Формирование у детей 4-го года жизни умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьнеша
статья по математике на тему

В статье раскрыта система работы по формированию у детей 4-го года жизни умения решать интеллектуальные задачи (абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства геометрических фигур) в процессе игр с блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx50.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей 4-го года жизни

 умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьнеша

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования направлены на воспитание поколения людей, обладающих высоким потенциалом.

ФГОС ДО - познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)…»

Важнейшие задачи воспитания дошкольников –  формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Наибольшие трудности в начальной школе испытывают дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность (у которых не сформированы приемы логического мышления, привычка думать).

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для  математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней интеллектуальной  подготовки, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Игра и мышление – эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников.

Изучением вопроса формирования у дошкольников математических представлений, логического мышления занимались многие учёные.

  • Передовые  педагоги, психологи М. Морозова,  Е. Тихеева,  Л.

Глаголева,   Л. Венгер,  О. Дьяченко подчёркивали значение формирования у дошкольников умения решать интеллектуальные математические задачи через игры и занятия с геометрическими фигурами.

  •       А.А.Ивин (доктор философских наук, специалист в области логики)

подчёркивал : что в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность логики возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой  является логика».

  •      А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт  доказали универсальность  

дидактического материала – логических блоков Дьенеша и разработали систему игр с блоками Дьенеша.

  • Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящяя  представили   систему обучения

решения интеллектуальных математических задач через игры и упражнения с блоками Дьенеша.

  •    З.А.Михайлова рассматривала игры и упражнения с логическими

блоками Дьенеша. как средство  формирования у дошкольников умения решать интеллектуальные математические задачи. 

ЦЕЛЬ: формировать у детей 4-го года жизни умения решать интеллектуальные задачи через игры с логическими блоками Дьенеша.

ЗАДАЧИ:

  • Содействовать формированию у детей умения сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать  информацию в процессе игр с блоками Дьенеша.
  •   Формировать умение работать по алгоритму.
  •   Развивать  память, внимание, воображение.
  •   Развивать активность и самостоятельность,  поощрять проявление  

  элементов творчества.

  •   Воспитывать интерес к играм с блоками Дьенеша.

На I этапе работы отобрала критерии оценки освоения математических   представлений воспитанниками 4-го года жизни, выявила уровень развития математических представлений, создала условия для проведения игр с блоками Дьенеша.

          Провела педагогическую диагностику воспитанников группы. Автором педагогической диагностики является Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая.

Диагностику проводила в начале учебного года. Была обследована вся группа.

Создана развивающая предметно-пространственная среда в рамках требований ФГОС для максимальной реализации образовательного потенциала - формирования у детей умения решать интеллектуальные задачи  через игры с логическими блоками Дьенеша.

В центрах развивающей предметно-пространственной среды  разместила блоки Дьенеша, изготовила игры и пособия.

На II этапе работы разработала  систему игр с воспитанниками 4-го года жизни по развитию элементарных математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша.                                                            

Работая над системой  игр по развитию математических представлений, классифицировала игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша на три группы с постепенно усложняющимся содержанием.

1. Игры на развитие умений выявлять и абстрагировать

     2. Игры для развития умений сравнивать предметы по их свойствам 

3. Игры для развития способности к логическим действиям и операциям

Педагогический процесс по математическому развитию с использованием игр с логическими блоками Дьенеша у воспитанников 4-го года жизни осуществлялся через организацию совместной  деятельности (занятия,  образовательную деятельность в режимных моментах) и организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

Использовала разнообразные методы и приёмы.

В играх «Автотрасса», «Построй дорожку» дети строят дорожки по правилам, которые записаны в карточках-схемах ( в них закодированы свойства геометрических фигур). Стрелки показывают, какой блок за каким должен идти.

В игре « Где, чей гараж?» дети ставили каждую машину (блок) в свой гараж. Декодируя информацию о блоках, дети определяли, на какую дорожку нужно свернуть машине, чтобы попасть в свой гараж.

