Презентации
презентация к уроку по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Алексеева Екатерина Петровна

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша как средство развития познавательных способностей у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Палочки Кюизенера Как средство развития математических способностей дошкольников подготовила воспитатель средней группы МБДОУ «Ибресинского детского сада «Радуга» Алексеева Екатерина Петровна

Слайд 3

Джордж Кюизенер Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Слайд 5

Актуальность выбранной темы Палочки Кюизенера как дидактическойе средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. Они помогают решить следующие задачи: познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету); познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины(упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине); познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда; осваивать прямой и обратный счёт; познакомить составом чисел (из единиц и двух меньших чисел); помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания; научить делить целое на части и измерять объекты; развивать творческие способности, изображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию; инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.); развивать логическое мышление, внимание, память.

Слайд 6

Первый этап или знакомство детей с палочками Кюизенера Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера , математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов. На этом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь моим детям была представлена полная свобода действий и фантазии. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В процессе игровой деятельности 75% детей сами (а остальные 25% - с помощью воспитателя) подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы.

Слайд 12

Методы и приёмы работы С палочками Кюизенера Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей во второй половине дня. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шумности и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически.

Слайд 13

Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность . Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами. Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подумай еще раз, но по другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.

Слайд 17

Виды деятельности, в которых мы применяли палочки Кюизенера . На занятиях по ФЭМП. Палочки использовали на каждом занятии для повторения состава числа, прямого и обратного счёта и игровых упражнений т.д. НА занятиях по конструированию. Использовали.1-2 раза в месяц использовали в качестве конструктора. Дети строили как в плоскости, так и в объёме. На занятиях по окружающему, палочки применяли для определения цветовой композиции в той или иной росписи, для составления узоров. Строили поезда для путешествий . На занятиях по чтению художественной литературы строили дорожки, по котором шли герои сказок, чинили сломанные заборы, выкладывали предметы из прочитанной сказки. Вне занятий работали по альбомам «На златом крыльце..». Дети использовали набор по собственному замыслу в свободное время

Слайд 18

Выводы Формирование математических представлений требует, постоянной, планомерной и системной работы. Задания должны предлагаться в определённом порядке и в игровой форме - от простого к сложному - и это способствует развитию внимания, памяти, воображения, пробуждению интереса познания нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности

Слайд 19

Литература 1. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизенера ?.- игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.- Москва,2008 2. Волшебные дорожки.- Альбом-игра для самых-самых маленьких. 3. Дом с колокольчиками.- Альбом-игра для детей 4-5 лет. 4. На золотом крыльце сидели.- Альбом-игра для подготовки к обучению в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Блоки Дьенеша » Как средство развития математических способностей дошкольников подготовила воспитатель МБДОУ « Ибресинского детского сада «Радуга» Алексеева Екатерина Петровна

Слайд 2

Блоки Дьенеша

Слайд 3

«Что такое блоки Дьенеша ?» В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления .

Слайд 4

Что же представляет собой этот материал? Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Слайд 5

Задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Слайд 6

Как использовать блоки Дьенеша ? Логические блоки можно использовать: в подвижных играх как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов; как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки” в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

Слайд 7

«Работа с блоками Дьенеша во 2-ой младшей группе Задачи: 1. Развивать логическое мышление. 2. Познакомить с формой, цветом, размером объектов. 3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их. 4. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Слайд 9

Дидактические игры 1. Игра «Мышки-норушки». Дети помогают мышкам делать запасы на зиму - раскладывают в разные коробочки (норки) фигуры разного цвета. В одну коробочку синие, в другую – красные. 2. Игра «Заселим домики». Дети раскладывают в одну коробочку большие фигуры, в другую – маленькие. Один домик для мам и пап - большие фигуры, другой домик, детский сад для малышей – маленькие. 3. Игра с обручами «Угостим конфетами Мишку и Зайку». Два обруча кладут так, чтобы они имели небольшую общую часть. Нужно разделить конфеты между Зайчиком и Мишкой. Зайчик любит большие конфеты, а Мишка круглые. Те «конфеты», которые подходят обоим, ребенок кладет посредине. Те, которые не подходит никому – за обручи. 4. Игра «Бусы для мамы». Чтобы ребенок собрал бусы для мамы нужно приготовить схемы из кодов, согласно которым малыш будет выкладывать блоки. Например, круг – квадрат – треугольник – прямоугольник. Или красный – желтый – синий.

Слайд 11

«Работа с блоками Дьенеша в средней группе» Задачи: Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов; Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем); Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения; Развивать пространственные представления; Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Слайд 12

«Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша » 1.«Что изменилось». Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. 2. «Волшебный мешочек». Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка. 3. «4-й лишний». Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). 4.«Найди не такие» Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Слайд 15

Игра «Помоги сказочному герою» Задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур Развивать наблюдательность, внимание и память Задание: - Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы: - У Буратино оказались все синие квадраты - Чтобы Карандашу достались все желтые - Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Слайд 16

«Работа с блоками Дьенеша в старшей и подготовительной группах» Задачи: закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя понятия "вправо", "влево"; продолжать учить "Читать" карточки-символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; продолжать развивать умения выявлять сходства в блоках, называть их; учить изменять несколько свойств блоков по заданному алгоритму; способствовать развитию речи: учить комментировать свои действия; развивать творческие способности, воображение; воспитывать усидчивость, стремление к достижению поставленной цели.

