Конспект НОД по ФЭМП для средней группы, разработанный в технологии «Ситуация» Тема: «Юные фотографы»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Наталья Александровна Столярова

Цель:

1)     уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»), тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный ряд по данным времен­ным отношениям;

2)     сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

3)     закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью со­ставления пар;

4)     тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви­вать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematike_ranshe_pozzhe.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «БЕРЕЗКА»

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы, разработанный в технологии «Ситуация»

Тема: «Юные фотографы»

Цель:

  1. уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»), тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный ряд по данным временным отношениям;
  2. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
  3. закрепить умение использовать в игровой деятельности понятия «один» и «много», умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов с помощью составления пар;
  4. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, пространственную ориентацию.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: три фотографии воспитателя, сделанные в разное время, и одна фотография хорошо знакомого детям взрослого, по 3—4 предметные картинки на каждого, изображение детенышей домашних и диких животных, карточки для восстановления последовательности событий.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Любите ли вы фотографироваться?
  • Есть ли у вас альбомы с фотографиями?

Воспитатель рассказывает детям о том, что у него тоже есть фотографии, и предлагает им разложить фотографии по альбомам: в один альбом фотографии воспитателя, в другой - фотографии другого человека. Фотографий воспитателя много, а фотография другого человека — одна.

2.        Актуализация знаний.

2.1. Игра «Фотографии» (начало).

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о фотографиях, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память.

Дети подходят к столу, на котором лежат 2 альбома, 3 фотографии самого воспитателя, сделанные в раннем возрасте, в подростковом возрасте и в настоящее время, а также фотография хорошо знакомого детям взрослого. Все фотографии лежат вперемешку.

—        Узнаете ли вы кого-нибудь на этих фотографиях?

Дети всегда узнают взрослого на фотографии, сделанной недавно.

—        В один или в разные альбомы вы положите фотографию воспитателя и ... (например, Марии Ивановны)? (В разные.)

3.        Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Фотографии» (продолжение).

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об изменении предметов со временем;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

—        Куда надо положить оставшиеся фотографии?

Если дети затрудняются в ответе или ответы детей различны, можно напомнить им, что фотографий воспитателя было много, а фотография другого человека — только одна. После этого дети догадываются, что на оставшихся фотографиях тоже изображен воспитатель.

—        Почему вы не смогли сразу догадаться, что на этих фотографиях
тоже воспитатель? (Потому что фотографии очень разные.)

4.        Открытие нового знания.

4.1. Игра «Фотографии» (окончание).

Дидактические задачи:

  1. сформировать понимание того, что с течением времени происходят изменения внешнего вида предмета, о временных отношениях «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»);
  2. сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

—        А чем они отличаются?

Дети могут дать различные версии ответов. Как правило, большинство из них говорят, что на одной фотографии воспитатель совсем маленький, на другой — взрослый. Воспитатель хвалит детей и уточняет: одни фотографии сделаны раньше, а другие — позже.

—        Какая фотография была сделана сначала, потом, самой послед
ней?

—        В каком порядке их надо разместить в альбом?

Воспитатель делает вывод: человек со временем меняется, со временем меняется все.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1.        Игра «Назови правильно».

Дидактические задачи: закрепить умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением детенышей знакомых детям животных: зайчонка, медвежонка, лисенка, волчонка, котенка, щенка, поросенка и т. д. Если детей в группе больше, можно положить на стол по 2 одинаковые картинки.

Воспитатель говорит детям, что зверушки тоже любят фотографироваться, и предлагает им взять фотографии. Может случиться, что кто-то из детей возьмет две картинки. В этом случае кому-то картинки не достанется.

  • Все взяли фотографии? (Нет.)
  • Почему фотографии оказались не у каждого?
  • Что нужно сделать для того, чтобы у каждого ребенка была фото
    графия какого-либо животного?

Сначала дети говорят, а затем делятся картинками так, чтобы у каждого была одна фотография.

