Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «От А до Я »
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

Атарская Вероника Валерьевна

Программа предназначена для педагогов старших и подготовительных групп для подготовки детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_podgotovka_k_shkole_kolesnikova.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение «Управление дошкольного образования» исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Детский сад общеразвивающего вида №42»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

«От А до Я »

Руководитель:

АТАРСКАЯ ВЕРОНИКА ВАЛЕРЬЕВНА

Воспитатель I кв. категории

Нижнекамск

2015

Пояснительная записка

Душа ребенка – пламенный сосуд,

Прозрачны стенки, совершенны формы,

Но от того, чем мы его  наполним,

Зависит будущего человека суть.

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный

кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. Если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в, свойственных для них, привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Взрослым необходимо помнить, что чтение, письмо, математические навыки – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического, интеллектуального). Развитие каждого ребенка должно плавно протекать в рамках его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.

Проблема раннего обучения детей существовала и в 19 веке и, перешагнув через столетие, существует до сих пор. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе (по их мнению – это овладение умением читать и писать).

Дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, у первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим словом. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки.

Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время, обычно во второй половине дня. Занятия в кружках, и студиях позволяют ребёнку раскрыться, а взрослым увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов!

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по подготовке детей к школе.

Возрастной диапазон  – 6 -7 лет.

Продолжительность обучения – 1 год.

Количество часов – 64 (2 раза в неделю)

Продолжительность занятия – 25-30 минут.

Цель программы -

  

Всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к учебной деятельности, в соответствии с запросами и требованиями современной школы, в рамках реализации нового образовательного стандарта второго поколения, позволяющих детям в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Задачи:

  • Воспитывающие:

Воспитывать усидчивость,  организованность, самостоятельность, аккуратность;

Формировать культуру общения друг с другом;

  • Обучающие:

Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;

Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;

Развитие мотивации к учебной деятельности.

  • Развивающие:

Прививать ответственное отношение к учебе;

Активизировать творческий потенциал;

Развить умения и навыки,  необходимые для занятий в начальной школе;

     Развивать память, мышление, воображение.

Принципы построения программы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей
  • Доброжелательный климат
  • Недопустимость менторской позиции и порицания
  • Положительная оценка любого достижения ребенка
  • Проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста
  • Занимательность
  • Наглядность

 

Программа состоит из следующих разделов:

  • «От звука к букве»  Е.В.Колесникова
  • «Математические ступеньки» Е.В.Колесникова

Учебно-методическое обеспечение программы:

  • «Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова
  • «Математика для детей 6 -7 лет» Е.В.Колесникова
  • Тетради на печатной основе «От А до Я» Е.В.Колесникова
  • Тетради на печатной основе «Я считаю до 20» Е.В.Колесникова

Условия реализации программы

  • Количество детей в группе – 17 человек

  • Занятия организуются на базе детского сада  в течение всего учебного года

  • Временная структура -  два раза в неделю с  25-30 минутными занятиями

  • Гигиенические требования по  организации обучения детей

  1. каждый ребенок обеспечивается удобным рабочим местом за партой, в соответствии с его ростом и состоянием здоровья

  1. в комнате боковое левостороннее естественное освещение

  1. искусственное освещение соответствует государственным гигиеническим требованиям к нему

  1. во время занятий  обязательно проводятся физминутки, гимнастика для глаз, динамические паузы с целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения детей

  1. перед каждым занятием осуществляется влажная уборка помещения и сквозное проветривание

  1.  на занятии осуществляется смена видов деятельности, а все темы изучаются в ходе разнообразных игр, что соответствует возрастным особенностям дошкольников

Диагностика и ожидаемые результаты

Работа по программе показывает позитивные результаты в уровне развития детей  (психическом, социальном, мотивационном) и их готовности к обучению в школе.

