НОД по развитию интеллектуальных способностей "Цветик - семицветик"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Проценко-Страмоусова Мария Александровна

Программное содержание.

   Уточнять знания детей о составе числа семь, активизировать умения составлять изображения предметов из геометрических фигур, распределять блоки Дьенеша по трем свойствам (цвет, форма, размер),формировать представления о свойствах предметов, развивать умение конструировать по схемам, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и декодировать информацию, развивать познавательные способности, логическое мышление.

Развивать речь детей, внимание, коммуникативные качества, желание участвовать в коллективных разговорах.

   Обогащать игровой опыт каждого ребенка, создавать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, интеллектуальные способности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в старшей группе

«Цветик-семицветик»

(интеграция образовательных областей «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы», «социализация»)

Проценко Мария Александровна,

Заместитель заведующей по УМР

МБДОУ « Детский сад

общеразвивающего вида № 141»

Воронеж

Программное содержание.

   Уточнять знания детей о составе числа семь, активизировать умения составлять изображения предметов из геометрических фигур, распределять блоки Дьенеша по трем свойствам (цвет, форма, размер),формировать представления о свойствах предметов, развивать умение конструировать по схемам, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и декодировать информацию, развивать познавательные способности, логическое мышление.

Развивать речь детей, внимание, коммуникативные качества, желание участвовать в коллективных разговорах.

   Обогащать игровой опыт каждого ребенка, создавать условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, интеллектуальные способности.

   Демонстрационный материал.

  1. Изображения дерева, дома, ворон. Кадр из мультфильма «Цветик-семицветик» («Женя на Северном полюсе»), схема к блокам Дьенеша - для мультимедийного оборудования.
  2. Цветок из картона с семью лепестками красного, оранжевого,  желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов.
  3. Игра «Волшебная восьмерка» Воскобовича.

Раздаточный материал.

  1. Игра «Танграм»
  2. Блоки Дьенеша.
  3. Карточки-схемы к палочкам Кюизенера, игре «Танграм»
  4. Наборы полочек Кюизенера (объемный вариант)

Ход образовательной деятельности.

На экране изображение из сказки «Цветик-семицветик». (Слайд № 1)

Воспитатель:

- Сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Давайте вспомним, с чего начинается сказка? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Побежала девочка за собакой, не догнала её, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок.

На экране - изображение цветика - семицветика. (Слайд № 2) Воспитатель выставляет на фланелеграфе (или ковролине) цветок из картона.

- Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков (Семь). Какого цвета лепестки? (Ответы детей). Сколько красных лепестков? Синих? и т.д. значит, из скольких единиц состоит число семь? (Число семь состоит из семи единиц: 7=1+1+1+1+1+1+1)

- Какое первое желание загадала девочка? (Ответы детей). Отрываем первый, желтый лепесток. Какие заветные слова надо произнести?

Дети:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

- Вели, чтобы все баранки снова были у Жени. Желание исполнится, если вы правильно отгадаете цифры с помощью волшебной восьмерки.

Работа с «Волшебной восьмеркой» Воскобовича.

Воспитатель произносит считалку «эники – беники - ели- вареники -очень – голодные – веники», пропуская одно или два слова из считалки. Дети угадывают, какая цифра при этом получится.

- Молодцы! Все баранки снова у Жени. Что происходит дальше? (Пришла она домой, отдала маме баранки. Решила поставить цветок в вазу, но засмотрелась в окно и увидела ворон). Стала их считать.

На мультимедийном оборудовании появляется изображения дерева, балкона и семи ворон. (Слайд № 3)

Работа с составом числа семь.

- Посмотрите на экран. Сколько ворон сидит на балконе? (Одна). А на дереве? (Шесть). А сколько всего ворон? (Семь). Одна ворона перелетела на балкон. (Слайд № 4) Сколько сейчас ворон на дереве? (Пять). А на балконе? (Две). А сколько всего ворон? (Семь). Изменилось ли количество птиц? (Нет, количество ворон не изменилось). Вдруг все вороны вспорхнули, и расположись вот таким образом. (Слайд № 5) Сколько ворон село на балкон дома? (Три). А на ветки дерева? (Четыре). Сколько всего? (Семь). Что можно сказать о составе числа семь? Из каких двух чисел оно может состоять? (Число семь состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4)

Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у нее из рук и…(разбилась). (Слайд № 6)

   Чтобы мама не ругала девочку за разбитую вазу, она оторвала второй, красный лепесток. Очень тихо произнесла волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

- Вели, чтобы ваза стала, как прежде! Давайте поможем девочке собрать вазу, а поможет нам в этом игра «Танграм». (Слайд № 7)

   Дети, опираясь на схему, составляют изображение вазы.

