Дидактические и развивающие игры по математике для дошкольников
презентация по математике на тему

Загирова Алсу Миннулловна

Дидактические и развивающие игры

по математике для дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические и развивающие игры п о математике для д ошкольников Воспитательница Тюковского с ельского детского сада «Солнышко» Актанышского муниципального района А.М. Загирова

Слайд 3

«Наряди мышку» Цель игры: знакомить дошкольников с основными цветами, развивать восприятие цвета, мелкую моторику рук, фантазию, учить улавливать ритм рисунка, работать по образцу и вне образца. "Подбери для мышки бусы" (вариант для самых маленьких). Малыша просим каждой мышке собрать бусы по цвету, например, называя цвета (нанизываем их на шнурок) . "Наряди по образцу". Мышка пришла в магазин купила красивые бусы. Но они порвались, осталась только фотография, где мышка в них. Помоги ей собрать такие же. Формируем умение работать по образцу. Усложняя вариант, можно предложить посмотреть фотографию (карточку, а бусы собирать по памяти. "Наряди мышку на свой вкус" (развиваем фантазию, творчество, помогаем реализовать собственный замысел) . Ребенку предлагаем полный набор крышек и восхищаемся результатом его работы!

Слайд 4

«Геометрическое лото» Цель игры: закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Упражнять в счете фигур не зависимости от формы и цвета. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь, формировать сообразительность, сосредоточенность, быстроту мышления, развивать совместную игровую деятельность, уметь четко выполнять правила игры. Ход игры (1) . Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достает из мешка фигуру, отдает игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку. Ход игры (2) . Играющим раздаются карточки, дается задание сосчитать геометрические фигуры (только круги, только треугольники и т. д.) и найти цифры обозначающих количество фигур. Ход игры (3) для индивидуальной работы. Ребенку дается карточка, предлагается найти все фигуры одной формы, называя ее цвет (красный квадрат, желтый квадрат, зеленый квадрат) . Ход игры (4) для индивидуальной работы. Ребенку дается карточка, предлагается найти фигуры заданного цвета, и назвать их (красный круг, красный прямоугольник, красный треугольник) . Ход игры (5) для индивидуальной работы. Ребенку дается карточка, предлагается сосчитать фигуры и сравнить их количество (больше, меньше, поровну) .

Слайд 5

«Змейка» Цель игры: Формировать умение конструировать змейку из пуговиц, группировать предметы (пуговицы) по цвету и величине; тренировать малышей в произношении звука [ш] с разной силой голоса (громко, тихо) ; развивать речевое дыхание, словарный запас (змейка, шипит, ползает, жалит) Руководство. 1. Показать игрушку змейку. -Кто это? -Где живут змеи? -Как шипит большая (взрослая) змея (громко) . -Как шипит маленькая змейка (тихо) . -Как ползает змейка (показ движением руки) . Змеи нужны в природе. Нельзя их убивать. Некоторые из них бывают опасны- ядовиты. Поэтому нельзя подходить к ним близко. 2. Чтение стихотворения П. Бажова: Эй-ка, эй-ка, Голубая змейка! Объявись, покажись! Колесом покрутись! (дети повторяют стихотворение) . 3. Конструирование змейки из пуговиц по контуру. Показать пуговицы, сказать, что они разные по цвету и размеру. Змейки тоже разные: большие, поменьше и совсем маленькие. Большую змейку будем конструировать из больших пуговиц. Какого они цвета? (чёрные) . Змейку поменьше — из пуговиц среднего размера. Какого они цвета? А маленькую — из маленьких пуговиц разного цвета. Примечание. Следить, чтобы дети не взяли пуговицы в рот!