На последних занятиях  проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

 


«От звука к букве»

Цели и задачи

  1. Подготовка детей к обучению чтению, письму и  совершенствование связной речи ребенка

  1. Развитие

 

  • связной речи
  • фонетического слуха
  • творческого мышления
  • мелкой моторики движений
  • мышц двигательного аппарата руки
  • двигательных  и зрительных факторов как единого целого действия

Направления работы

  1. развитие связной речи
  2. подготовка к обучению чтению
  3. подготовка к обучению письму

Содержание курса

  1. Развитие связной речи
  • Обучение правильному произношению
  • Развитие творческого воображения и образного мышления
  • Совершенствование звуковой культуры речи
  • Упражнения в дифференциации звуков на слух
  • Укрепление и развитие артикуляции (голос, сила, интонация, темп, паузы)
  • Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок
  • Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки
  • Развитие монологической и диалогической речи
  • Обучение передаче текста с опорой на иллюстрации
  • Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков  

  1. Подготовка к обучению чтению

  • Выделение из речи слов, звуков
  • Знакомство с правильным произношением звуков
  • Выделение звуков в начале, в конце и середине слова
  • Сопоставление слов по звуковой структуре
  1. Подготовка к обучению письму

  • Знакомство с контуром и его особенностями
  • Графические упражнения
  • Штриховка
  • Пальчиковые игры
  • Росчерки
  • Правила посадки при письме

К завершению подготовки к обучению  дети должны:

  • знать буквы русского алфавита
  • писать буквы русского алфавита в клетке
  • понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»
  • определять место звука в слове: в начале, в середине и в конце
  • различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласный-красный квадрат, твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
  • уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;
  • соотносить звук и букву
  • писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
  • проводить звуковой анализ слова
  • читать слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;
  • правильно пользовать терминами «звук», «слог», «предложение»
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его
  • овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности

«Математические ступеньки»

Цель

Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовка к школе.

Задачи

  • Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Увеличение объема внимания и памяти.
  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  • Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Содержание курса

Количество и счет.

        На занятиях по этой теме у детей  следует  развивать  общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

        Совершенствовать  навыки  количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

         Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

        Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

        Познакомить с составом второго пятка из единиц.

        Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

        Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Величина.

        Раскладывать  предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие  определения.

        Делить предмет на 2-8  равных  частей  путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.

        Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

        Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.

        Способствовать развитию глазомера.

Геометрические фигуры.

        Закреплять знания о геометрических  фигурах:  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

        Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

         Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

        Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

         Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)

        Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

        Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

        Продолжать  учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Ориентировка во времени.

        Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

        Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала ,потом, до, после, раньше, позже.

        Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

        Учить определять время  по часам с точностью до часа.

Ориентировка в пространстве.

        Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

        Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу  (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

        Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

        Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка ,плана.

Логические задачи.

        Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

К завершению подготовки к обучению  дети должны

уметь:

•        Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества  и целое по известным частям;

•        Считать до 20 и дальше(количественный и порядковый счет до 20);

•        Называть числа в прямом и обратном порядке до10;

•        Соотносить цифру и количество предметов;

•        Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

•        Пользоваться цифрами и математическими знаками;

•        Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

•        Измерять длину предметов;

•        Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;

•        Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;

•        Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

•        Определять временные отношения;

знать:

•        Состав чисел первого десятка( из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

•        Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;

•        Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

•        Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;

        В результате обучения детей происходит воспитание  таких качеств , как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться  для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

        Для проведения занятий используются   наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный  и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(64 занятия)

№ занятия

Тема

Цели

1

Звук и буква А.                                                        

Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. Способствовать развитию фонематического слуха. Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой А. Учить писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце). Формировать навык самоконтроля и самооценки.

2

Числа и цифры от 1 до 10. Знаки +,-,=, математические задачи, величина .

Закреплять:    знания  о числах от 1 до 10; квадрате и прямоугольнике, учить рисовать их в тетрадях в клетку; умение писать цифры от 1 до 10; устанавливать соответствие между количеством  предметов и цифрой; отгадывать математическую загадку, записывать ее решение; выкладывать квадрат, прямоугольник из счетных палочек; учить сужать поле поиска объекта,  понимать  учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

3

Звук и буква О.                                                        

Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Познакомить с буквой О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме букву О в месте, где слышится звук А (в начале, в середине, в конце).

