Главные вкладки

    "Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста"
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

    Дёмина Светлана Валентиновна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.4 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              С.В.Демина

    Воспитание этики межнационального общения между детьми дошкольного возраста.

            Наилучшее воздействие на формирование    

           дружеских чувств к детям других национальностей

    оказывает общение с ними в быту и детском саду.

    М.И.Богомолова

            В настоящее время перед национально-региональной системой воспитания и обучения встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов России.

    Резкое возрастание интереса к проблеме межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами, при этом замечу, что действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.                                                                                                  

    Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

    Этикой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в  которых утверждается чувство собственного достоинства.

    Сегодня общество задумывается, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой проблемы. По моему убеждению, у дошкольников, кроме интереса, симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, этику межнационального общения. Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны. Воспитывая симпатию к детям разных национальностей в основном через предлагаемые мною темы: любовь к матери, родным, близким людям; верность другу и любовь к родной природе, я вызываю желание дружить с ними, раскрывая нравственные качества, свойственные сверстникам и взрослым каждой национальности, воспитываю уважение к народам, которых они представляют.

    Важно также дать детям правильные ориентиры  в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.

    Решение названных задач возможно благодаря усвоению детьми определенного круга знаний о нескольких (четырех-пяти) народах: месте жительства каждого из них; труде, по возможности с учетом его специфики направленности на общее благо; быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья); языке, народном творчестве (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры), искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства),  нравственных общечеловеческих  качествах народа.

    Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

    Исходным моментом воспитания этики межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

            В связи с этим, рассмотрю средства воспитания культуры межнационального общения у старших дошкольников.

    Средство – это то, что служит для осуществления какой-либо цели.

            Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо применение различных средств. Прежде всего, к средствам воспитания принято относить различные виды деятельности.

          Эффективность использования любых средств во многом зависит от нас - воспитателей, нашей профессиональной этики и нравственной культуры.

    К средствам воспитания этики межнационального общения можно отнести:

     1.традиции.

     2.общение.

     3.художественную  литературу.

     4.сказки.

     5.пословицы и поговорки.

     6.национальные куклы.

     7.подвижные игры с использование национальных атрибутов.

     8.произведения искусства и др.

     Более подробно рассмотрю практическое обоснование системы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

    Как уже было отмечено, важным условием жизнедеятельности человека является общение, в ходе которого ребенок усваивает систему ценностных ориентаций, нравственные установки, я  рассматриваю культуру межнационального общения как составляющую культуры поведения человека. В связи с этим,  воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и  формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание на этой основе доброжелательных отношений к людям разных национальностей и способностей к конструктивному диалогу и сотрудничеству.

          Данный процесс включен во все доступные для дошкольника в саду виды деятельности: коммуникативную, игровую, трудовую, познавательную, продуктивную и требует поэтапной организации деятельности. Каждому из этапов будут  характерны определенные условия, средства, результаты деятельности.

           Рассмотрим некоторые  этапы игр и видов непосредственно образовательной деятельности по реализации целей воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

          Непосредственно образовательная деятельность взрослого и ребёнка  данной темы  разработана с учетом возможности варьирования в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интеллектуального и психического развития и реализуются в процессе организации воспитательной работы в группе.

           1-й  этап:   «Я и мой мир» 

    Цель – самоидентификация ребенка, принятие себя как личности, члена семьи, ребенка, ориентация в социальных отношения в микросреде (семье, ближайшем окружении), формирование умения конструктивно взаимодействовать с членами семьи, уважения к своей семье и своему миру.

      К этому этапу относятся:

    Тренинг  для детей старшей группы по теме: «Я мальчик, я девочка». Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек.

    Игра «Знакомство»;

    Игра «Найди пару»;

    Игра «Взаимное доверие»;  

    Игра «Возрастная последовательность»;

         2-ой  этап:   «  Я и моя нация»

           Цель: национальная самоидентификация ребенка, формирование представлений о собственной национальности и культуре своего народа, ознакомление с культурой других народов, развитие уважительного отношения к культуре другого человека.

          Во многом эффективность культуры межнационального общения обеспечивает национальная самоидентификация (отождествление себя как представителя определённой нации, национальности, народа).

          В старшем дошкольном возрасте ребёнок может осознать понятия планеты Земля, нации, народы, многообразие народов, моя национальность, мой народ, народное творчество. Например:
           
    Конспект непосредственно образовательной деятельности
    по ознакомлению с окружающим и аппликации для детей старшей группы по теме: «Русский национальный костюм».