Слайд 6

«Части суток» Цель игры: Закрепить знания о последовательности частей суток. Уточнить, что части суток идут друг за другом по порядку, который никогда не нарушается. Ход игры: предложить детям закончить предложения: Спим мы ночью, а делаем зарядку… (Утром). Делаем зарядку мы утром, а ужинаем … (вечером) Ужинаем мы вечером, а обедаем … (днём) Делаем зарядку мы утром, а спим… (ночью). Можно использовать другие варианты вопросов. Например: Днём мы обедаем, а завтракаем, (утром). Солнце светит днём, а луна, (ночью). Солнце встаёт утром, а заходит, (вечером). Светло на улице днём, а темно, (ночью). Летом длиннее день, а зимой, (ночь) и т. п.

Слайд 7

«Времена года» Цель игры: формирование у детей временных представлений, их особенностей. Дети узнают чем отличаются времена года друг от друга: свойства, характерные признаки, как надо одеваться в то или иное время года. Помимо этого игра"Времена года" - с элементами развития мелкой моторики. В игре используются прищепки. Прищепки разного цвета: синие - зима; зеленые - весна; красные - лето; желтые - осень. Делая эту игру я использовала: картон, бумагу 4 цветов (синею, желтую, красную, зеленую) .Я наклеила их на один лист картона. Подобрала картинки соответствующие каждому времени года. Например, весна -скворечник, ветка с почками, кораблик, плывущий по ручейку, первоцветы, ребенок одетый по сезону и т. д. ; лето - ребенок одетый по сезону, ягоды, цветы, песочница и т. д. ; осень -дождик, тучка. зонтик, грибочки, осенние листочки, ребенок одетый по сезону и т. д. ; зима - ребенок одетый по сезону, санки, снег, кормушка, коньки и т. д. Приклеила их. Лист ламинировала -для удобства использования. Дети должны прикрепить прищепки на каждое время года. При этом они должны объяснить правильность своего выбора. По картинкам можно составлять описательный рассказ о каждом времени года.

Слайд 8

«Геометрические пуговички» Цель игры: закреплять знания о цветовой гамме. развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ; развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Ход игры: Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» пуговицы к прямоугольному листу бумаги. Игра предназначена для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.

Слайд 9

«Божьи коровки» Цель игры: закрепить счет, умение детей соотносить количество с цифрой. Ход игры: Детям предлагаются божьи коровки, они состоят из двух половинок. На одной половинке расположены чёрные кружочки от 1 до 10, на второй половинке цифры от 1 до 10, всего божьих коровок 10 штук. Задача детей посчитать количество кружков на одной половинке и найти вторую половинку с подходящим числом, соединить обе половинки. Так же мои дети любят играть в игру " Найди половинку" с использованием божьих коровок. Дети делятся на две группы. Одной группе раздаются половинки с чёрными кружками, второй группе раздаются половинки с цифрами. Задача детей найти половинки и соединить их.

Слайд 10

«Найди свой домик» Цель игры: упражнять детей в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Ход игры: Для этой игры мне понадобились крышки из под кофе, цветная бумага, шпажки, клей. Воспитатель вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, просит сказать как называется эта форма, какого она цвета, предложить потрогать, провести по краям фигуры. После этого, предложить детям разложить все фигуры по своим домикам. А теперь давайте посчитаем, сколько жителей в каждом домике. Сколько фигур, столько раз хлопни в ладоши (или любое другое движение). После выполнения задания воспитатель спрашивает: "Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений?. " Можно поиграть командами. Каждой команде раздать по набору геометрических фигур. Воспитатель называет фигуру, команда которая быстрее, правильнее, и больше найдет фигур, становиться победителем. Вот такая несложная и интересная игра. Спасибо.

Слайд 11

«Собери пуговицу» Цель игры: Закрепить знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, фантазию, творческую активность. Вызывать у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим. Закреплять названия цветов и оттенков. Расширять и активизировать словарь. Ход игры: Разрезанные на части разного размера пуговицы, сделанные из картона. Ведущий (взрослый) предлагает детям собрать пуговицу из частей. Данную игру можно использовать в совместной деятельности педагога и детей, как для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой детей.

Слайд 12

«Поможем козлятам спрятаться от Серого волка» Цель игры: Повторим и закрепим геометрические формы и цвет. А еще, ребенок может сам сочинять сказку, используя данную игру. Ход игры: Козлята находятся в разных геометрических фигурах. А посредине стола Серый волк. Ребята прячут козлят под соответствующие фигуры разного цвета.

