Сообщение на педсовет «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математичекую деятельность с применением социо – игровой технологии».
статья по математике на тему

Параничева Ольга Николаевна

сообщение для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»»

Сообщение к педсовету

на тему «Развитие интеллектуальных способностей детей через познавательно – математичекую деятельность с применением социо – игровой технологии».

Параничева О.Н.

воспитатель

г. Советский, 2014 год

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе таких игр и осуществляется личностно – ориентированное  взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. В нашем дошкольном учреждении много лет используются современные технологии: здоровьесберегающие,  экологические. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к  системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого развития ребенка.

Социологические исследования дошкольной сферы показывают, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими как «досадная нагрузка», которой они стремятся избежать. Традиционные организованные занятия интересуют лишь 20% ребят. Чтобы вызвать у детей интерес к занятиям по развитию  познавательно-математического содержания, необходимо использовать социоигровую технологию. Развитие интелекта –это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать свое место в нем.

Внимание, уважение, искренне выражение чувств, доверие во взаимоотношениях с детьми способствует пробуждению и реализации внутреннего потенциала детей с разным уровнем развития. Свобода личного выбора позволяет понять и объяснить позитивные личностные изменения в ребенке. Также свобода выбора стимулирует положительную оценку и принятие собственного «Я». Универсальные ценности самого ребенка помогают открыть ценности других через способы социо – игровой технологии:

                  1.  образовывать малые группы, пары, тройки;

                   2. договариваться и выполнять работу в малой группе;

                   3.соблюдать правила социо – игр;

                   4. гостевой обмен опытом.

При проведении игровых заданий и упражнений необходимо придерживаться следующих  правил социо – игровых подходов к педагогике:

1.Позиция воспитателя. Воспитатель – равноправный партнер. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

2.  Педагог снимает с себя роль судьи и передает её детям,  предопределяя снятие страха ошибки (и тогда каждый ребенок – особенный, талантливый)

3.  Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений, навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.

4.  Смена обстановки, т.е. когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приемной, музыкального зала.

5.  Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.

6.  Преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно.

7.   Движение или активность, жизнь детей в малых группах.

При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаются условия:

- не использовать оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов, действий признается равноправным;

- создание ситуации реализации собственных возможностей каждого ребенка через ситуации сотрудничества;

- ставить детей в такие условия, при которых они сами определяют свои действия, планируют их; сами, практически без помощи воспитателя добиваются   положительных результатов;

- создание атмосферы эмоционального подъема и раскрепощенности;

- развивать в детях уверенность в себе и своих товарищах;

- проявлять искреннюю заинтересованность в достижениях детей;

- проявлять желание достичь более высоких результатов педагогической деятельности: анализировать и критически оценивать достигнутое, вносить изменения, стремясь улучшить результаты;

- необходимо помочь детям снять чувство страха за ошибку, не акцентировать внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравнивать между собой детей с разными учебными возможностями.

Начиная с самых первых занятий можно  предлагать задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или красный круг, потому что все остальные фигуры – зеленые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и не верным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Большое значение имеет развивающая среда созданная в группе: дидактические игры (сенсорные, моделирующего характера, ребусы, игры-головоломки, Танграм

Широко можно использовать иллюстрации, фильмы.

Формируя интеллектуальные способности у детей  через математическую деятельность с применением социо – игровой технологии, можно отметить, что при поступлении детей в школу, они умеют: обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение возникающих проблем. У них увеличивается объем памяти  и внимания, они умеют вести диалог, рассуждать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие  умозаключения.