         Цели: создать у детей представление о себе, как о гражданах России, достойных продолжателях и хранителях её культурных традиций; приобщать к сокровищнице народной поэтической речи.

    3-й этап:  «Я и другие народы»

          Цель- расширение представлений и знаний о культуре других народов, осознание себя как активного участника межнационального общения, развитее способности к диалогу и сотрудничеству в межнациональном общении.

          Воспитание этики межнационального общения у дошкольников требует формирования у них представлений о других народах и положении себя в системе отношений народов России. В случае отсутствия данных представлений в сознании детей обучение непосредственно навыкам межнационального общения не будут иметь почвы под собой. Ребенку в этом возрасте тогда будет не понятно об общении с кем именно идет речь. Например,  к этому этапу относятся:

       Дни народной игры

       Цели: знакомить детей с разнообразием народных игр.

       Например, Русские народные игры: «Краски», «Почта», «Ловишки», «Жмурки»,  «Горелки» и др.

     Мордовские народные игры: «В ключи», «В платки», «Кулюкушки», «В курочек», «Раю-раю» и др.

      Татарская народная игра «Лис и курочки»  и др.

      Белорусская народная игра «Мельница»  и др.

      «Будем вместе дружить»

         Цель – расширение представлений о дружбе, взаимовыручке, сотрудничестве и диалоге, о культуре общения, об этике межнационального общения, формирование направленности на сотрудничество и диалог с представителями разных национальностей.

         Заключительный этап работы по воспитанию культуры межнационального общения предполагает формирование непосредственно знаний и умений по организациям продуктивного общения представителями различных народов. Для ребенка старшего дошкольника в этом аспекте достаточным будет установление связей хороших отношений между людьми разных наций. При этом воспитательная работа по данной проблеме также должна носить деятельный и проблемный характер.

          Конспект  непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы по теме:

     «Дружат дети всей Земли»

    Цель: выявить знания у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей.

    Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядом  и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного, межнационального воспитания, я считаю, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны».

    Помощь родителей для достижения целей по межнациональному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного  процесса. И они её оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя  выдумку, фантазию, энтузиазм.

            В  нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей:

    1.Выпуск газет для родителей (новая газета ежегодно);

    2.Проектная деятельность;

    3.Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

    4.Выставки совместных поделок;

    5.Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

    6.Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

         Начальным этапом  в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому,  мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

            Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, т.к. в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.

           Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.

           Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного  и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.

            Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.

            Родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, мы многие выставки проводим в виде  конкурсов. Например,  конкурсы игрушек «Новогодняя фантазия»; конкурс рисунков «Моя семья», «Это моя Родина»; конкурсы игрушек и кукол к 8 марта «Мамы всякие нужны»; конкурс поделок «Чудеса своими руками»; «Сюрпризы осени»; конкурс кукол в национальных костюмах «Мы все такие разные»  и т.д.

          В нашем дошкольном учреждении оборудован мини – музей «Русская изба», «Мордовская изба», а в каждой группе созданы народные уголки в рамках смотра – конкурса уголков « Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья: русской, мордовской национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям.

           Мини – музей «Русская изба», «Мордовская изба», и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно – развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

           Ещё одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с  каждой народностью – в течение  года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МДОУ.

         Мы планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.

         Подводя итог, можно констатировать, что развитие  межнационального общения, нравственных чувств дошкольников,  с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательного – воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

                                                       

    Литература.

     1. Абсалямова А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе - Уфа: Творчество. 1997.-310с.

    2. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников М., Просвещение, 1988. -309с.

    3. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношениям к   людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре.  Серия «психолого-педагогические науки». М., Прометей, 1993.-369с.

     4. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость. – М.:Просвещение 1996. 233с.

               5. Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга:. – Якутск. 1998. 363с.

     6. Суслова, Э. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. 86с.

               7. Суслова Э.К.Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – 85с.

               8.  Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) // Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.76с.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

    Уважаемые воспитатели! Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в раз...

    Родительское собрание. Доклад "Воспитание этики межнационального общения детей дошкольного возраста"

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ – САД) № 11 «ЖЕМЧУЖИНКА»            РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДОКЛАД...

    Пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников

    В статье рассмотриваются пути и средства воспитания этики межнационального общения у дошкольников...

    Формирование межличностных отношений между детьми дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

    Для дружного детского коллектива необходима работа воспитателя в этом направлении.Игры на сплоченность,на воспитатние уважения и доверия к сверстникам- обо всем этом я делюсь своим опытом....

    Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»

    Мастер класс для родителей, совместно с воспитанниками старшей группы на тему "Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста»...