В игре «Выложи фигуру» некоторые дети выкладывали фигуры  путём  наложения на рисунок, кто-то выкладывал изображения по образцу, а дети с высоким уровнем, изображение переносили на стол.

В игре «Засели домик»  декодируя информацию о блоках, дети определяли, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома. В двухэтажных домах дети подбирают фигуры по цвету величине, форме. В задании повышенной сложности дети выкладывали фигуры в 3-х этажных домах.

В игре «Построй дом» дети строили свои дома из блоков «кирпичиков».

Игры с обручами способствовали развитию мыслительных операций и логических действий. Игры усложнялись путём внесения в них знаков-символов, в том числе знаков отрицания свойств фигур.

Использование логических блоков в других видах деятельности (продуктивной, музыкальной, двигательной) способствовало успешному освоению математических представлений, развитию активности и самостоятельности, поддержанию интереса к играм с блоками Дьенеша.

В процессе математического досуга «Весёлые фигурки», дети показали умение абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать свойства геометрических фигур.

Индивидуальная работа способствовала достижению поставленной цели и задач.  Особый интерес вызвали у детей интерактивные игры, которые я разработала сама («Четвёртый лишний», «Большой-маленький» и другие).

Самостоятельно играя с блоками Дьенеша,  у детей развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Использование карточек – схем  в играх с логическими блоками Дьенеша, развивают умение анализировать, сравнивать блоки по их свойствам, развивать сообразительность.                                                                            

Игры-упражнения с плоскостным вариантом блоков Дьенеша:

- головоломка «Продолжи узор»

- игра «Сколько домиков?»

- игра «Выложи картинку» (на ковролине)

- игра «Помоги зайчатам»

Логические блоки Дьенеша воспитанники используют в различных видах деятельности.

Игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для познания окружающего мира.

Блоки Дьенеша – игровой материал, который дети с радостью и удовольствием используют в качестве предметов-заместителей в режиссёрских играх, в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Вовлечению родителей в образовательный процесс способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах развития математических представлений у детей, сформировать  активную педагогическую позицию родителей.

На III этапе проведена контрольная педагогическая диагностика воспитанников.

Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику развития математических представлений о логических геометрических фигурах у воспитанников 4-го года жизни, что даёт наглядное подтверждение необходимости использования в образовательном процессе логических блоков Дьенеша.

            РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

  • Сформированы элементы логического мышления (сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию), мыслительная и интеллектуальная активность в соответствии с возрастными возможностями.
  • Воспитанники самостоятельно совершают поиск и нахождение поставленной перед ними задачи.
  • Активно действуют в условиях проблемных ситуаций.
  • У воспитанников сформирован интерес к играм с блоками Дьенеша.
  • Родители группы принимают активное участие в развитии интеллектуальных способностей своих детей.

Безимени-1

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34»

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Тема: «Путешествие по народным промыслам»

Составил:

старший воспитатель

Г.С.Шамшина

г. Нижний Новгород

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»

Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Опыт работы «Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста с ТНР через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша »

развитие интеллектуальных способностей детей с ТНР младшего дошкольного возраста через внедрение технологии «Логические блоки Дьенеша...

Отчёт по самообразованию «Формировать способность решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры».

В своей работе я использую игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность. Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подума...

Интеллектуальное развитие дошкольников через игры с логическими блоками Дьенеша

В статье представлен  опыт работы с логическими блоками Дьенеша....

Логические блоки Дьнеша в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ТНР

Блоки Дьенеша становятся всё более популярным учебно-развивающим пособием для детей с ОВЗ. Изобрёл эти блоки венгерский математик Золтан Дьенеш, который считал, что математика не скучная наука, а мир,...

Мастер-класс «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»

Хочу поделиться опытом работы с  универсальным игровым материалом "Логические блоки Дьенеша". Дети знакомятся не только с математическими понятиями, но и с понятиями информатики "к...