  • Кто изображен на этих фотографиях?
  • Как эти звери будут называться позже, когда вырастут?

Ответы детей должны звучать примерно так: зайчонок позже станет зайцем (лисенок позже станет лисой и т. д.).

Можно дать детям изображения взрослых зверей.

—        Как эти звери назывались раньше, когда были маленькими? (Мед
ведь
раньше был медвежонком, собака раньше была щенком и т. д.)

5.2.        Игра «Дикие — домашние».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение различать диких и домашних зверей, закрепить сравнение численности групп предметов с помощью составления пар, развивать воображение, пространственную ориентацию.

Воспитатель предлагает детям изобразить зверушек, которых они называли.

  • Соберитесь около стола те звери, которые живут с человеком, а
    около стула те, которые живут в лесу.
  • Каких зверей собралось на полянке больше — домашних или диких?

—        Как это можно узнать?
Дети должны встать парами.

5.3.        Игра «Разложи по порядку».

Дидактические задачи:

1) закрепить умение составлять сериационный ряд по временным отношениям «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»);

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит о том, что звери попросили помочь разложить картинки по порядку, то есть определить, что было сначала, а что — потом.

Дети садятся за столы, на которых лежат картинки (по 3—4 штуки на каждого в зависимости от подготовки детей). Картинки могут быть такими:

  • маленький росток, растение с бутоном, растение с распустившимся цветком;
  • пустой стакан, в стакане немного сока, стакан почти полон (возможны два случая использования этих картинок — когда сок наливают и когда его выпивают);
  • ребенок в трусиках и маечке, ребенок в рубашке и брюках, ребенок в шубе и шапке (ребенок одевается или раздевается).

При пояснении выбора расположения картинок используются термины «раньше», «позже».

Если кто-то из детей выполнит задание раньше других, можно попросить его закрыть глаза, вынуть из ряда одну картинку и предложить найти ее место.

Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения.

Звери благодарят детей и предлагают поиграть в игру «Раньше — позже».

5.4. Игра «Раньше — позже».

Дидактические задачи:

  1. закрепить умение составлять сериационный ряд по временным отношениям «раньше» — «позже» («сначала» — «потом»);
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь.

Звери задают детям вопросы:

  • Что бывает раньше — завтрак или обед?
  • Что бывает позже — полдник или ужин?
  • Кем бы вы хотели стать позже, когда вырастете?

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя.

  • Чем вы сегодня занимались?
  • Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что им удалось разложить фотографии по порядку, потому что они умеют определять, что было сначала, а что потом.

Можно предложить родителям дома вместе с ребенком рассмотреть его фотографии и фотографии родителей (не больше 4 штук) и разложить их по порядку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Поможем гномам» C использованием социо-игровой технологии.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе.Тема: «Поможем гномам»C использованием социо-игровой технологии....

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе с учетом ФГОС на тему «Закрепление чисел 1,2,3, и фигуры – прямоугольник»

Ход НОД1. Игра «Отгадай загадку»Ребята, наш кот Иннокентий гуляя во дворе, узнал новые загадки, но  не может их разгадать.  Давайте поможем ему!Итак, слушайте:- Стоит Антошка,На ...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе. Тема: «Волшебные фонарики» C использованием социоигровой технологии.

laquo;Социо-игровая технология»Социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии детей в микрогруппах посредством игры....

Конспект НОД по ФЭМП для средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Геометрические фигуры».

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.Задачи: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур по двум признакам - цвет и форма; закрепить умение детей разбивать группы...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Воспитатель: О.В.Медведева Тема: «Матрешки в гостях у ребят»

Тема: «Матрешки в гостях у ребят»Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький. По длине – длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с ра...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с использованием Блоков Дьенеша. Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Задачи: учить называтьгеометрические фигуры, описывать их  свойства по 3признакам (цвет, форма, величина); упражнять в прямом и обратном счете в пределах 5, в количественномсчете...