конспект НОД в средней группе "В стране геометрических фигур"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Шевчук Наталья Николаевна

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности.

по освоению образовательной области познавательное развитие

Возрастная группа: средняя группа.

Воспитатель: Шевчук Наталья Николаевна

Тема: «В стране геометрических фигур».

Цель: формирование знаний о геометрических фигурах.

Задачи:

о – уточнить представления о геометрических фигурах; продолжать учить сравнивать и классифицировать множества по двум свойствам: цвет и форма, размер и форма;

р – развивать логическое мышление, память;

в – воспитывать любознательность, умение работать в коллективе сверстников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Предварительная работа: использование игры «Геоконд», отгадывание математических загадок, решение проблемных ситуаций.

Материал и оборудование: стулья, на каждом геометрическими фигурами, билет – картинка с изображением геометрической фигуры по числу детей, 2 дорожки (длинная и короткая), 2 обруча: красный и зелёный, деревья с геометрическими фигурами, «Геоконт» на каждого ребёнка, схема воздушного шара и геометрические фигуры на каждого ребёнка.

Словарная работа: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник..

 


 

Этапы деятельности, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой,

1 минута

Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей

Приветствие, доброе пожелание.

Приветствие, участие в игре.

Дети берутся за руки, по очереди глядя друг другу в глаза передают улыбку.

Дети, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Психогимнастика. «Передай улыбку другу».

 

Психологическая готовность.

 

Вводно-организационный,

1-2 минуты.

Организация направленного внимания

Организация образовательного пространства

Удобно размещаются в предполагаемом пространстве, включаются в образовательную деятельность

Дети, сегодня мне пришло сообщение, что в стране геометрических фигур злая волшебница перессорила всех жителей, они просят нашей помощи.

 

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

 

Мотивационно-побудительный,

1-2 минуты

Формирование представлений о предстоящей деятельности, вовлечение в решение поставленных задач.

Знакомство детей с предстоящей деятельностью.

Дети с интересом слушают педагога, участвуют в диалоге, принимают решение в оказании помощи, попавшим в трудную ситуацию.

Поможем жителям геометрической страны, чтобы их помирить, надо выполнить несколько сложных заданий. Вы готовы?

 

Внутренняя мотивация на деятельность.

Актуализация, 5 мин.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

Дети отгадывают загадку. Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, задают и отвечают на вопросы.

Игровой занимательный приём.

Я предлагаю отправиться в путешествие, но сначала отгадайте загадку: «С тёплым воздухом я, а со мной корзинка, подо мною земля, словно на картинке. В дороге нам поможет дружба, и смелость тоже нам нужна. Вы догадались, кто я»? скорее в путь мои друзья!

Чтобы занять место в гондоле, корзине воздушного шара, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете.

А чтобы взлететь, необходимо ответить на хитрые вопросы.

- кто громче мычит – петух или корова?

- как лучше и быстрее сорвать яблоко с берёзы?

- кто быстрее доплывёт до берега утёнок или цыплёнок?

Пора приземляться вот мы с вами и в стране геометрических фигур.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

 

Динамическая пауза,

1 минута

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проведение физкультминутки.

Участие в выполнении физических упражнений в соответствии со словами текста.

Игровой приём:

Раз - согнуться, разогнуться

Два – прогнуться, потянуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре - руки шире

Пять и шесть - тихонько сесть.

 

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Практическая работа

Расширение имеющихся представлений.

Овладение способами действия, применение знаний.

Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций.

Дети, решают поставленную проблему, отгадывают загадки, объясняют свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают задание.

Выполняют задание на на «Геоконте».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку, определяют длину тропинок, действуют в соответствии с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети классифицируют геометрические фигуры по двум свойствам: цвет и форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание по образцу, выкладывая геометрические фигуры в определённой последовательности.

-Посмотрите, какие необычные деревья растут в этом лесу (подходят к дереву с геометрическими фигурами). Мы сможем снять геометрические фигуры, если отгадаем загадки:

1. Нет углов у меня, и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (круг) .

2. У этой фигуры прямые углы и четыре стороны, 2 длинные, две короткие (прямоугольник) .

3. Три угла, три стороны, могут разной быть длинны. Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам. (треугольник) .