4

Знаки =,≠.+,-; математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

Закреплять знания о знаках, умение писать их, сравнивать величину предметов, записывать результаты. Учить составлять арифметические задачи и записывать х решения с помощью цифр и знаков, выделять в задаче  условие, вопрос, ответ; понимать  учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Учить формировать учебную задачу, сужать поле поиска объекта.

5

Звук и буква У.                                                        

Продолжать знакомить с  условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком У. Учить интонационно выделять звук У в словах. Познакомить с буквой У, как с письменным обозначением звука У. Учить писать печатную букву У, используя образец.

6

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Закрепить умение считать по образцу и названному числу, закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами; закрепить умение видеть в форме предмета геометрические фигуры; закрепить знания о последовательности частей суток; учить понимать  учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

7

Звук и буква Ы.                                                        

Продолжать знакомить с  условным обозначением гласных звуков – красный квадрат. Учить определять место звука в слове, используя условное обозначение. Учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить отгадывать загадки, развивать внимание, логическое мышление. Учить интонационно выделять в словах звук Ы. Познакомить с буквой Ы, как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой.

8

Знаки <,>,=,; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа 6 из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков<,>; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать треугольники, трапеции в тетради в клетку; знания о составе числа 6 из двух меньших чисел. Продолжать учить решать логические задачи на установление закономерностей. Учить сужать поле поиска объекта.

9

Звук и буква Э.                                                        

Познакомить с гласным звуком Э и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять  место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой Э, как письменным знаком звука Э.  Учить писать печатную букву Э, используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы А,О, У,Ы.

10

Соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них, записывать цифрами результат счета. Продолжать учить: отгадывать математическую загадку, записывать ее решение с помощью знаков и цифр; понимать учебную задачу и выполнять  ее самостоятельно. Упражнять детей в выявлении заданного признака. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением.

11

Чтение слов АУ, УА. Закрепление пройденного.                    

Формировать умение читать слова из пройденных букв УА, АУ. Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, Ы, Э. Закреплять умение   первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать учить определять, какой гласный звук находится в середине слова. закреплять умение писать печатные гласные буквы.

12

Установления соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели. Логическая задача. Ориентировка в пространстве.

Продолжать учить  понимать отношения между числами, закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания о днях недели; продолжать учить решать логическую задачу; закреплять умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

13

Звук и буква Л. Чтение слогов.                                                    

Познакомить со звуком Л, как согласным звуком,  и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять  место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Л в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Л. Учить писать печатную букву Л, используя образец. Учить читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Учить писать слоги в схемах слова.

14

Порядковый счет, счет по названному числу. Логическая задача. Состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры.

Продолжать учить: различать  количественный и порядковый счет в пределах 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; воспроизводить количество предметов по названному числу. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умения понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу; формулировать учебную задачу Продолжать знакомить: с составом числа из двух меньших. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

15

Звук и буква М. Чтение слогов. Чтение слов. Ударение.

Познакомить со звуком М, как согласным звуком,  и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять  место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук М в словах. Познакомить с печатным написанием буквы М. Учить писать печатную букву М, используя образец. Учить читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Учить определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом. Учить читать слова из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Учить проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Учить выделять в слове ударный слог и ударные гласные.

16

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве, решение примеров.

Продолжать учить: решать арифметические задачи записывать решение с помощью цифр и знаков; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; измерять линейкой, записывать результаты измерения. Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры ;навыки самоконтроля и самооценки.

17

Звук и буква Н. Чтение слогов. Чтение слов.                          

Познакомить со звуком Н, как согласным звуком,  и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять  место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить интонационно выделять звук Н в словах. Познакомить с печатным написанием буквы Н. Учить писать печатную букву Н, используя образец. Учить читать слоги НА, НО, НУ, НЫ,НЭ. Учить читать слова из пройденных букв – луна, мыло. 