Слайд 13

«Цифры на шнуровке» Цель игры: развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Развивать у детей умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, упражнять детей в прямом и обратном счете от 1 до 10, закреплять знание цветов и их оттенков, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, воспитывать внимание, терпение, усидчивость. Ход игры: десять разноцветных карточек с контурами цифр от 1 до 10, на которых сделаны отверстия для продевания шнурков, шнурки. Предложить детям рассмотреть карточки, назвать цвет и соответствующую цифру, разложить карточки по порядку от 1 до 10, зашнуровать.

Слайд 14

«Арифметическая шнуровка» Цель игры: развивать мелкую моторику рук; закреплять умение решать математические задачи; закреплять решение примеров; развивать глазомер; развивать связную речь Ход игры: Ведущий задает карточки и предлагает словесные инструкции. Нижний карман предназначен для задания. В верхних карманах два варианта ответа ребенок должен правильно зашнуровать дорожку к правильному ответу.

Слайд 15

"Собери цветок" Цель игры: закреплять умение решать математические задачи; закреплять решение примеров; развивать глазомер Ход игры: закреплять умение решать математические задачи; закреплять решение примеров; развивать глазомер.

Слайд 16

"Пчелки в улей" Цель игры: закреплять умение решать математические задачи; закреплять решение примеров; развивать глазомер Ход игры: улей с цифрой, пчелки на ведерках у которых пример. Решают пример, заселяют пчелок в улей.

Слайд 17

«Собери бусы» Цель игры: Развивать знания основных цветов и их оттенков. Закреплять умение раскладывать в ряд по образцу (слева направо, справа налево) и отсчитывать определённое количество бус по образцу, учитывая цветовую гамму. Обучать порядковому счёту. Закреплять навыки счёта в пределах 10-ти. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Детям предлагается на выбор любая карточка. Ребёнок самостоятельно, по образцу «собирает бусы» на шнурок, что на карточке изображено, ребёнок проговаривает вслух : красных-2, зелёных-2, синих-2, жёлтых-2. Играющий ребёнок считает и находит «бусы» по цвету и количеству. Выполняет действия («собирает бусы на шнурок). В конце игры ребёнок должен сосчитать общее количество бус, собранных на шнурок и сравнить с карточкой-образцом.

Слайд 18

«Заколдованные цифры» Цель игры: Закрепление счета от 1 до 10. Развитие внимания. Развитие памяти Ход игры: Раскладываем карточки лицевой стороной (можно начинать от 1 до 5, затем усложнять). Игрок открывает любую карточку, затем вторую. Если цифры совпадают, карточки убирают с поля. Если не совпадают, снова переворачиваются лицевой стороной вниз. Вспоминаем, была такая или нет. Если была - вспоминаем где, открываем и убираем с поля. Если нет, то открываем следующую карточку и т. д. Цель игры кто больше наберет парных карточек.

Слайд 19

«Геометрические собиралки» Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах; учить подбирать геометрические фигуры по размеру, цвету, форме; способствовать формированию мыслительных операций; воспитывать умение понимать поставленную задачу и её выполнять. Ход игры: Карточки с изображением геометрических фигур разных по размеру, цвету, форме. По 4 штуки в зависимости от выбранного признака. Взять необходимое количество комплектов, то есть карточек одного номинала, в зависимости от числа играющих. Карточки перемешать и раздать поровну. Игроки решают сами, какие карточки будут собирать, и откладывают одну карточку, которая представляется им лишней. Передвигают её игроку сидящему слева изображением вниз. Получив карточку каждый решает, передать ли её дальше или оставить себе, отдав соседу слева какую-либо из своих карточек. продолжается до тех пор, пока все игроки не соберут полный комплект карточек по заданному признаку. Варианты игры: собирать карточки с одинаковыми по форме геометрическими фигурами; с одинаковыми по цвету геометрическими фигурами; с разными по форме геометрическими фигурами; с разными по цвету геометрическими фигурами; с одинаковыми по размеру геометрическими фигурами.

