Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка

Людмила Владимировна Шаповалова

Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают обучающие и игровые задачи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr_20-21g.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Актуальность темы: Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических и развивающих игр.

Задачи: 

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить игротеку дидактических и развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал во время образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

                 

Срок реализации: 2019-2021гг.

     Предполагаемый результат (педагог): повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Предполагаемый результат (дети): активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды.

2 этап. Аналитический

Содержание работы

Сроки

1

Теоретическая часть:

1. Математика и дети» - А. Белошинская

2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» - серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

8. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

9. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.

10. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.

11. Интернет-ресурсы.

в течение года

 

               

3 этап. Организационный

Содержание работы

Сроки

2

Практическая часть:

1. Составление перспективного плана

2. Использование дидактических и развивающих игр, заданий, упражнений по формированию математических представлений в образовательном процессе.

3. Написание отчёта о проделанной работе, выступление с ним на педсовете.

сентябрь

октябрь-май

май

4 этап. Завершающий

5 этап. Презентационный

Перспективный план самообразования на 2020-2021 учебный год

Срок

 

Этап

Содержание работы

Примечание

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение методической литературы по данной проблеме.

2. Составление перспективного плана.

3. Прогнозирование результатов.

- посещение семинаров, вебинаров;

- дискуссии, обмен опытом с коллегами;

- работа с родителями;

- отчет по теме самообразования.

Октябрь - май

Накопительно - практический

1. Работа над развивающей математической средой группы.

2. Разработка картотек игр по ФЭМП.

3. Работа над созданием методических папок.

4. Проведение образовательной деятельности по математике, с использованием игрового занимательного материала (загадок, задач-шуток, занимательных вопросов).

4. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала

5. Использование дидактических и развивающих игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. 

6. Работа с родителями.

 

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте воспитателя и в социальной сети работников образования.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧ. ГОД.

Раздел плана

Срок

Формы работы

Практический выход

Работа с детьми

Сентябрь

2020 г.

Ориентировка в пространстве относительно предмета, относительно себя: "Поставь (предмет) справа от, за, перед ", "Полочка" (что находится слева от., справа от., над., под.); "У нас в группе"(ориентировка по группе); "Куда пойдёшь, что найдёшь"; "Кто со мною рядом, возле, спереди,  сзади".

Оформление в группе фотостенда «Наши будущие первоклассники»

Октябрь

2020 г.

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Квест-игра «Поиски клада»

Проведение образовательной деятельности, с использованием игрового занимательного материала

Ноябрь

2020 г.

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

Геометрические фигуры:

"Форма и цвет" (игра по карточкам, найди подобное); "Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету); "Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну); "Волшебные резиночки" (ориентировка на плоскости)

Сборник сказок

Декабрь

2020

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Игры с цифрами и числами: "Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

Развлечение «Весёлая математика»

Январь

2021г.

- Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

- Словесная дидактическая игра «Дни недели».

- Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

- Дидактическая игра «Времена года»

Освоение навыков умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года) 

Февраль

2021 г.

Чтение и инсценировка математической сказки А. Прейсен «Козленок, который умел считать до десяти». Использование дидактического материала по сказке на занятиях.

Закрепление порядковых и количественных числительных.

Д/и с цифрами и числами: «Назови скорей», «Покажи столько же», «Что изменилось?», «Веселая гусеница»,

«Соедини цифры с нужным количеством».

 Инсценировка математической сказки

Март

2021 г.

Д/и «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое представление. Научить их соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: карточки с изображениями чашек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Давайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам       нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету».

Д/и "У нас в группе"(ориентировка по группе); "Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну).

Привлечение родителей к изготовлению игры

Апрель

2021г.

Д/и «Занимательные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг». Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей основе круг».

Д/и "Куда пойдёшь, что найдёшь", "Форма и цвет" (игра по карточкам, найди подобное); "Соедини цифры с нужным количеством".

Май

2018г.

Итоговое занятие по математике с

использованием дидактических игр

«Путешествие Знайки и Незнайки»

Работа с родителями

Сентябрь

 Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр в обучении математике детей дошкольного возраста».

Октябрь

Консультация

«Обучение дошкольников математике в условиях семьи».

Ноябрь

Оформление папки-передвижки

по теме «По дороге к математике»

Папка-передвижка.

Декабрь

Консультация «Воспитание ребенка в игре»

Январь

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»

Подбор материала по темам.

Февраль

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Март

Рекомендации «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Памятка-передвижка.

Апрель

Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

 

Май

  Консультация «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

Отчет о проделанной работе.

- отчет по теме самообразования.

Слайд – презентация о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....

Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...

Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что  дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...