Главные вкладки

    "Методика ориентировки на листе бумаги"
    учебно-методический материал по математике (средняя группа) по теме

    Методика ориентировки на листе бумаги имеет важное значение для развития зрительно-пространственных представлений. Представляю вашему вниманию свой файловый метод.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ориентировка на листе бумаги МБДОУ №10 «Созвездие» Воспитатель Емельянова С.Р.

    Слайд 2

    «Знакомство с листом»

    Слайд 3

    Знакомство с листом бумаги в клетку

    Слайд 4

    Знакомство с клеткой

    Слайд 5

    Рисование в клетках

    Слайд 6

    Рисование по клеточкам «Сделай так»

    Слайд 7

    «Дорисуй вторую половину»

    Слайд 8

    «Математический диктант»

    Слайд 9

    «Продолжи ряд»



    Предварительный просмотр:

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

              Сегодня я хочу Вас познакомить с методикой ориентировки на листе  бумаги, которая имеет важнейшее значение для развития у детей зрительно -  пространственных представлений.

        В своей работе я использую файловый прием, который назвала          

    «Волшебные листочки». Здесь два вида листочков формата А4, которые пролинованы один по 1.5см, второй по 2 см. Особенность состоит в том, что  Квадратики здесь большие и удобные для детей, а так же в многоразовом использовании  -  Листочки вставляются в папки-уголки, и сверху по квадратикам нужно рисовать фломастером.  Еще один плюс этого приема – Ситуация успеха у ребенка. Когда ребенок рисует ему бывает трудно рисовать и стирать ластиком, здесь эта задача облегчается, и ребенок, быстро исправив ошибку, может правильно нарисовать изображение.

      Методика состоит из нескольких этапов.

    1. Знакомство с листом.

    Он начинается с ознакомления с простым белым листом, которое можно проводить начиная со средней группы.

    -Что это?   Лист бумаги

    -Какой он формы?  Прямоугольной

    Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.

    Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.

    Эта сторона находится справа и называется – правая.

    Эта сторона находится слева и называется – левая.

    Детям необходимо научиться находить стороны, а так же, и углы.

    Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.

    Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

                Я хочу предложить вашему вниманию сказку-игру – путешествие по листу - «Волшебный лист», которую мы сочинили вместе с детьми. Жил-был  Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по белому листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону, прочертил там желтую линию и остался жить. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону, прочертил  красную линию и остался там жить. Правую сторону прочертил зеленый карандаш и поселился там, а на левой стороне поселился  – синий. В центре листа остался простой карандаш, он построил там домик. Стороны разделили и стали карандаши  жить. Вот однажды начали спорить желтый и синий карандаш и никак не могли поделить угол между собой. Глядя на них, спор начался и у остальных карандашей. Посмотрев со стороны, простой  карандаш сказал: « Раз левый верхний угол образовался между желтой и синей стороной, значит это их угол. Каждый угол образован двумя сторонами, и принадлежит им обеим».                                  Обрадовались карандаши, помирились  и прочертили   уголки  двумя цветами. Так простой карандаш разрешил спор и разделил углы между карандашами. На основе этого листа можно давать детям другие задания, например, от центра провести линию вправо. Так как, правая сторона зеленая, то и линию необходимо проводить зеленую. Так же и углы, например, нижний левый прочертить двумя карандашами: синим и красным.В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.

    1. Знакомство с клеткой.

              В начале используем клетку большего размера, а затем переходим, к маленьким. Чтобы ребенок научился видеть границы клетки, необходимо сначала, обводить клетки по одной, а затем можно усложнить задачу. Обводим клетки через одну до конца страницы – это строка. Обводим клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.

    1. Рисование в клетках.

              На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Сначала используется 3-4 элемента, постепенно усложняя задания. Можно также закреплять цвета и счет. Задания и цвета могут быть любыми.

    1. После освоения ребенком ориентировки на листе, начинается Рисование по клеточкам  «Сделай так».   Ребенку предлагают образец  рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок.

           Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений.  Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз - вверх.

    1. «Дорисуй  вторую половину».   Детям предлагают образец с готовой одной половиной рисунка, и необходимо закончить рисунок, дорисовав вторую часть. Ребенок обводит готовую сторону рисунка и дорисовывает противоположную.
    2. Затем детям предлагают «Математический диктант». Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух.

    Продолжительность одного занятия с  диктантами не должна превышать 15 – 20 минут . Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.          Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться на листе и  в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет. Математические диктанты также способствуют развитию кратковременной памяти и вырабатывают навык работы по инструкции. Мы с вами знаем, что на выпуске из детского сада, умение слышать и выполнять последовательные инструкции является важнейшим критерием, и математические диктанты прекрасно этому способствуют.

    1. «Продолжи ряд».  В этой игре у ребенка на листочке есть начало ряда с изображением, и ему необходимо продолжить ряд до конца. В начале

    ребенку предлагают самые простые изображения, а затем они усложняются: вводится несколько цветов, несколько элементов, верхнее и нижнее изображение, элементы, которые необходимо дорисовывать, не отрывая руки от листа. И т.д. Так же, можно усложнить задание, и проводить его на время, по истечению которого ребенок сам проверяет сколько он сделал правильно и неправильно, т.е. развивается самоконтроль.

    Эти игры обладают уникальным развивающим эффектом, которые способствуют развитию памяти, речи, воображения; развитию навыков ориентировки на листе и в тетради; формируют элементарные математические представления, настойчивость и терпение, волевые качества, активность и самостоятельность.

    Спасибо за внимание!!!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаге,ориентировка в пространстве во времени .Логические задачи с математическим содержанием.

    Разработка занятия по математике.Цель : создание условий для развитие поисковой активности, по средством ознакомления состава числа в пределах 10Задачи:Создать условия для побуждения детей к речевой а...

    Ориентировка на листе бумаги

    Одним из эффективных приемов обучения на листе бумаги является рисование по клеточкам. Это интересно и занимательно!...

    НОД по математике в старшей группе по ФГОС "Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел"

    Задачи: - закрепить прямой счет до 20, обратный от 10 до 0; - познакомить с образованием числа 7; - закреплять умения решать простые примеры на сложение и вычитание; - закреплять у...

    ТРЕНАЖЁР. Ориентировка на листе бумаге - весёлая игра.

    ТРЕНАЖЁР, состоящий из ДЕСЯТИ  ШАБЛОНОВ для обучения ОРИЕНТИРОВКИ на листе бумаги, ПОМОГАЮЩИЕ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ ВЕСЕЛО....

    Методика обучения ориентировки на листе бумаги дошкольников

    Мне очень понравился опыт коллеги, где она делится своим опытом поэтапного обучения детей ориентировки на листе бумаги. Я думаю, что эта информация будет многим полезна....