- Молодцы! Справились с заданием! Ваза снова стала целой. (Слайд № 8)

- Отрываем третий, синий лепесток. Захотела Женя много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом говорится в сказке? (Ответы детей)

-Испугалась Женя, выбежала на крышу, оторвала четвертый, зеленый лепесток, сказала заветные слова и повелела, чтобы игрушки снова оказались в магазине.

- У каждой игрушки в магазине есть свое место, но оно зашифровано. Чтобы наши игрушки тоже попали в магазин, вам необходимо найти им место, а для этого вы должны выполнить задание.

   На экране – изображение закодированной информации по блокам Дьенеша. (Слайд № 9)  Работа с блоками Дьенеша.

- Молодцы, ребята! Все игрушки снова в магазине. (Слайд № 10) А теперь давайте немного отдохнем.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка,

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(Дети выполняют движения по ходу стихотворения)

- Отрываем пятый, оранжевый лепесток. Скажите, куда захотела полететь Женя? (На Северный полюс). На чем можно туда добраться? (Ответы детей). Я предлагаю отправиться на ракете. Давайте пройдем в конструкторское бюро и приступим к изготовлению новой модели ракеты.

Работа с крупным конструктором. (Дети самостоятельно работают с конструктором, придумывая новую модель ракеты)

- Вот мы и на Северном полюсе.

Просмотр видеосюжета из мультфильма «Цветик - семицветик». (Слайд № 11)

- Испугалась Женя белых медведей, захотела она домой, оторвала шестой, фиолетовый лепесток. И быстро - быстро сказала волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

 - Вели, чтобы Женя снова оказалась дома! Чтобы это желание исполнилось, нам надо построить  для Жени из цветных палочек.

Работа с палочками Кюизенера. Опираясь на схему, дети выкладывают палочки на столе. (Слайд № 12)

- Молодцы, ребята! Отличный получился дом! У нас остался последний, голубой лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей). Да, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоров, потому что нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвем последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу. (Дети становятся в круг, и высказывают свои пожелания)

- Дети, я вам желаю чаще улыбаться,

По пустякам не огорчаться,

Всегда иметь веселый вид,

Вовек не знать, где что болит!!!

Пожелания детей.

- Как много хороших, добрых слов вы сказали друг другу.

Звучит волшебная музыка. (Слайд № 13)

- Ребята, мне кажется, звучит волшебная музыка, она нас куда-то зовет по волшебной дорожке. (Дорожка выложена из  бумажных кругов цветов радуги). Давайте узнаем, куда? (дети вместе с воспитателем идут по «волшебной дорожке» и находят волшебный цветок из надувных шаров). Каждый ребенок получает маленький «волшебный цветок» из шариков.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Россия: Книга для родителей для детей \ ИП Лакоценина, 2012 г., с.190
  2. «Давайте вместе поиграем»       Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.б.Финкельштейн.  Санкт-Петербург. ООО «Корвет» 2001 год).
  3. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от  3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.
  4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. "Логика и математика для дошкольников" Санкт-Петербург "Детство Пресс" 2002г., с.96
  5. Финкельштейн Б.Б. Дом с колокольчиком. Альбом-игра (Палочки Кюизенера)ООО "Корвет", Санкт-Петербург: 2010 с.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Цветик - семицветик"

Конспект итогового занятия по развитию речи,Образовательная область «Коммуникация», в подготовительной группе....

Конспект открытого интегрированного мероприятия НОД для детей подгот. группы (6 -7 лет) по областям «Социально–коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения на дороге) и "Художественно-эстетическое развитие" Тема:"Цветик –семицветик"

Цель: создать условие для формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.Задачи:Ø  Создать условие для формирования знаний о правилах дорожного движения;Ø  Р...

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 6-7 лет по образовательной области Речевое Развитие развитие тема: "Цветик- Семицветик"

Цель: обучать детей умению слушать собеседника;Задачи:Воспитательные:  - воспитывать гуманное отношение у детей к друг другу в общении;  - быть внимательным к партнеру не перебивать его...

«Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры» Развитие способностей детей посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.

Развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.Осново...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...