Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
методическая разработка

Кривоногова Ольга Васильевна

Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx42.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Дюймовочка»

Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия) 

Кривоногова Ольга Васильевна,

 музыкальный руководитель,

высшая квалификационная категория

г. Советский, 2023

Аннотация

Дидактическое пособие содержит теоретические основы развития чувства ритма, методические приемы, направленные на развитие и формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста, диагностические методы по исследованию уровня развития ритмических способностей дошкольников, а также подборка развивающих игр на развитие и формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста, адресованные музыкальным руководителям дошкольных организаций.

В пособии представлены эффективные развивающие игры на формирование и развитие чувства ритма у дошкольников. Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей, содержат элементы от простого к сложному, а также оформлены ярко и красочно, что является важной составляющей для данной категории детей.


Содержание

  1. Аннотация………………………………………………………………2
  2. Введение………………………………………………………………..4
  3. Основная часть…………………………………………………………6
  1. Теоретические аспекты развития чувства ритма………………….....6
  2. Методические приемы, направленные на развитие и формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста………………………………….....6
  3. Диагностические методы по исследованию уровня развития ритмических способностей дошкольников…………………………………….....9
  1. Заключение…………………………………………………………...11
  2. Список использованных источников……………………………….12
  3. Приложения…………………………………………………………..13
  1. Приложение 1………………………………………………………...13
  2. Приложение 2………………………………………………………...14
  3. Приложение 3………………………………………………………...15
  4. Приложение 4………………………………………………………...16
  5. Приложение 5………………………………………………………...17


Введение

Современное отечественное образование в последние десятилетия активно изменяется, введён ФГОС ДО, предъявляются различные требования, как к субъекту, так и объекту обучения, вводятся новые педагогические технологии. Современный педагог постоянно совершенствует свой профессионализм, обучаясь как самостоятельно, так и проходя различные курсы повышения квалификации.

ФГОС ДО акцентирует внимание педагогической общественности на «сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека», таким образом, призывает педагогов применять только интереснейшие формы обучения и развития детей. Также очень ценное утверждение ФГОС ДО, что «самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду». Важно и необходимо помнить педагогам об этих утверждениях, т.к. порой бывает, что главной целью считаем высокие результаты обучения, а не чувства и комфорт ребенка.

Требования к обучению предъявляются и к обучающимся, и к законным представителям, поэтому на сегодняшний день активно приветствуются новые программы, развивающие технологии обучения, приемы и методики, но согласно главному закону обучения – ФГОС ДО.

Исходя из опыта работы, хочется предлагать обучающимся наиболее эффективные и проверенные методики обучения, т.к. дошкольный возраст достаточно кратковременен, когда ребенок активно впитывает информацию и с удовольствием и воодушевлением практикуется в какой-либо деятельности. Такой период у детей-дошкольников обычно с пяти – пяти с половиной до семи лет, когда воспитанники могут анализировать свою деятельность и деятельность сверстников, могут находить ошибки самостоятельно и затем исправлять их. Поэтому педагогу необходимо активно развивать обучающихся до периода, так сказать, самостоятельности ребенка, чтобы в этот период интенсивности обучения, добиться высоких результатов обученности.

В плане музыкальности дети имеют различный уровень способностей, у одного заложен природой мелодический слух, у другого этой способности нет, чувство ритма очень важная способность не только в музыкальном плане, но и в повседневной жизни. Доказано, что у ребенка не обладающего развитым чувством ритма, речь не будет слитной, развернутой. Такой ребенок говорит невыразительно, примитивно, используя отрывочные высказывания. Проблема также может стать причиной в координации движений и ориентации в пространстве, т.к. не обладая достаточным уровнем чувства ритма, ребенок не ощущает ритм своего тела, слаженность движений рук и ног. Например, при марше, мы выбрасываем вперед правую ногу и левую руку, и при движении левой ноги, вперед, должна идти вперед правая рука.

Проводя мониторинг развития музыкальных способностей  воспитанников, были обнаружены низкие результаты по освоению детьми танцевальных движений и игре на музыкальных инструментах. Было выяснено, что у детей слабый уровень развития чувства ритма, поэтому стало необходимостью решать эту проблему, как в теоретическом аспекте, так и в практическом.


