Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
консультация по математике (младшая группа) на тему

Иорданова Елена Николаевна

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predposylki_formirovaniya_elementarnyh_predstavleniy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

     Знания ребенка об окружающем мире начинают складываться уже на первом году жизни. Хотя первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и носят прежде всего качественный характер, именно они являются базовыми для формирования у ребенка в дальнейшем количественных представлений о предметах.

     Итак, в возрасте 3 - 6 мес. младенцу предлагают для рассматривания и манипулирования игрушки, обладающими различными свойствами, как видимыми (цвет, форма, величина), так и скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура и т.п.).

     После 6 мес., когда ребенок впервые садится, начинает ползать, вставать в кроватке, создаются наиболее благоприятные условия для познания им окружающего мира. Именно в этом возрасте совершенствуются первые исследовательские действия малыша с предметами: он с энтузиазмом заполняет пустые емкости небольшими кубиками, шариками, а затем с удовольствием высыпает все на пол и опять собирает. Ребенок вновь и вновь выбрасывает игрушки из кроватки, с интересом наблюдая, как далеко они улетят и с каким звуком упадут, отскочат от пола или покатятся по нему. Малыш учится сжимать упругие резиновые мячики, надавливая на поверхность пластмассовых кубиков, оставляя на ней отпечатки своих пальчиков или зубов. Он с энтузиазмом разбирает на "запчасти" игрушечную машинку или отрывает у пупса голову и руки, разрывает и рассыпает по полу пластмассовые бусы. Кажется, его познавательный порыв ничего не остановит! Он уже понимает, что рядом с ним - самые близкие и родные люди: мама, папа, бабушка, а вокруг - множество интересных предметов. Названия некоторых из них, наиболее важных для своей жизни, малыш уже хорошо понимает: ложка, соска, мяч.

     Затем, в возрасте около 1 года, малыш делает свои первые шаги, и как будто заново открывает мир вокруг себя. Когда он сам научится уверенно ходить по квартире, кухня ему покажется совсем иной, чем с высоты детского стульчика. И детская комната выглядит теперь совсем иначе, чем было видно из кроватки или манежа. Ребенок готов вновь и вновь топать ножками по квартире, открывать и закрывать двери, выдвигать ящики и заглядывать внутрь шкафов и полок.

     Даже речевое развитие малыша как бы притормаживается на фоне его новых впечатлений. Ребенок в возрасте от 1 г. до 1 г. 6 мес. активно использует в речи несколько десятков слов. По своей слоговой структуре они чаще всего состоят из двух повторяющихся слогов, чем напоминают лепет: ма-ма, па-па, пи-пи, ав-ав, га-га. Встречаются и односложные слова, как чисто "детские" (типа "ам","бух", "бам"), характерные только для маленьких детей, так и вполне "взрослые" ("пить", "нет", "еще", "дай"). Слово "дай" некоторые дети упорно заменяют словом "на", которые чаще всего слышат от взрослых по отношению к себе.

     Не следует чрезмерными педагогическими усилиями подталкивать детей к разучиванию новых слов - гораздо важнее в  этом возрасте поработать над пониманием  детьми "взрослой" речи.

     С учетом возрастных особенностей психтческого развития на втором году жизни дети распределяются на две подгруппы: первая - с 1 г. до 1 г. 6 мес. и вторая - с 1 г. 6 мес. до 2 лет.

     Развитие предметной деятельности и мышления у детей раннего возраста

1 год - 1 год 6 месяцев

Самостоятельно передвигаясь сначало в пределах квартиры, а затем и во дворе дома, ребенок встречает на своем пути все новые и новые предметы. Он с интересом трогает и изучает их (ощупывает, рассматривает, поглаживает, тянет в рот, стучит по полу, пытается забросить их подальше или, наоборот, достать их труднодоступного места). Повторяя вслед за взрослым одни и те же действия с различными предметами, малыш незаметно для себя переходит от простого манипулирования к предметно-игровым действиям, например, начинает использовать предметы в соответствии с их свойствами: катает мячик, укладывает куклу в кроватку, ложечкой зачерпывает водичку в чашечке. На протяжении всего раннего возраста у ребенка формируется и принципиально новая форма деятельности - орудийная: он понимает, что для достижения своих целей  необходимо использовать вспомогательные средства - палочкой можно достать закатившейся далеко под кровать кубик, лопаткой - выкопать ямку и т.д.

     Со временем ребенок "обобщает" опыт действий с различными предметами и начинает использовать его и в новых ситуациях: если нет под рукой лопатки, копает широкой палкой, если ее нет - достает нужный предмет с помощью веника. Помогает ребенку обобщить накопленный им опыт предметной деятельности то, что взрослые охотно комментируют действия, выполняемые ребенком вместе с ними.

     В первой половине второго года жизни малыш делает для себя важнейшее открытие: в окружающем мире много одинаковых или похожих друг на друга предметов - мячиков, кубиков, санок, стульев. Взрослые помогают ребенку прийти к этому важному выводу, многократно показывая и называя эти предметы в присутствии ребенка, указывая на их отличительные признаки (большой - маленький, круглый - квадратный, легкий - тяжелый, горячий - холодный) и общие черты (такой же, как...;  еще один...; много...; катится, как мячик; плавает, как рыбка; летает, как птичка). Таким образом, в раннем детстве еще на уровне наглядно-действенного мышления создаются предпосылки для дальнейшего обобщения словом личного опыта ребенка.

     1 год 6 месяц - 2 года

     Использование слов, комментирующих процесс и обобщающих результат деятельности ребенка с предметами, качественно меняет и перестраивает его мышление. Названный словом единичный предмет (мячик) или призрак (круглый) постепенно начинает обозначать в сознании ребенка целую группу однородных предметов (мячики) или общих качественных признаков (круглые, как мячик). Обозначенное словом  действие приобретает характер обобщенного способа решения  сходных практических задач и легко переносится на другие ситуации, иногда неожиданные для взрослого человека (кормить яблоком ребенка, куклу, мишку; кубик, как яблоко, дать "попробовать" маме).

     Первые предметно-действенные и игровые обобщения ребенка создают предпосылки для формирования у него простейших мыслительных операций с опорой на сенсорное восприятие. Ребенок умеет:

     - выделять предметы по образцу, различать их;

     - группировать предметы по заданному качественному признаку;

     - воспроизводить по подражанию, образцу и по словесной инструкции изменения предметов в пространстве;

     - перегруппировывать предметы, преобразовывая одно множество в другое;

     - самым примитивным способом определять число предметов в множестве  (один - много, ничего нет, больше нет) и их расположение относительно человека или другого предмета.

Таким образом, на втором году жизни у нормально развивающегося ребенка уже имеются необходимые предпосылки для усвоения элементарных основ математики.

     Проведению с малышом занятий математического цикла предшествует короткий подготовительный период, соотносящийся с развитием предметной деятельности и мышления ребенка на втором году жизни и включающий в себя десять ориентировочных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенк...

Семинар-практикум для педагогов. "Использование развивающей среды по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста"

Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обста...

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Методические рекомендации для педагогов «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)»

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет орг...

«Требования к демонстрационному и раздаточному материалу по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

   Чтобы воспитатели могли подготовить наглядный материал по формированию элементарных математических представлений  с учетом требований, они должны понимать, какими доступн...