18

Цифры от 1 до 10, число 11,знакомство с понятием «десяток»

Закреплять: знания о цифрах от 0до 9 и числе 10; умение устанавливать между числом  и цифрой.  Познакомить: с образованием числа 11;новой счетной единицей-десятком; условным обозначение десятка - квадрат, единицы — круг; часами: циферблат, стрелки, определять время с  точностью до получаса. Продолжать учить: решать логическую задачу на установление закономерностей. Формировать: умение понимать  учебную задачу и выполнять ее самостоятельно

19

Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением. Чтение предложений.

Познакомить со звуком Р, как согласным звуком,  и его условным обозначением – синий квадрат. Учить определять  место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с печатным написанием буквы Р. Учить писать печатную букву Р, сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Учить определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Учить  читать предложение. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначение предложения.

20

Независимость числа от пространственного расположения предметов, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Продолжать учить: понимать независимость числа от величины предметов; отгадывать математическую загадку, записывать решение; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение: понимать отношения  между числами;  составлять число 7 из 2 меньших;  рисовать символическое изображения одежды по клеткам, используя образец. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки.

21

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов                                                      

Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать написанное слова РОМА. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Способствовать развитию фонематического слуха, восприятия. Закреплять умение определять место звука в слове

22

Число 12, выполнение измерений с помощью линейки, определение времени по часам, круг.

Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать число 12;определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; закреплять знания о геометрических фигурах - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Учить детей изменять объект, его часть по признаку динамичности или статичности.

23

Буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.                        

Познакомить с гласной буквой Я и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать букву Я. Учить читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ,  НА – НЯ, РА – РЯ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Учить читать слова и предложения. Учить отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Учить записывать предложения схематически, определять порядок следования слов в предложении.

24

Отношения между числами, величина, повторение времен года, месяцев.

Учить: как из неравенства можно сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и  12; формулировать учебную задачу; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять и рисовать отрезки заданной длины. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умение составлять число восемь из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись. Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки. Формирование широкого и глубокого представления об объектах природного мира.

25

Буква Ю. Чтение слогов, слов.                                                    

Познакомить с буквой Ю и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать печатную букву Ю. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения.

26

Число 13 , математическая задача, решение примеров, геометрические фигуры

Знакомить: с образованием числа 13 и новой счетной единицей – десятком. Учить: записывать число 13;решать арифметическую задачу, записывать условие задачи, читать запись; логическую задачу на установление закономерностей; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Учить сужать поле поиска объекта.   Формировать: умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; навыки самоконтроля и самооценки.

27

Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений.

Познакомить с буквой  Е и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать печатную букву Е. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить соотносить схему с написанным словом. Учить составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками.

28

Решение примеров, знаки +,-, соответствие между цифрой и количеством предметов, треугольник.

Учить: составлять примеры, читать записи; решать логическую задачу, формулировать учебную задачу, понимать учебную задачу и выполнять ее сам-но. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умение правильно пользоваться знаками; различать понятия  выше, глубже. Знакомить: с элементами геометрической фигуры «треугольник». Формировать: навыки самоконтроля и самооценки.

29

Буква Ё. Чтение слогов, слов.                                                        

Познакомить с буквой Ё и ее условным обозначением – красный квадрат. Учить писать печатную букву Ё. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные, согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Учить читать слоги и слова.

30

Число 14, логическая задача, дни недели.

Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 14; решать логические задачи. Развивать: зрительное внимание, навыки самоконтроля и самооценки. Формирование широкого и глубокого представления об объектах рукотворного мира.

31

Звук и буква И. Чтение слогов, слов.                                      

Познакомить с буквой И и ее условным обозначением – красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Учить писать печатную букву И. Учить читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить проводить фонетический разбор слов.

32

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, прямоугольник.

Продолжать учить: считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; решать логическую задачу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;  записывать  и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших. Учить сужать поле поиска объекта. Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки.

33

Закрепление пройденного материала.                                                          

Закрепить умение писать гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Продолжать учить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Учить писать и читать слова: мяу, му, юла, лимон. Учить читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах.

34

Число 15,соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей-десятком. Учить: записывать образование числа 15, читать запись; рисовать символическое изображение кошки, называть геометрические фигуры, из которых состоит нарисованная кошка; формировать учебную задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в тетради в клетку; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;  формировать навыки самоконтроля и самооценки. Развивать у детей мыслительные операции на объектах рукотворного мира.