Основная часть

Теоретические аспекты развития чувства ритма.

Ритм (в переводе с греческого соразмерность) – чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста – важнейшая задача музыкальной педагогики, и наиболее сложная, так как плохо поддается развитию. Проблемой развития чувства ритма интересовались многие ученые и педагоги, она широко освещена в музыковедческой, музыкально-педагогической и психолого-педагогической литературе таких ученых как, Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов,  

О.А. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Н.А. Ветлугина, Д.К. Кирнарская и др. В программах музыкального воспитания дошкольников также большое внимание развитию чувства ритма уделяют Т.Н.Сауко и А.И. Буренина в программе по музыкально-ритмическому воспитанию детей «Топ, хлоп, малыши», рассчитанных на младший дошкольный возраст, С.Л. Слуцкая в программе по хореографии «Танцевальная мозаика», Т.И. Суворова в программе «Танцевальная ритмика для детей» и др.

Чувство ритма развивается в различных видах музыкальной деятельности: при выполнении музыкально-ритмических упражнений, в пении, игре на музыкальных инструментах, при слушании музыкального произведения и т.д.

Восприятие музыкального произведения – это активный слуходвигательный процесс, в процессе которого происходит эмоциональная отзывчивость на музыку с помощью движений пальцев рук, кивка головы, постукивания ногой, качания тела в такт музыки и т.д. Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне и, таким образом, тренируется не только слуховая, но и мышечная память. Во время музыкально-ритмических движений, ребенок согласовывает движения своего тела с музыкальным ритмом. Данный вид деятельности позволяет прочувствовать и выразить в движениях смену настроения музыки, совершенствовать чувство ритма  с помощью координации и движения.

В пении также важно обладать чувством ритма, потому что ритм – это «сердце» музыки. В процессе пения ритмические способности развиваются в процессе прохлопывания в ладоши ритмического рисунка песни или пропевания песни без слов на какой-то определенный слог.

Методические приемы, направленные на развитие и формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста

Для успешного развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, музыкальному руководителю необходимо владеть методическими приемами, игровыми технологиями, которые эффективно способствуют решению задач на развитие и формирование чувства ритма, причем, доступными ребенку дошкольного возраста. Игра – форма сотрудничества ребенка и педагога, в процессе которой ребенок не чувствует себя обучающимся, а чувствует себя партнером, товарищем, поэтому обучение проходит эмоционально, позитивно, и успешно, а также мы следуем принципам ФГОС ДО.

Знакомство с ритмом мы начинаем с таких игр, как звучащие жесты и ритмическое эхо. Дети с удовольствием играют в игру со звучащими жестами: используют хлопки в ладоши, притопы, щелчки пальцами, шлепки по коленям и голени. Активно применяем эту игру в приветствии и прощании на музыкальных занятиях. Устраиваем соревнования, чьё приветствие будет самым сложным, и кто повторит его без ошибок.

Ритмическое эхо – игра на повторение ритмического рисунка с помощью ударного музыкального инструмента. Ведущий прохлопывает ритм в ладоши, дети у которых музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракас, ложки) по очереди должны повторить ритм на инструменте, а затем исполнить его оркестром.

Звучащие жесты и ритмическое эхо – эффективный способ развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. В процессе этих игр дети включаются в творческий процесс поиска новых звучащих жестов, открывают для себя и для своих товарищей новые способы звукоизвлечения на определенном музыкальном инструменте, воодушевляют своим исполнением малоактивных детей.

Обучение игре на музыкальных инструментах происходит во время музыкальных занятий, а также во время индивидуальной работы. При знакомстве детей с понятием ритм, рассказываем воспитанникам о звуках музыки (высокие-низкие, долгие-короткие). Изучив методику Карла Орфа, используем с детьми названия долгих звуков ТА-ТА, а коротких ТИ-ТИ. С воспитанниками старшего дошкольного возраста активно играем в музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма:

