Дидактическое панно из пуговиц и бисера "Чудесный паровозик" (авторская разработка)
методическая разработка (младшая, средняя группа) по теме

Чистякова Мария Валентиновна

Дидактическое панно из пуговиц и бисера «Чудесный паровозик»

(авторская разработка)

 

Актуальность: Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни является дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня. По сенсорному содержанию эти игры и упражнения весьма разнообразны, направлены на совершенствование восприятий и представлений о величине, форме, цвете и других свойствах предметов. Дидактическое пособие «Чудесный паровозик» предназначено для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи.

Цель: Совершенствование и развитие сенсорного восприятия в ходе практических действий.

Дидактические задачи:

Образовательные:

·      расширять и активизировать словарь;

·      учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением;

·      закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;

·      продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении;

·      учить детей количественному и порядковому счету в пределах 5;

·      закреплять понятия «больше», «меньше»;

·      закреплять названия геометрических фигур, цветов;

·      учить составлять несложные математические задачи;

·      упражнять в умении сравнивать два множества;

·      расширять кругозор детей;

Развивающие:

·      развивать память, зрительное восприятие, внимание, мышление;

·      развивать навык группировать предметы по цвету, форме, величине;

·      развивать мелкую моторику рук;

·      развивать пространственные представления от себя;

Воспитательные:

·      воспитывать у детей усидчивость;

·      воспитывать дружеские взаимоотношение сверстников;

·      воспитывать эмоциональную отзывчивость;

·      воспитывать бережное отношение к природе;

Дидактический материал:

плоскостной поезд, выполненный из пуговиц и бисера, к вагону которого прикреплены 2 липкие ленты (Фото № 1); предметы на липучках: набор геометрических фигур разного цвета, фигуры (в данном случае мишки) для порядкового счёта; бумажные модули по разным разделам («Овощи, «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», Насекомые» и др.).

Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия:

Развитие речи:

v    «Назови ласково»;

v    «Кто это?».

Ознакомление с окружающим миром:

v    «Отгадай, какого цвета»;

v    «Назови» (овощи, фрукты);

v    «Что не хватает?».

Ориентировка в пространстве:

v    «Где это?» (слева, сверху и т.д.).

Развитие элементарных математических представлений:

v    «Геометрические фигуры»;

v    «Найди такой же»;

v    «Разложи фигуры»;

v    «Выше – ниже»;

v    «Больше – меньше»;

v    «Шире – уже»;

v    «Длиннее – короче»;

v    «Сколько?»;

v    «Который по счёту?»;

v    «Рассади пассажиров по местам».

 

Описание игры:

Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Игру можно проводить индивидуально.

 

Дидактическая игра «Назови ласково»:

Задачи:

- обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными;

- развивать речь.

Ход игры:

1 этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать дикое животное (домашнее животное, птицу, насекомое, цветок и др. в зависимости от лексической темы);

2 этап: придумать предложения с новыми словами.

 

Дидактическая игра «Кто это?»:

Задачи:

- развивать память;

- формировать умение отгадывать по описанию.

- формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению.

Ход игры:

1 этап: на панно прикреплены модули диких животных (домашних животных, птиц, насекомых, в зависимости от лексической темы). Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают.

2 этап: воспитатель описывает одного из диких животных (домашних животных, птиц, насекомых, в зависимости от лексической темы). Дети отгадывают и прикрепляют модуль дикого животного на панно.

3 этап: дети друг другу описывают диких животных (домашних животных, птиц, насекомых, в зависимости от лексической темы). Затем пристегивают модуль отгаданного дикого животного к панно.

 

Дидактическая игра «Отгадай, какого цвета»:

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук;

- закрепление основных цветов;

- развитие зрительного и сенсорного восприятия

- развитие речи;

Ход игры:

На панно прикреплены модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета.

 

Дидактическая игра «Назови» (овощи, фрукты):

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие зрительного и сенсорного восприятия

-развитие речи;

Ход игры:

По описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и прикрепить его к панно.

 

Дидактическая игра «Чего не хватает?»:

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- закрепить название овощей, фруктов;

- закрепить внешний вид овощей, фруктов;

- развивать наблюдательность;

- развивать память, внимание;

- формировать умение различать овощи и фрукты.

Ход игры:

На панно прикреплены не все модули овощей (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты).

 

Дидактическая игра «Где это?»:

Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом.

Ход игры:

1 этап: детям предлагается определить нахождение одного из прикреплённых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т.д.

2 этап: детям предлагается самим задать вопрос по нахождению одного из модулей, прикреплённого к панно.

 

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»:

Задачи:

- закрепить знания о геометрических фигурах;

- учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур;

- развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

1 этап: на панно прикреплены геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их.

