ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)

Липартелиани Наталья Хамзяевна

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Аннотация. В статье раскрыта значимость воспитания культуры межнационального общения в воспитании детей дошкольного возраста. Анализируется место и значение воспитания культуры общения в воспитании культуры межнационального общения дошкольников. Представлены теоретические и практические аспекты воспитания культуры межнационального общения, охарактеризованы основные понятия. Ключевые слова: культура, культура общения, культура межнационального общения, педагогические условия.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liparteliani_n.h.-doshk-vozrast-2.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыта значимость воспитания культуры межнационального общения в воспитании детей дошкольного возраста. Анализируется место и значение воспитания культуры общения в воспитании культуры межнационального общения дошкольников. Представлены теоретические и практические аспекты воспитания культуры межнационального общения, охарактеризованы основные понятия. Ключевые слова: культура, культура общения, культура межнационального общения, педагогические условия.

Введение

ООН и другие Международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано:

«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами...».

Дошкольный возраст – это период, когда уже необходимо проводить социально-педагогическую деятельность, направленную на понимание содействия, терпимости и дружбы между представителей всех народов. Дошкольный возраст значимый период социализации личности, усвоения норм, правил взаимодействия, период, когда закладывается почва для формирования установок, стереотипов, представлений о самом себе и других людях [3].

В дошкольном возрасте большую часть информации дети воспринимают на веру, обращаются со своими размышлениями и выводами к близким взрослым: родителям и воспитателям. Как показали наши наблюдения, дети начинают обращать внимание и придавать значение различиям во внешности, речи (акцент), в поведении и др. в пяти- шестилетнем возрасте. У малыша возникают вопросы, ответы на которые он ищет в беседе с воспитателями, с родителями, с другими членами семьи, в общении со сверстниками. Отношения к людям с другими традициями, выражающимися в манере общения, одежде, поведении, во многом зависит от того, какую информацию получит ребенок от референтных для него лиц.

В качестве примера приведем одну из ситуаций такого взаимодействия. В старшей группе детского сада есть девочка, которая плохо говорит на русском языке, носит национальную одежду в садик, ее мама общается только через переводчика, одним из переводчиков порой является девочка, назовем ее Ася. Другая девочка, дадим ей имя Света, не смотря на языковой барьер общается с Асей, считает ее своей подругой, и отмечает, что Ася разговаривает на русском, но не со всеми. Мы попросили Асю узнать, чем вызвана избирательность общения. Оказалось, что Ася играет и разговаривает с теми детьми, которые, как она уверена, не будут смеяться, если девочка допустит ошибки в произношении.

Воспитатели провели беседу с группой детей о том, что Ася хочет играть и общаться со всеми, и ей нужна помощь. Дети прониклись просьбой и вместо того, чтобы смеяться, стали исправлять ошибки в произношении, если таковые могли заметить. Как известно, дошкольный возраст сенситивен к развитию речи и через год, Ася уже почти без ошибок с небольшим акцентом стала общаться со многими детьми, стала чувствовать себя уверенно и свободно, шутит сама и понимает шутки детей и взрослых, что также свидетельствует о достаточно высоком уровне развития речи.

Не умаляя значимости родителей в воспитании и развитии ребенка, не следует забывать, что в дошкольном возрасте дети большую часть дня проводят в детском саду (конечно, при условии посещения данного типа учреждения). Однако, дошкольное учреждение является лишь помощником в воспитании ребенка родителями. Именно родители – первые и главные воспитатели своих детей. По нашим наблюдениям и в процессе беседы была выявлена еще одна особенность в отношении родителей к дошкольному возрасту и к дошкольным образовательным учреждениям. Около 65% родителей рассматривают дошкольный возраст как подготовку к школе, выделяя это как одну из задач, которую призваны решать педагоги ДОО. А значит воспринимают дошкольный возраст как подготовку в младшему школьному возрасту. Отчасти с этим мнением можно согласиться, но нельзя ни в коем случае забывать о самобытности каждого возрастного этапа, имеющего свои новообразования, ведущий вид деятельности и т.д. Однако, равно как мы обращаемся к опыту дошкольников начиная работу с младшими школьниками стоит и работникам дошкольных учреждений заглянуть немного вперед.

