Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня
консультация по математике (средняя группа) на тему

Никифорова Мария Васильевна

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей?                                               В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес.        Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении мате­матических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наи­более серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес  к       математике.                                                                                                                             Успех математиче­ского развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного про­цесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществ­лять как на занятиях, так и в режиме дня.                                                Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей?                                               В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес.        Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении мате­матических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наи­более серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес  к       математике.                                                                                                                             Успех математиче­ского развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного про­цесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществ­лять как на занятиях, так и в режиме дня.                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_20_marta.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №4 СПДС №50»Жар-птица»

Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»

Подготовила:

Воспитатель- Никифорова Мария Васильевна.

                                                           

         

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте открывает широкие возможности для воспитания ребёнка. Но перед воспитателями детских садов нередко возникает вопрос: как руководить играми детей?                                               В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Все это мы можем проследить как через средства массовой информации, так и через интернет. И главная задача педагогов, заинтересовать детей игровой деятельностью и сохранить к ней интерес.        Известно, что многие дети испытывают затруднение при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес  к       математике.                                                                                                                             Успех математического развития дошкольников во многом зависит от организации воспитательного процесса. И здесь важно иметь в виду, что обучение математике следует осуществлять как на занятиях, так и в режиме дня.                                                Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Нужно направлять внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользоваться определенной терминологией, побуждать детей к ее использованию в речи. Основное внимание уделять освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей, преобразование, комбинирование, моделирование.      

Как уже было сказано, элементарные математические представления даются детям в детском саду. Но нынешние дети, оказывается, куда непоседливее предыдущих поколений! Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. Что же сделать для того, чтобы заложить в них необходимые знания, избегая привычных нравоучений и занудности? Фразы, наподобие этих: «Сидите тихо!», «Слушайте внимательно!» отпугнут кого угодно. Тогда выход один – ИГРА!                                                     Чтобы игра в ДОУ была ведущим видом деятельности не только теоретически, но и практически, можно использовать  необычные режимные моменты.

Утренний приём детей:выясняем с детьми кто пришёл первый,кто второй,сколько пришло девочек,сколько мальчиков и т.д.

Утренняя гимнастика:упражнения с предметами(-положите мяч перед собой,прыжки вокруг мяча,поднять над головой…),перестроение,выполнение упражнений  на счёт и т.д.

Одевание (раздевание) на (с) прогулку: дети  выясняют, какой ботиночек больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяют, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т.п. (классификация); сравнить шарфы, определить, у кого шарф длиннее, а кого короче.

После сна:  расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные), сравнить цвет резинок, длину ленточек.

 Прием пищи: попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом; напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит в корзинке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т.п.

 Прогулка:  собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие); на снегу аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру; постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, тропинки, кусты, цветы, насекомых, птиц, животных; наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения.

Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того, загадки, пословицы, считалки дают большой эффект в обучении дошкольников владению объяснительной и доказательной речью.

Разгадывание загадок математического содержания  – это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.                                                   Еще поддерживать интерес к математическим понятиям можно с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр. Детям нравится это занятие, они в игре легко запоминают тексты (тренируется память), с интересом дома рассказывают родителям (обучение и развитие  продолжается за стенами детского сада).

 Также можно играть с детьми в сюжетно- ролевые игры. Например, количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. В игре происходит различение порядкового и количественного счета, сравнение рядом стоящих чисел, тем самым происходит закрепление полученных на занятиях знаний. Знакомясь с составом числа из единиц в пределах 5, после 2-3 проведенных занятий в игре «Почта», дети применяют полученные знания практически. Учатся считать с предметами и без них, рассказывать о выполненном действии.

Игра «Зоопарк», где дети практически используют порядковые и количественные числительные, предшествует подготовительная работа: ознакомление с трудом взрослых, работающих в зоопарке; чтение рассказов Е. Чарушина, Б. Жидкова, С. Маршака о растительном и животном мире, о труде человека в зоопарке; рассматривается альбом «В мире животных». На доступных примерах детям раскрывается сложность работы по уходу за животными . Наряду с этим ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?

Игра «Магазин», в которую дети играют с удовольствием. Имеется кассовый аппарат, наборы монет,весы,наборы овощей и фруктов.

Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.

Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:

- У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)

Дошкольники очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. Например «Математические старты» и др. 

Для старших детей можно использовать такие игры, как «Цепочка примеров»: дети садятся друг напротив друга. Один кидает мяч и называет пример, поймавший мяч продолжает пример, в котором надо произвести действие с числом, являющимся ответом в первом примере;Очень интересны «Задачи – смекалки», например, из пяти палочек сложить квадрат и два равных треугольника и т.д.

Большое значение имеет наличие в группе:- развивающих игр таких как: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Геометрическая мозаика», «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Геометрические формы», «Фигуры»;

-дидактических игр;

-настольно-печатных игр;

- наборов разрезных картинок;

 - матрешек, пирамидок, вкладышей;

- несколько видов мозаики;

- наборы бус и лесок для нанизывания;

 - коллекции значков, пуговиц, открыток, календарей;

 - природные материалы: палочки, камешки, шишки, ракушки, каштаны, орехи и др.;

 -  листы бумаги, карандаши, фломастеры, восковые мелки;

 - шаблоны, линейки и трафареты;

- настольные плоскостные театры;

 - игры-шнуровки (с «пришиванием», составлением узора);

 - игры-лабиринты;

 - игры – головоломки (геометрические конструкторы)

 Таким образом я считаю что, познавательно-математическая деятельность может использоваться воспитателем в течении всего дня и  дает возможность ребенку заниматься с интересом и удовольствием, постигая мир математики  в виде игры,без перегрузок и напряжения,усваивая многое из того,чему раньше они начинали учиться только в школе.А чем более подготовленный придёт ребёнок  в школу-имеется в виду даже не количество накопленных знаний,а именно готовность к мыслительной деятельности,зрелости ума,тем успешнее,а значит,счастливее будет для него начало очень важного для каждого человека периода-школьного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня»

Данный материал содержит сведения о том, как поддержать интерес дошкольников к математике в режимные моменты....

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня".

Консультация для педагогов "Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня"....

Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня.

Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом для дальнейшего математического образования и влияет на его успешность.Целью педагогической работы п...

Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»

Консультация для педагогов на тему: «Содержание познавательно - математической деятельности в режиме дня»...

Консультация для воспитателей. «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня»

В современном образовании существует множество подходов, методов и форм организации детской игры. Область математических представлений, которая складывается у детей до школы, становится фундаментом дл...

«Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических представлений»

Презентация «Содержание познавательно- математической деятельности в режиме дня: сенсорное развитие в младшей группе – первая ступень в формировании элементарных математических предст...