«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
консультация по математике на тему
Предварительный просмотр:
«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. В детском саду математике не учат , формируют у детей элементарные математические представления. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - даёт основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых теми, кто решает задачу, занимательный материал можно разделить на 3 основные группы: развлечения; математические игры и задачи; дидактические игры и упражнение. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего и воспитания: Активизировать умственную деятельность; заинтересовать математическим материалом; увлекать и развлекать детей; расширять , углублять математические представления; упражнять в применении знаний в других видах деятельности, новый обстановке.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возраста наибольшее применение находят дидактические игры.
Основное назначение – обеспечить упражняемость детей в различении , выделении , назывании множества предметов , чисел , геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знание , знакомить детей со способами действий. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей , целью, назначением, содержанием занятий . В младший группе , особенно в начале года , все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью закрепления ранее изученного.
Можно условно выделить 2 большие группы игр. К первой относятся все математические задачи , игры на смекалку ( Назови число ; Числовой ряд ) , где необходимы умения устно вычислять . Решение задач второй группы , не требует специальной математической подготовки , необходимы лишь находчивость и сообразительность . ( В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила ими трёх девочек . Каждая из девочек получила по яблоку , и одно осталось в вазе. Как это получилось? )
Широко используются занимательные по форме и содержанию дидактические игровые упражнения . Они отличаются от типичных заданий необычностью преподнесение её от имени какого- либо литературного сказочного героя ( Буратино , Чебурашка ). Назначение их- упражнять детей с целью выработки умений , навыков. В младший группе обычным игровым упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым материалом ( Посадим кукол на стулья ) Упражнении проводит воспитатель ( даёт задания , контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны , чем дидактической игре.
Итак, дидактического игры и игровые упражнения математического содержания- наиболее известные и применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала . Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми , а также проводится со всеми детьми или подгруппой в свободное от занятий время.
Математические развлечения представлены разного рода задачами , играми , упражнениями на пространственные преобразования , моделирование , воссоздание фигур- силуэтов ( игра- Танграм) , головоломками , ребусами , лабиринтами . Они интересны по содержанию , занимательны по форме ,отличаются необычностью решения . Например , головоломки могут быть арифметическими ( угадывание чисел ), геометрическими ( разрезание бумаги) , буквенными ( кроссворда) . Разновидностью математических задач и игр являются логические игры , задачи. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий (Чем отличаются ; Найди недостающую фигуру) и предполагают строгую логику действий . Из многообразию математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи –шутки . В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной , пространственной , временной точки зрения , подмечены простейшие математические отношения ( 2 кольца , 2 кольца , а посередине гвоздик ).
Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом . Для решения их надо в большей мере проявить находчивость , смекалку , понимание юмора , нежели познание в математике . Построение, содержание , вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу ( Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?). Назначение загадок и задач – шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности , выработке умения выделять главные свойства . Они могут быть использованы в процессе разговоров , бесед , наблюдений . Задачи – шутки могут быть предложены в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначении их в данном случае состоит в создании положительного эмоционального состояния , интереса к предстоящей деятельности на занятии . На протяжении занятия , особенно при переходе от одной могут служить средством активизации , переключения внимание детей , интеллектуального отдыха.
Занимательной математической материал является хорошим средством воспитания уже в дошкольном возрасте интереса к математике , к логике , желания проявлять умственную активность ,сосредоточивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-366008-1633985118.jpg)
Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают об...
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/29/picture-203996-1703880945.jpg)
Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/20/picture-1445164-1671530142.jpg)
Опыт работы по теме"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1506801-1705647301.jpg)
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-957381-1540554353.jpg)
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...