Слайд 17

Игра с двумя обручами. У детей геометрические фигуры: 3-х цветов (желтые, красные, зеленые, синие), 2-х размеров(большие и маленькие), 3-х форм (треугольной, квадратной, круглой). На полу 2 обруча (синий и красный), в первом -красном обруче лежат красные фигуры (соответствующий символ), во втором - синем круглые (символ). Дети бегают по группе. По команде «фигура в домик», дети должны найти домик для своей фигуры. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети приходят к выводу, что у обручей есть общая область (часть, которая находится внутри обоих обручей) и пространство, которое находится вне этих обручей. В результате выполнения заданий дети

Слайд 19

Игра «Построй ряд» Игра «Второй ряд» Построй Задачи: - Развивать внимание, умение анализировать и делать выводы, объяснять, развивать связную речь, умение находить закономерности Задание: - Построить второй ряд к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам) - Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера) - Построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета) ; - Построить так, чтобы оказалась фигура, другая по цвету и размеру; - построить так, чтобы оказалась фигура, не такая по форме, размеру и цвету.

Слайд 20

Игра «Какая фигура лишняя?» Задачи: - Учить детей находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму (цвет, размер)фигур -Учить решать задачи – головоломки -Закрепить знания геометрических фигур - Развивать смекалку, сообразительность, умение доказывать свою точку зрения Задание: - Догадайся, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)

Слайд 21

Задачи: -Развивать умение анализировать форму предметов - Развивать умение сравнивать по их свойствам Развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения, композиции) Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков. Задание: «Напишите картины» по эскизам Игра «Художники»

Слайд 22

Игра «Наряди елочку» Задание: Сказочный герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как можно нарядить елочку к новогоднему празднику с помощью блоков. Задачи: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок

Слайд 23

Игра «Построй дорожку» Задачи: -Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких. -Развивать практически-действенное мышление. Материал: лабиринт из склеенных полосок бумаги набор блоков карточки с кодами геометрических фигур (цвет и форма) Задание: -Построй в городе дорожки для пешеходов и автомобилей. Правила построения дорожек записаны в таблицах

Слайд 24

Игра «Волшебное дерево» Задачи: -Развивать представления детей о символическом изображении предметов -Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки. -Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление. Материал: изображение дерева, на ветках которого представлены символы фигур-«листьев», набор блоков Дьенеша Задание: Давайте вырастим волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

Слайд 25

Игры с обручами Цели: Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами Развитие логического мышления, внимания Задание : Разложите блоки по обручам так, чтобы: -в первой области должны находиться все желтые фигуры -во второй области – все круглые -в третьей – только желтые круглые

Слайд 26

«Работа с блоками Дьенеша в подготовительной группе» Задачи: - Развивать умение производить логические операции «не», «и», «или» - Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии и отсутствии определенных свойств, о предметах по их знаково-символическим обозначениям - Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков символов и декодировать ее - Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению - Развивать умения разбивать множества по одному свойству на два подмножества производить логическую операцию «не»

Слайд 27

Игра «Мозаика цифр» Задачи: -Развивать умение декодировать информацию, изображенную на карточке, выбирать блоки по заданным свойствам -Закрепить навыки вычислительной деятельности -Учить выбирать блоки по заданным свойствам Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров, 12 числовых карточек, 15 предметных карточек, блоки Ход игры: Дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Слайд 28

Игра «Логический поезд» Задачи: -Развивать способности к логическим действиям и операциям -Развивать умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке -Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке - Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами Материал: Три паровоза разного цвета(синий, желтый, красный), на каждом поезде его номер: 1234, 4568, 9 10 11 12, 4 вагона, карточки с изображением отношений между числами, блоки Ход игры: Педагог раскладывает поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств( карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. 1. Распределение детей по командам Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, находит число, обозначенное в поезде .и.т.д. Так все дети распределяются по поездам. 2. Перевозка груза Поезда грузовые. Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами изменения свойств. Дети смотрят на карточки, которые разложены над вагонами и меняют блоки передвигая их из одного вагона в другой. Груз (блок) , с которого дети начинают путешествие кладут слева от поезда, а тот которым заканчивается путешествие - справа от поезда. Затем берется следующий груз и путешествие продолжается Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза

Слайд 29

Игра «Логический поезд»

Слайд 35

Результат Дети умеют использовать занимательный материал, как в организованной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера У детей сформированы сенсорные эталоны, они умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме и толщине Дети хорошо ориентируются в пространственных отношениях между предметами Освоили конструктивные навыки: строить постройки по образцу, читать чертежи К концу пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении у детей сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать

Слайд 36

Вывод Использование «Логических блоков Дьенеша » положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.презентация "Папа,мама,садик,я-одна дружная семья"2. Презентация "Детский сад у нас хорош"

1.Презентация предназначена для работы с родителями. В презентации отражен материал по изготовлению дидактических игр в группе раннего возраста руками родителей.2.В этой презентации предоставлен матер...

Презентация "Основные ошибки при создании презентации в программе PowerPoint"

В данной презентации рассмотрены ошибки, допускаемые педагогами при создании электронных презентаций...

Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Основная идея  использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы  п...

Презентация к уроку по теме: Презентация "Гимнастика пробуждения"

10 комплексов гимнастики пробуждения для дошкольников. Можно использовать в ДОУ, в дошкольных группах других ОУ, а также в семье...