Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
консультация по математике (младшая группа) на тему

Иорданова Елена Николаевна

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_formirovaniya_elementarnyh_predstavleniy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

     Знания ребенка об окружающем мире начинают складываться уже на первом году жизни. Хотя первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и носят прежде всего качественный характер, именно они являются базовыми для формирования у ребенка в дальнейшем количественных представлений о предметах.

     Итак, в возрасте 3 - 6 мес. младенцу предлагают для рассматривания и манипулирования игрушки, обладающими различными свойствами, как видимыми (цвет, форма, величина), так и скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура и т.п.).

     После 6 мес., когда ребенок впервые садится, начинает ползать, вставать в кроватке, создаются наиболее благоприятные условия для познания им окружающего мира. Именно в этом возрасте совершенствуются первые исследовательские действия малыша с предметами: он с энтузиазмом заполняет пустые емкости небольшими кубиками, шариками, а затем с удовольствием высыпает все на пол и опять собирает. Ребенок вновь и вновь выбрасывает игрушки из кроватки, с интересом наблюдая, как далеко они улетят и с каким звуком упадут, отскочат от пола или покатятся по нему. Малыш учится сжимать упругие резиновые мячики, надавливая на поверхность пластмассовых кубиков, оставляя на ней отпечатки своих пальчиков или зубов. Он с энтузиазмом разбирает на "запчасти" игрушечную машинку или отрывает у пупса голову и руки, разрывает и рассыпает по полу пластмассовые бусы. Кажется, его познавательный порыв ничего не остановит! Он уже понимает, что рядом с ним - самые близкие и родные люди: мама, папа, бабушка, а вокруг - множество интересных предметов. Названия некоторых из них, наиболее важных для своей жизни, малыш уже хорошо понимает: ложка, соска, мяч.

     Затем, в возрасте около 1 года, малыш делает свои первые шаги, и как будто заново открывает мир вокруг себя. Когда он сам научится уверенно ходить по квартире, кухня ему покажется совсем иной, чем с высоты детского стульчика. И детская комната выглядит теперь совсем иначе, чем было видно из кроватки или манежа. Ребенок готов вновь и вновь топать ножками по квартире, открывать и закрывать двери, выдвигать ящики и заглядывать внутрь шкафов и полок.

     Даже речевое развитие малыша как бы притормаживается на фоне его новых впечатлений. Ребенок в возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. активно использует в речи несколько десятков слов. По своей слоговой структуре они чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов, чем напоминают лепет: ма-ма, па-па, пи-пи, ав-ав, га-га. Встречаются и односложные слова, как чисто "детские" (типа "ам","бух", "бам"), характерные только для маленьких детей, так и вполне "взрослые" ("пить", "нет", "еще", "дай"). Слово "дай" некоторые дети упорно заменяют словом "на", которые чаще всего слышат от взрослых по отношению к себе.

     Не следует чрезмерными педагогическими усилиями подталкивать детей к разучиванию новых слов - гораздо важнее в  этом возрасте поработать над пониманием  детьми "взрослой" речи.

     С учетом возрастных особенностей психтческого развития на втором году жизни дети распределяются на две подгруппы: первая - с 1 г. до 1 г. 6 мес. и вторая - с 1 г. 6 мес. до 2 лет.

     Развитие предметной деятельности и мышления у детей раннего возраста

1 год - 1 год 6 месяцев

Самостоятельно передвигаясь сначало в пределах квартиры, а затем и во дворе дома, ребенок встречает на своем пути все новые и новые предметы. Он с интересом трогает и изучает их (ощупывает, рассматривает, поглаживает, тянет в рот, стучит по полу, пытается забросить их подальше или, наоборот, достать их труднодоступного места). Повторяя вслед за взрослым одни и те же действия с различными предметами, малыш незаметно для себя переходит от простого манипулирования к предметно-игровым действиям, например, начинает использовать предметы в соответствии с их свойствами: катает мячик, укладывает куклу в кроватку, ложечкой зачерпывает водичку в чашечке. На протяжении всего раннего возраста у ребенка формируется и принципиально новая форма деятельности - орудийная: он понимает, что для достижения своих целей  необходимо использовать вспомогательные средства - палочкой можно достать закатившейся далеко под кровать кубик, лопаткой - выкопать ямку и т.д.

     Со временем ребенок "обобщает" опыт действий с различными предметами и начинает использовать его и в новых ситуациях: если нет под рукой лопатки, копает широкой палкой, если ее нет - достает нужный предмет с помощью веника. Помогает ребенку обобщить накопленный им опыт предметной деятельности то, что взрослые охотно комментируют действия, выполняемые ребенком вместе с ними.

     В первой половине второго года жизни малыш делает для себя важнейшее открытие: в окружающем мире много одинаковых или похожих друг на друга предметов - мячиков, кубиков, санок, стульев. Взрослые помогают ребенку прийти к этому важному выводу, многократно показывая и называя эти предметы в присутствии ребенка, указывая на их отличительные признаки (большой - маленький, круглый - квадратный, легкий - тяжелый, горячий - холодный) и общие черты (такой же, как...;  еще один...; много...; катится, как мячик; плавает, как рыбка; летает, как птичка). Таким образом, в раннем детстве еще на уровне наглядно-действенного мышления создаются предпосылки для дальнейшего обобщения словом личного опыта ребенка.

     1 год 6 месяц - 2 года

     Использование слов, комментирующих процесс и обобщающих результат деятельности ребенка с предметами, качественно меняет и перестраивает его мышление. Названный словом единичный предмет (мячик) или призрак (круглый) постепенно начинает обозначать в сознании ребенка целую группу однородных предметов (мячики) или общих качественных признаков (круглые, как мячик). Обозначенное словом  действие приобретает характер обобщенного способа решения  сходных практических задач и легко переносится на другие ситуации, иногда неожиданные для взрослого человека (кормить яблоком ребенка, куклу, мишку; кубик, как яблоко, дать "попробовать" маме).

     Первые предметно-действенные и игровые обобщения ребенка создают предпосылки для формирования у него простейших мыслительных операций с опорой на сенсорное восприятие. Ребенок умеет:

     - выделять предметы по образцу, различать их;

     - группировать предметы по заданному качественному признаку;

     - воспроизводить по подражанию, образцу и по словесной инструкции изменения предметов в пространстве;

     - перегруппировывать предметы, преобразовывая одно множество в другое;

     - самым примитивным способом определять число предметов в множестве  (один - много, ничего нет, больше нет) и их расположение относительно человека или другого предмета.

Таким образом, на втором году жизни у нормально развивающегося ребенка уже имеются необходимые предпосылки для усвоения элементарных основ математики.

     Проведению с малышом занятий математического цикла предшествует короткий подготовительный период, соотносящийся с развитием предметной деятельности и мышления ребенка на втором году жизни и включающий в себя десять ориентировочных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его актив...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Методические рекомендации для педагогов «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)»

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет орг...