Как отмечает О.В. Мусатова [8] в своей работе: младший школьный возраст - один из самых важных периодов в развитии личности. Как известно, в этом возрасте формируются важные личностные новообразования, такие как становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим, усвоение социальных норм, и, конечно, нравственное развитие. Во многом решающими составляющими социализации, нравственного развития ребенка, являются опыт и знания, полученные в дошкольном возрасте.

Современное поликультурное воспитание в детском саду занимает очень важную роль среди всех обучающих программ, поскольку позволяет сформировать в детях правильное отношение к этнокультурной действительности, делает детей компетентными во всех сопряженных с этим вопросах. Проводится большая работа по формированию любви к Родине, уважению к традициям и обычаям своего народа, а также к народному искусству. У детей развивается более терпимое отношение ко всем проявлениям национальных особенностей, которые встречаются не только на территории нашей страны, но и за её пределами. Именно поэтому культурное или даже поликультурное воспитание является таким важным для всех ребят дошкольного возраста. Оно закладывает в них самые азы, основы понимания разницы между различными традициями и культурами народов, позволяя понять, что каждая из них является уникальной и достойной уважения.

Другая сторона работы с дошкольниками заключается в знакомстве с традициями и привычками с особенностями быта русского народа. Развитие чувства гордости и уважения к великому, радушному народу, развитие чувства благодарности и уважения к стране, которая предоставила условия для жизни и развития представителям других государств, испытывающих трудности. Например детям объясняют, что нужно кушать за столом сидя на стульчиках а не сидеть во время приема пищи на полу с тарелкой на коленях. Необходимо пользоваться столовыми приборами, а не кушать руками, как принято в их семьях. Воспитатели рассказывают, что за блюда готовят повара, из чего они состоят, почему русская кухня имеет такие традиции, как это связано с природными и погодными условиями. Буквально убеждают родителей и детей попробовать новые блюда, убедиться как это вкусно.  

Вспомним о том, что ребенок проводит в детском саду до двенадцати часов в сутки и недопустимо, если он отказывается от еды только потому, что это блюдо не готовят в его семье. Родители прониклись убеждениями педагогов и некоторые рассказывали, что стали учиться готовить дома те блюда, которые есть в меню дошкольного учреждения. После чего последовало продолжение знакомства с традициями и бытом разных народов. В продолжении работы над воспитанием этнотолерантности, был проведен «День Кыргызстана». Один из воспитанников ДОО выступил в роли настоящего знатока своей родной культуры. Под звуки народной кыргызской песни он появился перед ребятами своей группы в национальном костюме. Мальчик очень интересно и увлеченно рассказал о том, как устроена юрта, из чего она сделана и что она значит для кыргызов. Показал макет жилища кыргызов, познакомил с музыкальными инструментами, играми кыргызских детей, научил танцевать народный танец батыров (воинов). Такая беседа превратилась в настоящий праздник. Детям за одну встречу стало многое понятно в культуре не известного для них народа.

Например, в одном из детских садов воспитатели провели родительское собрание с целью разъяснить особенности кухни в ДОО, особенности приема пищи и т.д. Специально для этой встречи повара приготовили все ингредиенты, из которых готовится борщ. И воспитатели рассказывали и показывали как происходит приготовление этого распространенного первого блюда. Объясняли, как важна каша для детского питания, приводили в пример сказки, пословицы и др.

В ДОО появилась новая традиция – проведение дня национальной культуры, в рамках таких встреч дети разных национальностей могут рассказать о своей семье, культуре, традициях и обычаях. При этом важно не только знакомить с культурой малых народов но и с культурой доминирующего по численности на территории России русского народа. Для осуществления межнационального воспитания, развития культуры межнационального общения могут применяться различные методы, приемы и формы работы [8].

Кратко расскажем о некоторых из них. Художественно- изобразительная деятельность. Дети не только рассматривали рисунки и фотографии костюмов, они с увлечением раскрашивали в раскрасках национальные костюмы, придумывали свои объясняя для какого народа и какие природные особенности они учли, дети рассматривали кукол в национальных костюмах. Интегрированные занятия позволили решить ряд воспитательных задач: от развития эстетического вкуса до развития этнотолерантности. Затем музыкальные, игровые занятия. Поскольку именно в игре дети познают окружающий мир лучше всего, поликультурное воспитание основывается, прежде всего, именно на этом методе, именно на этой форме работы.