Под деревом дети находят записку. Помогите мне, я забыл, как меня зовут, и как я выгляжу, знаю, что у меня четыре угла и четыре равных стороны.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это мог написать? (ответы детей). Давайте напомним квадрату, как он выглядит. Подойдите к геоконту и изобразите портрет квадрата (дети выполняют задание). Спасибо, говорит квадрат, это всё злая волшебница, она позавидовала дружбе геометрических фигур и всех перессорила.

-Посмотрите, ребята, впереди две тропинки, куда же они нас ведут?

Отгадайте загадку: Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река).

Давайте пойдем к реке по тропинкам: девочки пойдут по короткой тропинке, а мальчики – по длинной (обозначить словами).

Вот мы с вами и пришли в город геометрических фигур, давайте расселим жителей в свои дома.

На полу два обруча расположены так, что образуются как бы три части города, три отдельных области. Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зелёного – все круглые. (в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).

Дети отвечают на вопрос : «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (все не красные и не круглые)

- Пора возвращаться домой. Но что это? Ребята, когда мы приземлялись, наш шар зацепился за ветки деревьев и порвался. Мы не сможем улететь домой. Что же делать? (ответы детей)

Чтобы починить наш воздушный шар, надо правильно заполнить окошечки в ваших карточках (по образцу, выложить геометрические фигуры в определенной последовательности: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Дети выкладывают фигуры. Дети называют, в какой последовательности фигуры расположены.

 

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Открытый выход из деятельности.

Рефлексия.

3 минуты

Подведение итогов, обобщение полученного опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Подведение итогов НОД с различных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по поводу качества выполненной работы, используют для оценки деятельности пиктограммы.

Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Почему? (правильно заполнили карточки). Молодцы ребята!

Дети занимают места в корзине.

-Что вы узнали интересного? С кем мы познакомились, что мы делали в стране Геометрических фигур? Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

-Вот и закончилось наше путешествие. На память о нём я дарю вам воздушные шары.

 

Осознание себя как участника познавательного процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В стране геометрических фигур.

Цель: Создать условия для формирования знаний детей о геометрических фигурах, цифрах.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить представления детей о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Формировать умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина).

- Продолжать учить сравнивать 2 предмета по длине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами (длиннее, короче).

- Уточнять представления детей о числах и отношениях между ними: совершенствовать счетные навыки; умение обозначать количество цифрой (в пределах 5).

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок.

- Развивать восприятие, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, интерес к математическим занятиям.

- Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Материалы и оборудование к НОД: изображение воздушного шара, воздушные шары; стулья стоят полукругом, на каждом геометрическая фигура; билет-картинка с изображением геометрических фигур (на каждого ребенка, дерево с геометрическим фигурами по числу детей, рыбы в форме геометрических фигур, удочки на магнитах, 2 дорожки (длинная и короткая, 4 обруча, красный, желтый, зеленый, синий, 4 нарисованных аквариума круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы, цветы из картона разного цвета с изображением цифр (от 1 до 5) на каждого, клей, кисточки, подставки, салфетки, геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, красного, зеленого, желтого, синего цветов, листы с изображением силуэта воздушного шара на каждого ребенка, персонаж - кукла Цифрознайка, магнитофон, мудьтимедийная установка, экран, компьютерная презентация «Полет на воздушном шаре».

Музыкальный ряд: музыкальная композиция «Полет на воздушном шаре» Дидюля.

Предварительная работа: использование дидактических игр, игровых упражнений, чтение художественной литературы, отгадывание математических загадок, рассматривание иллюстраций с изображением воздушного шара, слушание музыкальных произведений.

Планируемый результат: дети уточнят знания о геометрических фигурах, продолжат формировать умение группировать их по форме, цвету, величине; поупражняются в сравнении двух предметов по длине; уточнят представления о числовом ряде, усовершенствуют счетные навыки, умение обозначать число цифрой.

Ход.

Дети, сегодня мне пришло сообщение, что в стране геометрических фигур злая волшебница перессорила всех жителей, они просят нашей помощи.  Поможем жителям геометрической страны, чтобы их помирить, надо выполнить несколько сложных заданий. Вы готовы? Тога я  вам предлагаю отправиться в путешествие, но сначала отгадайте загадку:

С теплым воздухом я,

А со мною корзинка,

Подо мною земля,

Словно на картинке.

В дороге нам поможет дружба,

И смелость тоже нам нужна.

Вы догадались, кто я? (воздушный шар)

Скорее в путь мои друзья!