35

Звуки Г-К, ГЬ-КЬ, буквы Г, К. Чтение слогов. Составление и условная запись предложения.

Знакомить со звуками Г-К как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Г-ГЬ, К-КЬ. Закрепить умение использовать обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый – мягкие. Познакомить с буквами Г-К, как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Г-К сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с  Г+10 гласных, с К+10 гласных. Продолжать учить составлять предложения по сюжетной картинке. Учить записывать предложение условными обозначениями.

36

Числа от 1 до 15 , решение примеров, овалы.

Учить: понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов; навыки самоконтроля и самооценки. Продолжать учить детей классифицировать объекты материального мира.

37

Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ, буквы Д, Т. Чтение слогов, предложений.

Знакомить со звуками Д-Т  как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами Д-Т, как письменными знаками согласных звуков  ДЬ-ТЬ, Д-Т. Учить писать печатные буквы Д-Т сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с Д+10 гласных, с Т+10 гласных.  Познакомить со звуками Д-ДЬ, Т-ТЬ. Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.

38

Число 16, измерение линейкой, работа с моделью часов.

Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по его результатам; определять время по часам; решать логическую задачу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учить сужать поле поиска объекта.

39

Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В,Ф. Чтение слогов, предложений.

Знакомить со звуками В-Ф  как звонкими и глухими согласными.. Познакомить с буквами В-Ф, как письменными знаками согласных звуков  В-Ф, ВЬ-ФЬ. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, затем самостоятельно. Учить читать слоги с В+10 гласных, с Ф+10 гласных.  Учить писать слова, проводить фонетический разбор слова. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова  не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

40

Математическая загадка, знаки +,-. Состав чисел из двух меньших. Знакомство с объемными фигурами.

Продолжать учить отгадывать математическую загадку; определять, какой мат. знак  надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших чисел, записывать результат, дорисовывать треугольников до знакомых предметов, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, записывать решение загадки. Формировать: навыки самоконтроля и самооценки. Научить делать фантастические преобразования объекта по признаку «размер».

41

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ, буквы З,С. Чтение слогов, слов.                

Знакомить со звуками З-С  как звонкими и глухими согласными.. Познакомить с буквами З-С и звуками З-ЗЬ, С-СЬ. Учить писать печатные буквы З-С. Учить читать слоги с З+10 гласных, с С+10 гласных.  Учить читать слова. Учить отгадывать загадки.

42

Число 17, решение примеров, счет по образцу и названному числу, определение времени по часам.

Знакомить: с образованием числа 17. Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; логическую задачу на установление закономерностей; учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; считать по названному числу и образцу. Закреплять: умение понимать отношения между числами, знать, как из неравенства сделать равенство. Знакомить: с часами и их составляющими. Научить детей делать фантастические преобразования объекта по признаку «Времени».

43

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ, буквы Б,П. Чтение слогов, слов, предложений.

Знакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными.. Познакомить с буквами Б-П и звуками Б- БЬ, П- ПЬ. Учить писать печатные буквы Б-П. Учить читать слоги с Б+10 гласных, с П+10 гласных.  Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление.

44

Число 17, рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.

Продолжить знакомить: с образованием числа 17. Закреплять: умение записывать 17, рисовать символическое изображение собачки в тетради в клетку. Учить: анализировать узор и продолжать его по образцу; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; решать логическую задачу.

45

Звуки Х-ХЬ, буква Х. Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную  букв Х. Учить читать слоги с Х+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Учить подбирать к картинке соответствующий текст( предложение).

46

Число 18,счет по названному числу, знакомство с объемными фигурами, логическая задача.

Знакомить: с образованием числа 18. Учить: писать число 18, решать логическую задачу на установление закономерностей, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять: умение число 18 из двух меньших, знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Закреплять умение последовательно выстраивать цепочку действий.

47

Звуки и буквы Ж, Ш. Чтение слогов, слов.                                

