консультация
консультация по математике на тему

Нуртдинова Лейля Ангамовна

Математические игры в жизни дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Математические игры в жизни дошкольника

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм.

В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает пути их приобретения, делает процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог - результативным.

Данный опыт способствует развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса.

Побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку.

Воспитывает у дошкольников стремление находить самостоятельный путь решения познавательных задач.

Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.

Занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, задач – шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал увлекает ребёнка, способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Важно использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики.

Согласна с многими педагогами, которые считают, что занимательные математические игры способствуют развитию умственных способностей детей, вызывают интерес к познанию и облегчают процесс усвоения знаний.

Чтобы игра заинтересовала детей, выделила следующие рекомендации к содержанию математических заданий и игр.

  1. Разнообразие заданий помогает поддерживать интерес детей к игре.
  2. Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полноценнее становятся их математические представления.
  3. Загадки и задания не должны повторяться.
  4. Педагог помогает детям разнообразить формулировки заданий, подсказывает при необходимости, хвалит за оригинальный вопрос, за быструю реакцию при ответе.
  5. Вопросы должны быть просты и лаконичны, а выполнение заданий не должно занимать много времени.
  6. Педагог следит за правильностью использования математических терминов («число», «цифра»).

Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы. Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи- ловушки используются не только для развлечения, но и - в большей мере – для обучения. Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.

Дидактические игры

1.«Какое время года?»

Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты дают вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

2. «Наоборот»

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Игровое правило. Бросание и ловля меча.

Ход игры. Дети и воспитатель встают в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребёнок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребёнок отвечает: «Назад» (направо – налево, высоко – низко, длинный – короткий, широкий – узкий» и т.д.).

Игровые упражнения

  1. «Не ошибись»

Предложить детям зачеркнуть лишние цифры, оставив лишь ту, которая обозначает количество предметов на карточке: для этого они должны перечислить предметы на каждой карточке.

  1. «Соедини правильно»

Дать детям задание соединить каждый прямоугольник с цифрой, соответствующей количеству предметов в нём.

  1. «Сравни фигуры»

На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? Как можно назвать их одним словом?». Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.

Методические указания

1часть. Игровое упражнение «Кто быстрее составит число».

Воспитатель показывает детям числовую карточку с изображением 4 кругов, предлагает определить, какое число он загадал, и составить его с помощью разных предметов. Дети составляют число на доске, наборном полотне и счётной лесенке при помощи предметов мебели, изображений диких животных и разных видов транспорта.

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми выясняет: «Сколько всего предметов мебели (диких животных, видов транспорта) вы взяли? Какие предметы каждого вида вы взяли? Как вы составили число 5.

2 часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 при помощи треугольников разного цвета так, чтобы один и тот же цвет не повторялся дважды. После выполнения задания уточняет: «Сколько всего треугольников? Сколько треугольников, какого цвета вы взяли? Как вы составили число 5?».

3часть. Игровое упражнение «Сколько осталось».

Воспитатель предлагает детям разложить карточки с цифрами от 1 до 9. Обращает внимание на доску, где размещены 9 цветочков одинакового цвета, предлагает сосчитать их и показать соответствующую карточку с цифрой. Вызванный ребёнок выполняет задание на доске.

Воспитатель начинает убирать справа налево по одному цветочку, дети показывают цифрой, сколько кругов осталось. Когда не остаётся ни одного цветка, воспитатель объясняет: «Есть цифра, которая показывает, что нет ни одного предмета. Это цифра 0».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0, предлагает детям найти её у себя, обвести по контуру и определить, на что она похожа. Дети располагают цифру 0 перед цифрой 1 и называют все цифры по порядку.

4 часть. Дидактическая игра «Кто ушёл».

Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушёл и на котором по счёту месте стоял этот ребёнок.

5 часть. Игровое упражнение «Расскажи о длине полосок».

Воспитатель дает детям задание: «Разложите полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Назовите длину каждой полоски. Что вы можете сказать о длине рядом лежащих полосок: красной и коричневой?» (Коричневая полоска длиннее зеленой).

Воспитатель делает обобщение: «Коричневая полоска короче красной, но длиннее зеленой».

6 часть. Игровое упражнение «Где лежит предмет».

Воспитатель предлагает«Определите, где находится шкаф (часы, кукольный уголок и т. д.) относительно вас. Расскажи, где находится шкаф по отношению ко мне».

Упражнение можно провести в форме соревнования между двумя командами. Задания могут давать ведущие по образцу воспитателя.

Советы родителям

  1. Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни. Например, используя предметы, с которыми ребёнок взаимодействует самостоятельно, конкретизировать его представления о количественных отношениях: продемонстрировать, что предметы одной группы могут быть расположены близко или далеко друг от друга – от этого их количество не меняется.
  2. Активизировать в играх представления ребёнка о цифровой символике, привлекать внимание к использованию цифр в быту и окружающей жизни (номер дома, квартиры, автобуса и т.д). Создавать условия для знакомства с денежными купюрами и монетами, с возможностью самостоятельно использовать их при оплате товара в магазине, получить сдачу.
  3. Способствовать совершенствованию навыков счёта. Предлагать ребёнку пересчитать, отсчитать, продолжить пересчёт от заданного числа, посчитать в обратном порядке сначала в пределах первого десятка, а затем и второго десятка.
  4. Привлекать детей к сравнению предметов на глаз или с помощью третьего предмета, способствовать приобретению опыта, наблюдая за использованием общепринятых эталонов или приборов для измерения (в магазине, поликлинике и д.р).
  5. Предоставлять ребёнку возможность объяснять, рассказывать, обосновывать.
  6. С интересом выслушивать его высказывания, учить задавать вопросы.
  7. Развивать потребность в интеллектуальном общении, помогать в разрешении проблемно-поисковых ситуаций, поощрять детское экспериментирование и наблюдение.
  8. Ободрять любознательность, поддерживать инициативу ребёнка в попытках найти объяснение возникшему вопросу или замеченному противоречию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...