Методическая разработка «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка
Организуя игры во время образовательной деятельности, вне занятий, в повседневной жизни, педагоги закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают обучающие и игровые задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Актуальность темы: Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических и развивающих игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить игротеку дидактических и развивающих игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал во время образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Срок реализации: 2019-2021гг.
Предполагаемый результат (педагог): повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Предполагаемый результат (дети): активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; пополнение предметно-развивающей среды.
2 этап. Аналитический
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Теоретическая часть: 1. Математика и дети» - А. Белошинская 2. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова 3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. 4. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина. 5. «Играем в числа» - серия пособий 6. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина. 7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с. 8. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. 9. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. 10. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с. 11. Интернет-ресурсы. | в течение года
|
3 этап. Организационный
№ | Содержание работы | Сроки |
2 | Практическая часть: 1. Составление перспективного плана 2. Использование дидактических и развивающих игр, заданий, упражнений по формированию математических представлений в образовательном процессе. 3. Написание отчёта о проделанной работе, выступление с ним на педсовете. | сентябрь октябрь-май май |
4 этап. Завершающий
5 этап. Презентационный
Перспективный план самообразования на 2020-2021 учебный год
Срок
| Этап | Содержание работы | Примечание |
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1. Изучение методической литературы по данной проблеме. 2. Составление перспективного плана. 3. Прогнозирование результатов. | - посещение семинаров, вебинаров; - дискуссии, обмен опытом с коллегами; - работа с родителями; - отчет по теме самообразования. |
Октябрь - май | Накопительно - практический | 1. Работа над развивающей математической средой группы. 2. Разработка картотек игр по ФЭМП. 3. Работа над созданием методических папок. 4. Проведение образовательной деятельности по математике, с использованием игрового занимательного материала (загадок, задач-шуток, занимательных вопросов). 4. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала 5. Использование дидактических и развивающих игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. 6. Работа с родителями. |
|
Май | Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). 3. Планирование деятельности и перспектив развития. | Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте воспитателя и в социальной сети работников образования. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧ. ГОД.
Раздел плана | Срок | Формы работы | Практический выход | |
Работа с детьми | Сентябрь 2020 г. | Ориентировка в пространстве относительно предмета, относительно себя: "Поставь (предмет) справа от, за, перед ", "Полочка" (что находится слева от., справа от., над., под.); "У нас в группе"(ориентировка по группе); "Куда пойдёшь, что найдёшь"; "Кто со мною рядом, возле, спереди, сзади". | Оформление в группе фотостенда «Наши будущие первоклассники» | |
Октябрь 2020 г. | Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. Квест-игра «Поиски клада» | Проведение образовательной деятельности, с использованием игрового занимательного материала | ||
Ноябрь 2020 г. | Придумывание сказок про геометрические фигуры. Геометрические фигуры: "Форма и цвет" (игра по карточкам, найди подобное); "Избушка"(соотносить предметы по форме и цвету); "Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну); "Волшебные резиночки" (ориентировка на плоскости) | Сборник сказок | ||
Декабрь 2020 | Игровая деятельность с использованием математических заданий. Игры с цифрами и числами: "Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница". | Развлечение «Весёлая математика» | ||
Январь 2021г. | - Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя» - Словесная дидактическая игра «Дни недели». - Отмечаем разноцветными кружками дни недели. - Дидактическая игра «Времена года» | Освоение навыков умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года) | ||
Февраль 2021 г. | Чтение и инсценировка математической сказки А. Прейсен «Козленок, который умел считать до десяти». Использование дидактического материала по сказке на занятиях. Закрепление порядковых и количественных числительных. Д/и с цифрами и числами: «Назови скорей», «Покажи столько же», «Что изменилось?», «Веселая гусеница», «Соедини цифры с нужным количеством». | Инсценировка математической сказки | ||
Март 2021 г. | Д/и «Помоги Федоре» Цель: формировать и развивать у детей цветовое представление. Научить их соотносить цвета разнородных предметов. Материал: карточки с изображениями чашек и ручек к-ним разных цветов. «Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Давайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Д/и "У нас в группе"(ориентировка по группе); "Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну). | Привлечение родителей к изготовлению игры | ||
Апрель 2021г. | Д/и «Занимательные круги» Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы. Материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов). «Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг». Далее ребенку предлагается из круга, нарисованного на бумаге, нарисовать какой-нибудь предмет. Пусть ребенок из каждого круга нарисует что-нибудь, имеющее в своей основе круг». Д/и "Куда пойдёшь, что найдёшь", "Форма и цвет" (игра по карточкам, найди подобное); "Соедини цифры с нужным количеством". | |||
Май 2018г. | Итоговое занятие по математике с использованием дидактических игр «Путешествие Знайки и Незнайки» | |||
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Роль дидактических игр в обучении математике детей дошкольного возраста». | ||
Октябрь | Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». | |||
Ноябрь | Оформление папки-передвижки по теме «По дороге к математике» | Папка-передвижка. | ||
Декабрь | Консультация «Воспитание ребенка в игре» | |||
Январь | Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. Рекомендации для родителей «Математика – это интересно» | Подбор материала по темам. | ||
Февраль | Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников» | |||
Март | Рекомендации «Занимательная математика дома в повседневной жизни». | Памятка-передвижка. | ||
Апрель | Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «Как научить детей определять свойства предметов». |
| ||
Май | Консультация «Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе». | |||
Отчет о проделанной работе. | - отчет по теме самообразования. | Слайд – презентация о проделанной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693588-1445456241.jpg)
«Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений»
Консультация для воспитателей...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Формированию у ребёнка математических представлений способтвует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений....
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
ВАжно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приёмов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/29/picture-203996-1703880945.jpg)
Консультация для родителей: «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений в младшей группе»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/20/picture-1445164-1671530142.jpg)
Опыт работы по теме"Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"
Обобщение опыта работы по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1506801-1705647301.jpg)
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Математика – уникальный предмет. Она незаменима для развития у детей: логического мышления; памяти, речи, творческих способностей стимулирует умственную активность и развивает смекалку детей.Осо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/26/picture-957381-1540554353.jpg)
Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей - дошкольников. Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям по ФЭМП только в том случае, ...