Познакомить со звуками Ж-Ш – звонкими, глухими. Познакомить с условным обозначение звуков Ж-Ш – синий квадрат. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов.

48

Число 18, решение примеров, ориентировка в пространстве, времена года и месяцы.

Закреплять: знания об образовании числа 18, последовательности времен года, ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить: решать примеры, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение последовательно выстраивать цепочку действий.

49

Звуки и буквы Ч-Щ. Чтение слогов, предложений.

Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначение звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить читать небольшие тексты. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова (бычок, бочок).

50

Число 19 ,состав числа 10 из двух меньших чисел, сравнение предметов по величине.

Знакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком. Учить: писать число 19, решать логическую задачу, понимать и решать учебную задачу, сравнивать предметы по величине. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. Дать глубокое представление об объектах рукотворного мира.

51

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов, стихотворных текстов.

Познакомить с согласным твердым звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова.

52

Число 19,геометрические фигуры, измерение фигур линейкой.

Продолжать знакомить с образованием числа 19, учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов, измерять линейкой, решать логическую задачу на анализ и синтез, формулировать учебную задачу. Формировать умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

53

Звук и буква Й. Чтение слов, стихотворных текстов.              

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Совершенствовать навык чтения. Закрепить умение записывать слово знаками и буквами.

54

Число 20,решение примеров. Распознавание объемных фигур.

Знакомить с числом 20. Учить писать число 20, решать примеры, логические задачи, формулировать учебную задачу, понимать ее  и выполнять самостоятельно. Продолжать учить классифицировать объекты природного мира.

55

Буква Ь. Чтение слов, стихотворных текстов.                          

Познакомить с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

56

Решение арифметической задачи, решение примеров.

Продолжать учить: решать арифметическую задачу; примеры, логическую задачу, измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Учить детей сочинять варианты рифмованных текстов, воспитывать чувство уважения к ветеранам, гордость на нашу страну.

57

Буква Ъ. Чтение слов, стихотворных текстов.                          

Познакомить с печатной буквой Ъ. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

58

Знаки +, -, соотнесение количества предметов с цифрой, определение времени по часам.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками. Отгадывать математическую  загадку, записывать решение, определять время на часах с точностью до получаса. Измерять с помощью линейки, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Учить сужать поле поиска объекта.

59

Закрепление пройденного материала: чтение слов, слогов, предложений.

Продолжать учить писать названия предметов. Учить читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закрепить умение проводить фонетический разбор слова. Учить разгадывать ребусы.

60

Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры, работа в тетради в клетку.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; закреплять знания о последовательности дней недели; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить рисовать в тетради в клетку. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить формулировать учебную задачу, понимать ее, выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

61

Закрепление пройденного материала: чтение слов, составление и запись предложений.

Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Учить составлять и записывать предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слова.

62

Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве. Логическая задача

Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентироваться  по отношению к себе и другому лицу. Решать логическую задачу на анализ и синтез. Понимать отношения между числами; формировать навыки самоконтроля и самооценки. Учить сужать поле поиска объекта.

63

Закрепление пройденного материала:

алфавит, чтение стихотворений.

Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы. Совершенствовать навык чтения.

64

Задачи-шутки, решение примеров, математические загадки.

Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием, примеры, читать запись; отгадывать математические загадки; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять знания о весенних месяцах: марте, апреле, мае. Закреплять навык самоконтроля и самооценки.


Литература

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с. 

  1. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

  1. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 48 с.

  1. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

  1. Колесникова Е.В. «Развитие звуко – буквенного анализа» - М.: Ювента, 2014. – 80 с.

  1. Колесникова Е.В. «От А до Я» - М.: Ювента, 2014. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей к школе....

Рабочая программа по подготовке детей к школе.

Готовим детей к школе в детском саду. Кружковая работа....

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта.         Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...

Модифицированная рабочая программа по подготовке детей к школе "Развивай-ка"

Данная программа создана совместно с воспитателем с целью сформировать у детей подготовительной группы готовность к  освоению школьной программы...

Рабочая программа по подготовке детей к школе

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Приключение будующих первоклассников" Н.Ю. Куражева...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...