Большой интерес вызвало обсуждение национальных игр и вновь дети прослеживали причину популярности игры, интересовались географическими особенностями территории, на которой проживает тот или иной народ. Это потребовало колоссальной подготовки, но результат оправдал усилия, затраченные на разработку и подготовку мероприятия. Читали сказки народов проживающих на территории России.

Особое место в жизни дошкольников занимают мультфильмы, их можно отнести к универсальным средствам межнационального воспитания. В рамках недели развития культуры межнационального общения, детям были показаны мультфильмы цикла «Гора самоцветов», каждый из которых начинается словами о том, в какой стране мы живем, какой у нас герб и флаг, почему именно такая символика государства. Затем следовал краткий рассказ об особенностях образа жизни одного из народов, их традициях и просмотр мультфильма, снятого по сказке того народа с которым знакомились дети. Так дети в увлекательной форме усваивают большой объем познавательной информации, у них формируется интерес к культуре и образу жизни других народов, уважительное отношение ко всем людям нашей планеты в независимости от этнических различий.

Культура межнационального общения воспитателя выступает частью педагогической культуры как общественного явления [4]. Велика роль родителей в воспитании культуры общения в целом и культуры межнационального общения в частности. Не всегда родители осознают значимость этого аспекта воспитания и одна из задач дошкольных учреждений состоит не только в воспитании культуры межнационального общения дошкольников в рамках ДОО, но и подключение к решению этой важной задачи родителей ребенка, актуализации значимости данного вопроса в сознании всех членов семьи.


Литература:

  1. Абаскалова Н.П. Модель мониторинга «Школы здоровья» с позиций системного подхода // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. – Новосибирск: ЦСРНИ, 2016.- 240 с.
  2. Беловолов В.А., Беловолова С.П., Ушакова Е.В. Формирование конкурентоспособного специалиста - приоритетное направление деятельности факультета начальных классов // Подготовка конкурентоспособного специалиста на факультете начальных классов: матер. научно-практ. конф. - Новосибирск, 2007. - С. 7-19.
  3. Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированный подход к конструированию учебного плана в дошкольной образовательной организации // Теоретические и методологические проблемы современных наук: матер. XVIII Междун. научно-практ. конф. - Новосибирск: ЦСРНИ, 2016. - 240 с.
  4. Касенова Н.Н. Особенности профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в поликультурном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13.
  5. Мардахаев Л.В. Основы общей, специальной и социальной педагогики учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов университетов. – М., Тула, 2007.
  6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: словарь П.-Я. – М.: Перспектива, 2011.
  7. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М. Социальная педагогика личности: учеб. пособ. для студ. высш. учебн. завед. - М.: Перспектива, 2016. - 120 с.
  8. Мусатова О.В. Особенности гендерного самосознания современных младших школьников // Гендерные исследования в гуманитарных науках: сб. ст. по матер. III Междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2015.
  9. Орлова Р.А. Модель формирования готовности будущего учителя начальных классов к воспитанию культуры межнационального общения

младших школьников// Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 337-344.

  1. Орлова Р.А., Беловолов В.А. Формирование культуры межнационального общения как социо-педагогический феномен Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №11. - С. 273-283.
  2. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. –576 с.
  3. Суховей Е.А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в процессе исследовательской деятельности по русскому языку // Сибирский педагогический журнал 2014. -

№ 1. - С. 92-95.

  1. Толокнова О.В. Изменения в общеобразовательной подготовке средних учебных заведений в 1977-1992 гг. Аспирантский сборник НГПУ – 2003 / Под ред. А.Ж. Жафярова. Ч. 4. – Новосибирск, 2003. – С. 131-136.
  2. Толокнова О.В. Проблема обеспечения школ квалифицированными педагогическими кадрами в период всеобщего среднего образования // Молодая наука: Сб. научных трудов молодых ученых. Вып. 1 / Отв. ред. Н.С. Уваров. – Куйбышев, 2002.- С. 67-71.
  3. Ушакова Е.В. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов как педагогическая проблема

// Сибирский педагогический журнал. 2008. - № 9. - С. 146-159.

  1. Ушакова Е.В. Формирование техник речевой коммуникации у будущих учителей формирование техник речевой коммуникации у будущих учителей // Сибирский педагогический журнал. 2008. - №10