Слайд 20

«Цвет и форма» Цель игры: Направлено на распознание простых закономерностей и сортировку по двум признакам – по цвету и форме. Ход игры: Первой верхней горизонтальной строке удобно размещать нужные цвета (красный, синий, зеленый, желтый и д. р., а в крайнем левом столбце – формы (это могут быть как геометрические фигуры, так и черно-белые изображения контуров). Проводить занятия удобно как в группах, так и в индивидуальном порядке. Формы преподнесения задания тоже различные от лото, до выбери нужный вариант.

Слайд 21

«Помоги Снеговику!» Цель игры: Учить собирать Снеговика, используя фигуры: круг, треугольник; закрепить понятия «большой», «маленький». Ход игры: Без наглядного сопровождения собирать Снеговика, используя фигуры: круг, треугольник. - Из чего состоит Снеговик? - Какой из трех кругов нужно взять первым? - Какой следующий? И т. д. - Из чего мы сделаем руки Снеговику? - Что у Снеговика на голове?

Слайд 22

«Склеим чайник» Цель игры: Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной части картинки. При выполнении задания дети должны научиться пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки. Ход игры: Воспитатель показывает детям рисунок с изображением чайника, спрашивает, из каких частей состоит чайник; показывает эти части (корпус, носик, ручку, вырезанные из плотной бумаги, и предлагает одному ребёнку подойти к столу и составить чайник. Ребёнок последовательно подбирает корпус, носик, ручку и прикладывает все части друг к другу. Когда чайник составлен, воспитатель предлагает сравнить его с образцом и отметить, все ли части правильно соединены, даёт дополнительные указания: "Посмотри внимательно на рисунок. Как прикрепляются части к корпусу, с какой стороны? " Дети поочерёдно выполняют задание.

Слайд 23

«Геометрическая пирамида» Цель игры: Умение узнавать и называть цвет, величину, форму геометрических фигур. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами; (подобрать квадраты, треугольники и круги одного цвета). Закреплять использование в собственной речи слов - название размера, формы, цвета. Ход игры: 1 вариант: «Выбери фигуры одного цвета» На одной стороне пирамиды расположены круги, квадраты и треугольники, сгруппированные по цвету. Задача: распределить фигуры по цвету. Можно усложнить задачу: Кто быстрее соберёт. 2 вариант : «Выбери фигуры одного размера» На второй стороне пирамиды расположены круги, квадраты и треугольники, сгруппированные по размеру. Задача: разделить фигуры на две группы: большие и маленькие. 3 вариант: «Выбери фигуры одной формы» На третьей стороне пирамиды расположены фигуры, сгруппированные по определенной форме. Дополнительно можно задавать вопросы: «назови фигуры »- (треугольники). «Сколько треугольников? »- (много). «Какого цвета треугольники? »- (синие, красные, зелёные и желтые). (Аналогично можно задавать вопросы по другим фигурам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная дидактическая игра по математике для дошкольников 5-7 лет "Найди цифру".

Эту интерактивную дидактическую игру могут использовать для занятий с дошкольниками как воспитатели ДОУ, так и родители. Очень удобно для не читающих детей, так как весь материал представлен в картинк...

Дидактические интерактивные игры по математике для дошкольников

В данной статье представлен опыт работы по использованию интерактивных дидактических игр по математике в работе с дошкольниками. Даны описания некоторых игр. Так же представлен мастер - класс по созда...

Развивающие игры по математике для детей дошкольников 3-6 лет

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:— счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразби...

Дидактические и развивающие игры по математике для дошкольников

Дидактические математические игры — средство расширения представлений об окружающем мире. В ходе игр дети учатся нахождению причинно-следственных связей, анализу и сравнению объектов по разным п...

Развивающие игры по математике для детей дошкольников 3-6 лет

Развивающие игры по математике для детей дошкольников 3-6 лет При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания: — счет до десяти ...

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)

Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...