  • «Передача платочка» (младший дошкольный возраст) – игра, в которой дети, стоя в кругу,  передают друг другу платок на окончание музыкальной фразы.
  • «Оркестр» (младший дошкольный возраст) – игра, в которой дети, выбрав музыкальный инструмент,  исполняют заданный ритмический рисунок под показ видеоролика, который сопровождается музыкальной мелодией, разнообразными ритмическими цепочками и показом инструментов.
  • «Ритмические цепочки» (средний дошкольный возраст)  – игра, в которой на фланелеграфе  или на экране выстраиваются фигуры из листьев или снежинок разных по величине, крупная фигура обозначает долгий звук, мелкая фигура – короткий звук. Задача детей – прохлопать получившуюся ритмическую цепочку или сыграть ее на инструменте.
  • Ритмическая игра «Животные» (средний дошкольный возраст) – игра для индивидуальной работы с ребенком, где нужно прохлопать ритм животного, изображенного на картинке, а затем найти ритмический рисунок из ладошек-хлопков и прикрепить его на липучку напротив картинки с животным.
  • Ритмическая интерактивная игра «Паровозик» (старший дошкольный возраст). В игре участвуют несколько человек, где дети могут продемонстрировать активную работу с интерактивной доской, а также закрепить умение распознавать долгие и короткие звуки (долгий звук обозначен большим кружочком, короткий – маленьким кружочком). Детям предлагается рассмотреть, какие овощи везет паровозик в своих вагончиках, выбрать правильную карточку с изображением ритма того или иного овоща и нажать на правильную карточку. Если ответ верный, то данная карточка отправится в вагончик паровозика и прозвучат аплодисменты, если ответ неправильный, карточка останется на месте и прозвучит соответствующий звуковой сигнал.
  • Ритмическая игра «Паровозик» (старший дошкольный возраст) – игра, в которой могут участвовать один или несколько детей. Детям раздаются карточки с изображением паровозика, который везет два вагончика: в одном изображен овощ, а во второй вагончик нужно подобрать соответствующую ритмическую цепочку, изображенную кружочками разного размера (большой кружок означает долгий звук, маленький – короткий). Затем ритмическая цепочка прикрепляется с помощью липучки во второй вагончик.
  • Ритмическая игра «Кубик. Музыкальные инструменты» (для детей подготовительной группы). В игре участвует несколько человек, им раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Далее с помощью считалки выбирается ведущий, он бросает кубик, на гранях которого изображены нотные ритмические цепочки. Выпавшую ритмическую цепочку на верхней грани кубика, дети находят такую же в конверте и прохлопывают ее ритм. После этого находят соответствие между данной ритмической цепочкой и картинкой, изображающей музыкальный инструмент в своей карточке. С помощью липучки прикрепляют ритмическую цепочку напротив картинки с инструментом. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет пустующие места в своей карточке.
  • Ритмическая интерактивная игра «Кубик. Музыкальные инструменты» (для детей подготовительной группы). В игре участвует несколько человек. С помощью считалки выбирается ведущий, он «бросает» кубик (нажимает на доске на картинку с кубиком), на гранях которого изображены нотные ритмические цепочки. Дети прохлопывают в ладоши выпавшую ритмическую цепочку, после этого находят соответствие между данной ритмической цепочкой и картинкой, изображающей музыкальный инструмент. Проверяют нажатием на данную картинку. В результате правильного ответа, звучат аплодисменты, картинка передвигается к кубику. В случае неправильного ответа картинка остается на месте и звучит соответствующий звуковой сигнал. Выигрывает тот, кто соберет большее количество жетонов за игру.

Развитие чувства ритма процесс сложный, трудоемкий. Начинать с детьми работу по формированию и развитию чувства ритма необходимо с детьми младшего дошкольного возраста, постепенно вводя интересные запоминающиеся игры и упражнения, знакомя с музыкальными инструментами, обучая правильному звукоизвлечению. Такую работу следует проводить систематически на каждом занятии, постепенно усложняя материал, выбирая в репертуар начинающего оркестра простые по ритмическому рисунку музыкальные произведения.

Музыкальному руководителю следует на собственном примере показывать детям свою заинтересованность, профессионализм и умение играть на всех музыкальных инструментах. Общаясь с эмоциональным творческим педагогом, дети с удовольствием будут заниматься игрой в оркестре или ансамбле, тем самым развивая свое чувства ритма. Чтобы результат по данной проблеме был не краткосрочным, а закрепился у ребенка, необходимо, чтобы над формированием чувства ритма работали и музыкальный руководитель, и воспитатели в группе и родители, но ненавязчиво, а с воодушевлением и огромной заинтересованностью.

