консультация
консультация по математике на тему

Нуртдинова Лейля Ангамовна

Математические игры в жизни дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Математические игры в жизни дошкольника

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм.

В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает пути их приобретения, делает процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог - результативным.

Данный опыт способствует развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса.

Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку.

Воспитывает у дошкольников стремление находить самостоятельный путь решения познавательных задач.

Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.

Занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач – шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал увлекает ребёнка, способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики.

Согласна с многими педагогами, которые считают, что занимательные математические игры способствуют развитию умственных способностей детей, вызывают интерес к познанию и облегчают процесс усвоения знаний.

Чтобы игра заинтересовала детей, выделила следующие рекомендации к содержанию математических заданий и игр.

  1. Разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре.
  2. Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.
  3. Загадки и задания не должны повторяться.
  4. Педагог помогает детям разнообразить формулировки заданий, подсказывает при необходимости, хвалит за оригинальный вопрос, за быструю реакцию при ответе.
  5. Вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно занимать много времени.
  6. Педагог следит за правильностью использования математических терминов («число», «цифра»).

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы. Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи- ловушки используются не только для развлечения, но и - в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.

Дидактические игры

1.«Какое время года?»

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты дают вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

2. «Наоборот»

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Бросание и ловля меча.

Ход игры. Дети и воспитатель встают в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребёнок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребёнок отвечает: «Назад» (направо – налево, высоко – низко, длинный – короткий, широкий – узкий» и т.д.).

Игровые упражнения

  1. «Не ошибись»

Предложить детям зачеркнуть лишние цифры, оставив лишь ту, которая обозначает количество предметов на карточке: для этого они должны перечислить предметы на каждой карточке.

  1. «Соедини правильно»

Дать детям задание соединить каждый прямоугольник с цифрой, соответствующей количеству предметов в нём.

  1. «Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать их одним словом?». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

Методические указания

1часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

Воспитатель показывает детям числовую карточку с изображением 4 кругов, предлагает определить, какое число он загадал, и составить его с помощью разных предметов. Дети составляют число на доске, наборном полотне и счётной лесенке при помощи предметов мебели, изображений диких животных и разных видов транспорта.

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми выясняет: «Сколько всего предметов мебели (диких животных, видов транспорта) вы взяли? Какие предметы каждого вида вы взяли? Как вы составили число 5.

2 часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 при помощи треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания уточняет: «Сколько всего треугольников? Сколько треугольников, какого цвета вы взяли? Как вы составили число 5?».

3часть. Игровое упражнение «Сколько осталось».

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с цифрами от 1 до 9. Обращает внимание на доску, где размещены 9 цветочков одинакового цвета, предлагает сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой. Вызванный ребёнок выполняет задание на доске.

Воспитатель начинает убирать справа налево по одному цветочку, дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не остаётся ни одного цветка, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что нет ни одного предмета. Это цифра 0».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, предлагает детям найти её у себя, обвести по контуру и определить, на что она похожа. Дети располагают цифру 0 перед цифрой 1 и называют все цифры по порядку.

4 часть. Дидактическая игра «Кто ушёл».

Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушёл и на котором по счёту месте стоял этот ребёнок.

5 часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

Воспитатель дает детям задание: «Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и коричневой?» (Коричневая полоска длиннее зеленой).

Воспитатель делает обобщение: «Коричневая полоска короче красной, но длиннее зеленой».

6 часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Воспитатель предлагает«Определите, где находится шкаф (часы, кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажи, где находится шкаф по отношению ко мне».

Упражнение можно провести в форме соревнования между двумя командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

Советы родителям

  1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например, используя предметы, с которыми ребёнок взаимодействует самостоятельно, конкретизировать его представления о количественных отношениях: продемонстрировать, что предметы одной группы могут быть расположены близко или далеко друг от друга – от этого их количество не меняется.
  2. Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер дома, квартиры, автобуса и т.д). Создавать условия для знакомства с денежными купюрами и монетами, с возможностью самостоятельно использовать их при оплате товара в магазине, получить сдачу.
  3. Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пересчитать, отсчитать, продолжить пересчёт от заданного числа, посчитать в обратном порядке сначала в пределах первого десятка, а затем и второго десятка.
  4. Привлекать детей к сравнению предметов на глаз или с помощью третьего предмета, способствовать приобретению опыта, наблюдая за использованием общепринятых эталонов или приборов для измерения (в магазине, поликлинике и д.р).
  5. Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.
  6. С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы.
  7. Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
  8. Ободрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....