-Чтобы занять место в гондоле, корзине воздушного шара, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете.

А чтобы взлететь, необходимо ответить на хитрые вопросы.

-Кто громче мычит - петух или корова?

-Как лучше и быстрее сорвать яблоко с березы?

-Кто быстрее доплывет до берега утята или цыплята? (ответы детей)

Пора приземляться! Вот она - страна Геометрических фигур. Под нами волшебный лес. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу! Нельзя ломать ветки, нельзя разжигать костры, бросать мусор, обижать обитателей леса. Правильно, ребята нужно бережно относиться к природе и ее обитателям. Вот мы с вами и опустились на землю.

-Посмотрите, какие необычные деревья растут в этом лесу (подходят к дереву с геометрическими фигурами). Дерево подарит нам свои фигуры, если отгадаете загадки:

1. Эта фигура без углов и катится, как колесо (круг) .

2. У этой фигуры прямые углы и четыре стороны, 2 длинные, две короткие (прямоугольник) .

3. Эта фигура с тремя углами и тремя сторонами (треугольник) .

4. У этой фигуры четыре угла и четыре стороны одинаковой длины (квадрат) .

Дети отгадывают загадки, и дерево отдает фигуры. Каждый ребёнок забирает фигуру, какая была на его билете.

-Посмотрите, ребята, впереди две тропинки, куда же они нас ведут?

Отгадайте загадку: Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река).

Давайте пойдем к реке по тропинкам: девочки пойдут по короткой тропинке, а мальчики – по длинной (обозначить словами) .

У реки дети находят записку. Помогите мне, я забыл как меня зовут и как я выгляжу, знаю, что у меня четыре угла и четыре равных стороны.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это мог написать? (ответы детей). Давайте напомним квадрату, как он выглядит. Подойдите к геоконту и изобразите портрет квадрата (дети выполняют задание).

Спасибо, говорит квадрат, это всё злая волшебница, она позавидовала дружбе геометрических фигур и всех перессорила.

Цифрознайка. Давайте я проведу вас на мою любимую цветочную поляну, я люблю там гулять.

Дети приходят на поляну.

Вос-ль. Посмотрите, какие необычные цветы, они с цифрами. Выбирайте себе цветы любого цвета.

Цифрознайка. Хотите поиграть с цифрами, это моя любимая игра. Сначала разложите цветочки с цифрами по порядку от 1 до 5.

Вам нужно будет убрать цифру из ряда, по заданию:

- Сколько глаз у человека? (2)

- Сколько ножек у стола? (4) - Сколько хвостов у кошки? (1)

- Сколько здесь машинок? (3)

- Какая осталась цифра? (5)

Цифрознайка. Молодцы, ребята! Я была рада с вами познакомиться. Я вам подарю медальки в память о нашей стране. А теперь нам пора попрощаться с вами. До встречи.

Вос-ль:

Пора возвращаться домой. Но что это? Ребята, когда мы приземлялись, наш шар зацепился за ветки деревьев и порвался. Мы не сможем улететь домой. Что же делать? (ответы детей)

Чтобы починить наш воздушный шар, надо правильно заполнить окошечки в ваших карточках (по образцу, наклеить геометрические фигуры в определенной последовательности: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Дети наклеивают фигуры. Дети называют, в какой последовательности они наклеивали фигуры.

Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Почему? (правильно заполнили карточки). Молодцы ребята!

Дети занимают места в корзине.

-Что вы узнали интересного? С кем мы познакомились, что мы делали в стране Геометрических фигур? Вам понравилось путешествие? (ответы детей)

-Вот и закончилось наше путешествие. На память о нашем путешествии я дарю вам воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"

- НОД закрепляет представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Закреплят умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.- Закрепляет умения опре...

Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"

Программное содержание:- Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».- Закреплять умение обследовать предмет, выдел...

Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"

Конспект НОД в средней группе " Страна геометрических фигур "...

Конспект НОД по ФЭМП "В стране геометрических фигур" для детей младшей группы

Конспект НОД по ФЭМП "В стране геометрических фигур" для детей младшей группы...

Конспект НОД в средней группе "Страна геометрических фигур"

Программное содержание:- Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».- Закреплять умение обследовать пр...

Конспект НОД по ФЭМП «Занимательная страна геометрических фигур» для старшей группы.

Учить классифицировать фигуры по разным признакам, упражнять в умении называть знакомы егеометрические фигуры....