Диагностические методы по исследованию уровня развития ритмических способностей дошкольников

С помощью диагностики, представленной ниже, педагог, обследовав детей, может выявить проблемы в развитии чувства ритма, а также высокие показатели у детей. Далее наметить работу, как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком, у которого низкий уровень развития чувства ритма.

В данной диагностике присутствуют разные методы (наблюдение педагога, упражнение, задание и дидактическая игра). При выборе метода наблюдения, педагог может проводить диагностику в группе ребят, взяв примерно человек пять или шесть. При выборе методов задание и упражнение, целесообразно исследовать детей индивидуально, чтобы ничего не упустить и провести качественное обследование.

Диагностика развития чувства ритма для детей средней группы ДОО

методы

наблюдение

наблюдение

При прослушивании муз. произведения отстукивает ритм ногой или выполняет покачивания головой либо корпусом

 Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки

Диагностика развития чувства ритма для детей старшей группы ДОО

Методы

Задание: прослушать отрывок из знакомой песни, рассказать последовательность долгих и коротких звуков

Упражнение: педагог играет на металлофоне ритм, ребенок должен прохлопать заданный ритм в ладоши или простучать на инструменте

Уверенно выделяет долгие или короткие звуки в мелодии, обозначая их «та» и «ти»

Уверенно и точно может повторить ритм за педагогом

Диагностика развития чувства ритма для детей подготовительной к школе группы ДОО

Методы

Дидактическая игра «Ритмические загадки»

Задание

Наблюдение

Уверенно называет знакомое произведение, ритм которого отстукивает педагог

Уверенно и точно может повторить прослушанную мелодию, исполненную педагогом на инструменте

Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии


Заключение

Развитым чувством ритма обладают далеко не все, даже взрослые, а тем более дети. Эта музыкальная способность очень важная, но трудно поддающаяся развитию. Есть научные доказательства ученых и педагогов-музыкантов, что от уровня развития чувства ритма напрямую зависит речь детей, их координация движений, поэтому начинать заниматься развитием ритмических способностей следует как можно раньше, с младшего дошкольного возраста, когда дети, неосознанно для себя, впитывают информацию, как губка и копируют взрослых и сверстников.

Данные ритмические игры целесообразно использовать как на музыкальном занятии, работая со всей группой в целом (выводя карточки на экран с помощью вебкамеры), так и индивидуально с каждым ребенком во время самостоятельной деятельности в группе.

Постепенно вводя в учебный процесс игры на развитие и формирование чувства ритма, наблюдая за детьми, как они справляются с различными, порой непростыми партиями в оркестре, мы убедились в правильности выбора методики обучения и развития детей в данном направлении, что подтверждает мониторинг музыкальных способностей, проведенный до использования такой методики и после.


Список использованных источников

1.        Емельянова Э. Расскажите детям о музыкальных инструментах [Текст] / Э. Емельянова  – М. : Мозаика-Синтез, 2013, 21 с.

2.        Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет. Учебно-методический комплект к программе [Текст] / М.Б. Зацепина – М. : Мозаика-Синтез, 2015, 93 с.

3.        Иванова О.В. Новый музыкальный букварь. Учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Иванова –  Ростов н / Д. : Феникс 2019, 48 с.

4.        Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] /

Б.М. Теплов. – М. : Наука, 2003. – 379 с.

5.         Трубникова М.А. Детский оркестр. Программа и методические рекомендации по обучению дошкольников игре по слуху [Текст] /

М.А. Трубникова. – М. : Просвещение, 1994, 114 с.

6.        Тютюнникова, Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри / Т. Э. Тютюнникова // Музыкальная палитра. — 2006г. — № 6. — 3–4с.

7. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-chuvstva-ritma-cherez-muzykalnye-igry-muzykalno-ritmicheskie-dvizhenija-i-muzicirovanie-na-instrumentah.html


Приложения

Приложение 1

Ритмическая игра «Животные»

Цель: Развитие ритмического слуха у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Учить детей распознавать долгий и короткий звуки;
  2. Учить детей находить ударение в слове;
  3. Учить детей определять ритмический рисунок в слове.

