Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

Репина Наталья Анатольевна

Народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: как к дидактической, так и к народной. В играх — залог полноценной душевной жизни ре­бенка   в   будущем.    Формируя у них  устойчивое отношение к родной культуре,   создавая  эмоционально-положительную основу  для  развития патриотических чувств, народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_6pe.docx163.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Подготовила: 
воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

 с.Борское д/с «Колокольчик»

Репина Наталья Анатольевна

Дидактическая игра «Мой ангел»
/для детей среднего и старшего дошкольного возраста/

 

Программное содержание:

расширять представления детей о сотворении мира Богом;

уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;

воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

Материалы: шаблоны ангелов,цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей.

Ход игры:

Рассказ педагога об ангелах.

Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы — символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.

Вспомнить  у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.

Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов.

Самостоятельная работа детей.

Выставка детских работ.

Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко»
/для детей среднего и старшего дошкольного возраста/

Программное содержание:  

знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;

поддерживать в детях чувство пасхальной радости; 

содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.

Материалы: образцы узоров (Приложение №2), белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей.

Ход игры:

Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой.    Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство.

Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.

Изготовление пасхальных подарков.

Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их – кто больше найдет.

Дидактическая игра «Укрась икону»
/для детей среднего и старшего дошкольного возраста/

Программное содержание:

расширять представление детей об иконе;

познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон;

учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих;

способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: Иконы с Образами Святых Угодников Божьих, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага.

Ход игры:

Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой  «Икона Божьей Матери»

Икона Божьей Матери,
Прошу меня храни.
От бед, напастей горестных
Меня убереги.
С Тобой я свет увидела
В далёких облаках.
Икону Божьей Матери
Держу я на руках.
Растопишь сердце ты моё
В преддверии трудных дней
И станет ясно и легко
На душе моей.

Рассматривание икон, выбор иконы для игры.

Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры).

Украшение иллюстрации иконы.

Рассматривание и обсуждение. 



Дидактическая игра «Собери Храм»
/для детей среднего и старшего дошкольного возраста/

Программное содержание:

знакомить детей с внешним устройством Храма;

дать представление о расположении и назначении главных частей Храма;

 расширять словарный запас детей;

способствовать развитию образного восприятия Храма;

воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Материал: образец Храма , несколько наборов мозаичного изображения Храма.

Ход игры:

Дети рассматривают с воспитателем образец Храма, называя его основные части.

Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм.

По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.


Дидактическая игра «Назови православный  праздник»
/для детей старшего дошкольного возраста/

Программное содержание:

закрепить знания  детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах;

воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;

побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии. 

Материалы: картинки с  символами   основных православных праздников . 
Ход игры:

1.Рассматривание  картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции.
2. Дети берут одну картинку, угадывают и называют  праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования и развития речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Укрась пасхальный кулич»

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста «Укрась пасхальный кулич»Цели: закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их события...