Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Хомякова Василиса Викторовна

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители. Закрепление навыков счета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру".

Цели:

  • Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений.
  • Познакомить детей с понятиями "заработная плата", "бюджет семьи", "пенсия", "квартплата"
  • Научить бережному отношению с деньгами.
  • Сформировать экономическое мышление.
  • Рассказать про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
  • Рассказать про способы зарабатывания денег и разумной их трате.
  • Продолжать знакомить детей с монетами достоинством 1,2,5, 10 рублей, 1,5,10 копеек, их набором и разменом.

Материалы: на доске - картинки по темам: дом, детский сад, продукты питания, одежда, домашнее животное (кот), лекарства, детский кружок (дополнительного образования, изо, книги и т.п.), коробочка с квадратами 3х цветов (красный, зеленый, желтый). Раздаточный материал- монеты достоинством 1,2,5,10 рублей, 1,5,10 копеек (картон), карточки успеха( памятные медальки).

Для эстафеты-телефонные аппараты, листы бумаги, 2 папки, 2 конструктора (блоки).

Ход НОД:

Дети стоят в кругу. Ребята! Послушайте, четверостишья про семью

 

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

(с сайта http://www.pushta.ru/poem-family/family)

Игра "Моя семья". Возьми в руки коробочку, выбери из нее квадрат любого цвета расскажи  немного о Вашей семье. Из кого состоит твоя семья, с кем ты живешь? Передай коробочку другому.  

Теперь ребята, у которых в руках оказались квадраты одного цвета - садятся за один стол.

Мы с Вами представим, что мы разделились на семьи (группы), где у каждого из Вас будет своя роль. Вы сами решите, кто из Вас будет папой, мамой, бабушкой или дедушкой и ребенком, который ходит в детский сад. (Дети назначают роли). У нас есть семья с фамилией "Зеленкины", семья "Красновы" и семья "Желтиковы".

Скажите, кто из Вас в семье папа? Расскажите, пожалуйста, кем Вы работаете и как часто получаете за работу зарплату? (варианты ответов детей. Воспитатель спрашивает, так ли происходит в семье, либо это выдуманный вариант ответа, конкретизирует, что заработную плату папа будет получать 1 раз в месяц, и эти деньги пойдут на уплату различных расходов семьи).

Теперь скажите, кто из Вас мама? Кем работает мама, как часто она получает заработную плату?(варианты ответов детей, воспитатель спрашивает, кем на самом деле в семье ребенка работает мама, конкретизирует, что заработную плату мама будет получать также как и папа 1 раз в месяц, и деньги пойдут в общий "бюджет" семьи), Воспитатель объясняет, что такое бюджет семьи - это общее количество денег, которые получает папа и мама.

А кто еще из семьи получает деньги? (варианты ответов).

Ребята! Пожилые люди (то есть бабушки и дедушки) получают пенсию. Кто знает что такое "пенсия"? (Воспитатель объясняет, что это деньги за работу, которую пожилые люди выполняли раньше, в молодости. Так наши мамы и папы работают сейчас, и часть заработной платы идет в "копилку", откладываются на пенсию, которую потом им будут выплачивать, когда они будут пожилыми бабушками и дедушками).

Теперь "папы" и "мамы" выходят из-за столов и отправляются на работу. А члены семей "болеют" за своих.

"Папы" и "мамы" встают в 2 колонны (эстафета "Работа")

1. Игрок получает карточку с изображением " Телефон", также там указаны цифры.

(добежать до телефона, позвонить по указанному номеру) набрать на диске цифры, к примеру,

" 1-3-7-6-5-0"  (назвать эти цифры при наборе вслух)

2.  Карточка "Блокнот". Воспитатель разбрасывает несколько листов по комнате ( необходимо собрать разбросанные по комнате листочки в одну папку)

3. Карточка " Компьютер " (по команде сделать постройку в виде "компьютера" из блоков конструктора)-работа коллективная всей команды "мам" и команды "пап".

Теперь мамы и папы возвращаются с работы и получают зарплату. Воспитатель выдает им одинаковое количество монет. Дети садятся за столы.

А бабушки с внуками идут на "прогулку". Физкультминутка для "бабушек" и "внуков".

"Зимняя прогулка".

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Таню кинули снежком (произвольные движения),

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Бабушки подходят к воспитателю, "получают пенсию". (воспитатель выдает им одинаковое количество монет).

Итак, семьи собрали "бюджет". Из чего он состоит?(ответы детей). Воспитатель уточняет - из зарплаты папы,мамы и пенсии бабушки.

Как Вы думаете, на что семья потратит деньги в первую очередь? (варианты ответов детей).

Дети рассматривают картинки на доске (делают предположения на что можно потратить деньги семьи).

Воспитатель объясняет, что такое "квартплата" (оплата за квартиру, в которой живет семья), говорит, что это обязательная оплата, которая совершается каждый месяц - для того, чтобы в доме был свет, вода, газ, чтобы дом ремонтировался, чтобы работал лифт и мусоропровод. После этого, воспитатель назначает сумму "квартплаты" - к примеру, 5 рублей. И каждая семья, должна отдать 5 рублей. Дети выбирают, кто идет "оплачивать квартплату".

Далее, дети определяют, на что нужно еще потратить деньги семьи (таким образом, определяется, что необходимо выделить деньги на продукты, оплату детского сада, лекарство бабушке, питание коту, одежду, детский кружок)-воспитатель забирает у детей оплату за все эти услуги и товары.

Дети приходят к выводу, что оставшихся денег совсем немного.

Ребята! Скажите, много ли денег осталось у Ваших семей после выполнения обязательных платежей, которых нельзя избежать? Много ли денег у родителей осталось, чтобы, к примеру купить игрушки?

Так и у Ваших родителей, когда Вы требуете купить Вам игрушку, возможно, совсем немного денег, и есть более важные траты, чем покупка какой-то вещи. Каждая семья должна рассчитывать свой бюджет, определяя что важно и без чего можно обойтись, либо купить-оплатить позже.

В конце НОД проводится игра - "Я сегодня узнал, что..." (закончить предложение)

-Я сегодня узнал, что заработная плата -это...

-Я сегодня узнал, что семейный бюджет - это....

-Я сегодня узнал, что пенсия -это...

-Я сегодня узнал, что квартплата-это...

-Я сегодня узнал, что родителям важно вначале оплатить за....

-Что еще я узнал? и какой вывод мы сделали? (варианты ответов детей)

В конце занятия детям раздаются карточки успеха (памятные медальки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на тему "Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют инеллектуальные игры. Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных проф...

Консультация для воспитателей «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»

laquo;Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру»...

"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру"

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его по...

Сборник дидактических игр по развитию экономических представлений детей дошкольного возраста

Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьѐй и детьми. Ребѐнок рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивае...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста

          Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительн...

Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игру

Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они  свободно м...