Методика проведения:

Детям предлагается рассмотреть картинки с животными, сказать их название и определить слог, на который падает ударение, затем прохлопать в ладоши ритмический рисунок этого животного. После этого найти, подходящий ритмический рисунок из картинок-ладошек, которые находятся в конверте, и с помощью липучки приклеить напротив картинки.

Приложение 2

Ритмическая игра «Паровоз»

Цель: Формирование  ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать умение распознавать долгий и короткий звуки;
  2. Формировать умение детей находить ударение в слове;
  3. Формировать умение определять ритмический рисунок в слове.

Методика проведения:

Ребенку предлагается определить ритм в знакомых словах, которые везет паровозик. На каждой странице изображен паровозик, у которого 2 окошка, в одном – овощ, ритм которого необходимо определить ребенку и выбрать соответствующую карточку с ритмом, изображенным кружочками разного размера (карточки с ритмом находятся в конверте). Затем выбранный ритм прикрепляется с помощью липучки во второе окошко паровозика. Так необходимо сделать на всех страницах игры.

Приложение 3

Ритмическая интерактивная игра «Паровоз»

Цель: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о длительностях нот (четвертные, восьмые).
  2. Закреплять умение определять ритмический рисунок в слове.
  3. Закреплять знания о музыкальных инструментах.

Методика проведения:

В игре участвует несколько человек. С помощью считалки выбирается ведущий, он «бросает» кубик (нажимает на доске на картинку с кубиком), на гранях которого изображены нотные ритмические цепочки. Дети прохлопывают в ладоши выпавшую ритмическую цепочку, после этого находят соответствие между данной ритмической цепочкой и картинкой, изображающей музыкальный инструмент. Проверяют нажатием на данную картинку. В результате правильного ответа, звучат аплодисменты, картинка передвигается к кубику. В случае неправильного ответа картинка остается на месте и звучит соответствующий звуковой сигнал. Выигрывает тот, кто соберет большее количество жетонов за игру


Приложение 4

 Ритмическая игра «Кубик. Музыкальные инструменты»

Цель: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о длительностях нот (четвертные, восьмые).
  2. Закреплять умение определять ритмический рисунок в слове.
  3. Закреплять знания о музыкальных инструментах.

Методика проведения:

В игре участвует несколько человек, им раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Далее с помощью считалки выбирается ведущий, он бросает кубик, на гранях которого изображены нотные ритмические цепочки. Выпавшую ритмическую цепочку на верхней грани кубика, дети находят такую же в конверте и прохлопывают ее ритм. После этого находят соответствие между данной ритмической цепочкой и картинкой, изображающей музыкальный инструмент в своей карточке. С помощью липучки прикрепляют ритмическую цепочку напротив картинки с инструментом. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет пустующие места в своей карточке.


Приложение 5

Цель: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о длительностях нот (четвертные, восьмые).
  2. Закреплять умение определять ритмический рисунок в слове.
  3. Закреплять знания о музыкальных инструментах.

Методика проведения:

В игре участвует несколько человек. С помощью считалки выбирается ведущий, он «бросает» кубик (нажимает на доске на картинку с кубиком), на гранях которого изображены нотные ритмические цепочки. Дети прохлопывают в ладоши выпавшую ритмическую цепочку, после этого находят соответствие между данной ритмической цепочкой и картинкой, изображающей музыкальный инструмент. Проверяют нажатием на данную картинку. В результате правильного ответа, звучат аплодисменты, картинка передвигается к кубику. В случае неправильного ответа картинка остается на месте и звучит соответствующий звуковой сигнал. Выигрывает тот, кто соберет большее количество жетонов за игру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной сило...

РАЗВИВАЮЩАЯ МНОГОВАРИАТИВНАЯ ИГРА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ГОВОРЯЩИЙ ШАР».

Ребенку предлагается звуковая схема с определенным количеством  гласных. Он должен найти предметную картинку с таким же количеством гласных в слове и назвать его. Сначала предлагаются схемы с одн...

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....