2 этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.

 

Дидактическая игра «Найди такой же»:

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- закрепить знания о внешнем виде геометрических фигур;

- учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Ход игры:

1 этап: на панно прикреплены геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет.

2 этап: обратный первому этапу.

 

Дидактическая игра «Разложи фигуры»:

Задачи:

- формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах;

- развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

1.    Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

2.    Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

3.    Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

 

Дидактическая игра «Выше – ниже»:

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- учить сравнивать предметы по величине (высоте) с помощью условной мерки и путем наложения;

- учить на глаз определять величину предметов.

Ход игры:

На панно прикреплены различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, животные и др.). Детям предлагается сравнить их по высоте.

 

Дидактическая игра «Больше – меньше»:

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

-учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения;

- учить на глаз определять величину предметов.

Ход игры:

На панно прикреплены различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, животные и др.). Детям предлагается сравнить их по величине.

 

Дидактическая игра «Длиннее – короче»:

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- учить сравнивать предметы по величине (длине) с помощью условной мерки и путем наложения;

- учить на глаз определять величину предметов.

Ход игры:

На панно построены 2 цепочки (длинная и короткая) из геометрических фигур (или из модулей овощей, фруктов, деревьев, кустарников, животных и др.). Детям предлагается сравнить их по длине.

 

Дидактическая игра «Шире – уже»:

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

- учить сравнивать предметы по величине (ширине) с помощью условной мерки и путем наложения;

-учить на глаз определять величину предметов.

Ход игры:

На панно прикреплены различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, животные и др.). Детям предлагается сравнить их по ширине.

 

Дидактическая игра «Сколько?»:

Задачи:

- учить количественному и порядковому счету в пределах 5;

- развивать мелкую моторику рук;

- учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- формировать умение правильно отвечать на вопросы: сколько?;

- учить сравнивать;

- формировать умение получать равенство из неравенства.

Ход игры:

1 вариант: Сосчитай, сколько цветочков на полянке? сколько грибочков? сколько божьих коровок? Чего больше? Чего поровну?

2 вариант: На панно прикреплены модули по текущей лексической теме (овощи, фрукты, деревья, дикие животные, домашние животные, цветы и др.). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.

 

Дидактическая игра «Который по счёту?»:

Задачи:

-учить количественному и порядковому счету в пределах 5;

-развивать мелкую моторику рук;

-учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными;

-формировать умение правильно отвечать на вопросы: который по счёту?;

-учить сравнивать;

-формировать умение получать равенство из неравенства.

Ход игры:

На панно прикреплены модули по текущей лексической теме (овощи, фрукты, деревья, дикие животные, домашние животные, цветы и др.). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.

 

Дидактическая игра «Рассади пассажиров по местам»:

Задачи:

- учить количественному и порядковому счету в пределах 5;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать умение правильно отвечать на вопросы;

- учить сравнивать;

- формировать умение получать равенство из неравенства.

Ход игры:

№ 1. Перед ребенком поезд, который отправляется в путешествие. Необходимо рассадить всех пассажиров по своим местам. Всего 5 мишек.

Вариант ответа: Ребёнок  может рассадить пассажиров так: в верхнем ряду 3, а в нижнем 2. Воспитатель задаёт вопросы: «В каком ряду мишек больше? Насколько больше?»

(Фото № 2)

 

№ 2. Всего 5 мишек. Рассадите их так, чтобы и в верхнем и в нижнем ряду было поровну.

Варианты ответов: Дети рассаживают по 2 мишек в каждый ряд, а пятого откладывают в сторону или они могут назначить одного медвежонка машинистом и посадить его управлять поездом.

(Фото № 3)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пано- "Дуб"

Данное дидактическое пано помогает решить множество задач....

Дидактическое панно для математических игр «Будь внимательным, не зевай, яблоки на дереве сосчитай»

Цель: Упражнять в количественном и порядковом счете. Учить составлять и решать несложные математические задачи. Закреплять понятия "больше", "меньше". Упражнять в умении сравнивать два множества....

Методическое пособие "Дидактическое панно"

Методическое пособие "Дидактическое панно" можно использовать с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 5 лет. В совместной деятельности взрослого и ребенка формируется умение классифицир...

Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.

Развивать  мелкую  моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр  развивать воображение, внимание, сенс...

Игровое панно с пуговицами «Гусеница»

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков дошкольников, является недостаточное развитие мелкой моторики рук, которое отрицательно сказывается не...

Методическая разработка. Формиривание математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр с пуговицами. Публикация 2022 года.

Технология формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр с пуговицами. Статья для сборника Елецкого государственного университета им...