», «Угости зайчат морковкой», «Закрась один предмет», «Найди цифру 1 среди других цифр», «Игра с обручем». «Кому какая форма». «Ёжики»

3.Подвижные игры

«Медведь и пчёлы», «Самолёты», «Бабочки и цветы»,

 «Воробушки и автомобиль»

Октябрь

Два - три

1.Чтение художественной литературы:

В .Бианки «Лис и мышонок», С. Капутикян «Кто скорее допьет» р. н. сказка «Лиса и журавль», р. н. сказка «Журавль и цапля», р.н.сказка «Два брата», венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», р. н .сказка «Три медведя»

2.Дидактические игры:

«Найди пару»,  «Найди и закрась 2 предмета», «Помоги Пятачку поймать шары», «Бусы», «Закрой ненужную цифру», «Широкое –узкое», «Нарисуй столько предметов, сколько показывает цифра». «Собери ягодки»

3.Подвижные игры

«Скорый поезд», «Кот и мыши», «Рыбак и рыбки», «Птички». «Найди себе пару»

Ноябрь

Три - четыре

1.Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Три поросёнка», р. н. сказка «Мужик, медведь и лиса», В. Сутеев «Три котёнка», С. Маршак «Тихая сказка», Ю.Коваль «Дед, баба и Алеша», р. н. сказка «Снегурушка и лиса»

 2.Дидактические игры:

«Украсим платок», «Помоги цыплятам», «Закрой ненужную цифру», «Раскрась картинку, где 3 (4) предмета», «Раскрась яблоки»

3. Подвижные игры

«Найди свой домик» (цифры), «Зайчики и волк», «В лес за грибами», «Светофор», «Уголки»

Декабрь

Четыре -пять

1.Чтение художественной литературы:

Братья Гримм «Бременские музыканты», М.Каманская «Чудо-башмачок», К. Ушинский «Четыре желания», В.Сутеев «Кораблик», С.Михалков «Котята», «Пальчики», З.Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!», «Катя в яслях» 2.Дидактические игры:

«Соберём бусы», «Закрой ненужную цифру», «Собери флажки по 5»

3. Подвижные игры

«Жучки на листиках», «Найди свой домик» (форма)

Январь

Пять - шесть

1.Чтение художественной литературы:

Б. Заходер «Птичья школа»; р. н. сказки «Зимовье», «Морозко», «Репка»; Г.Х.Андерсон «Пятеро из одного стручка» 2.Дидактические игры:

«Возьми столько же», «Закрой ненужную цифру», «Дорисуй»,

3. Подвижные игры

повторить

Февраль

Шесть -семь

1.Чтение художественной литературы:

Братья Гримм «Шесть лебедей», р.н.сказка «Волк и семеро козлят», В. Катаев «Цветик – семицветик», Брать Гримм «Белоснежки и семь гномов»

2.Дидактические игры:

«Закрой ненужную цифру», «Нарисуем радугу», «Божья коровка»

3.Развлечение «Теремок»

Март

Семь - восемь

1.Чтение художественной литературы:

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», И. Гурина «Однажды семёрка гуляла по лесу», «Восьмёрка зимою смотрела в окно»

 2.Дидактические игры:

«У кого хвост длиннее», «Кто скорее свернёт ленту», «Нарядные зверюшки», « Закрой ненужную цифру»,

Апрель

Восемь-девять

1.Чтение художественной литературы:

Ш. Перро «Кот в сапогах», р .н. сказки «Царевна – лягушка», «Теремок», Г.Х. Андерсон «Дюймовочка», И. Гурина «В теремке жила девятка»

 2.Дидактические игры:

«Составь предмет», «Украсим коврик», «Закрой ненужную цифру», «Сделай столько же движений», «Найди закономерность и продолжи ряд»,

3.подвижные игры

«Зеркало», «Сделай столько же движений, сколько услышите ударов в бубен»

Май

Ноль

Счет до10

1.Чтение художественной литературы:

И. Токмакова « Может ноль не виноват», С. Маршак «Вот это ноль иль ничего», «Весёлый счет», В. Тунников «Стих про весёлые цифры», А. Игнатова «Сказка с цыфрами» 2.Дидактические игры:

«Собери числовой ряд», «Какой цифры не стало», «Найди ошибку», «Вставь пропущенное число», «Сосчитай и назови», «Нарисуй любимое число»

3.подвижные игры

«Поезд», «Найди свой цветок» (цифры)

Все месяцы

Рисование, лепка, украшение, вырезание из бумаги цифр, аппликация.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика со счётом.

 Работа с родителями

Консультации

  1. Математические игры в домашних условиях
  2. Как знакомить детей с цифрами
  3. Весёлая математика (папка-раскладушка)

Родительское собрание

«Роль семьи и детского сада в развитии умственных способностей детей»

Презентация  «1,2,3,4,5 – все умеем мы считать»

Совместная деятельность родителей и детей

Найти и вырезать из газет, журналов нужную цифру, наклеить; выучить стих про цифру, нарисовать количество предметов в соответствии с цифрой, придумать и записать историю про цифру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процесс...

Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»

Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...