НОД
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
Область «Познание»
Тема: Математический КВН «Пробуждение весны»
Старший дошкольный возраст
Воспитатель: Коробейникова Е.В.
Конспект образовательной деятельности
Область «Познание»
Старший дошкольный возраст
Тема: Математический КВН «Пробуждение весны»
Задачи:
- Закрепить знания, полученные за год;
- Уточнить знания о временных представлениях (день недели, времена года, месяц года);
- Продолжать учить решать арифметические примеры и записывать их решение с помощью цифр;
- Закрепить порядковый счет, уметь определять предметы по порядку, определять пропущенное число;
- Учить анализировать задачу, выделять ее главные части (условие и вопрос), правильно выбирать и выполнять арифметические действия;
- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше.
- Развивать смекалку, логическое мышление;
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- Воспитывать интерес к математическим заданиям, взаимоконтроль.
Предварительная работа: отгадывание загадок, решение задач, наблюдение за календарем, индивидуальная работа, заучивание стихотворения-приветствия «Мы ребята-дошколята».
Оборудование: Магнитная доска, цифры, знаки, карточки-эмблемы команд (солнышки, птички), солнышко, тучи с примерами, слово «Весна», кораблики с номерами, птица грач, весенняя картинка, цветы подснежники с пропущенными числами, фишки – геометрические фигуры, весенняя картина, клей, кисточки, клеенка, тряпочки.
Ход:
Игра в кругу с мячом «12 месяцев».
Воспитатель:
- Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
- Какое сегодня число, месяц?
- Какое время года?
- Скажите, сколько времен года в году? А сколько месяцев?
Дети называют месяца года.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю поиграть в КВН по очень интересной теме, а по какой теме, отгадайте загадку:
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю.
Посевы поливаю.
Движением полна.
Зовут меня….. (весна).
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Весенняя капель»
Текст | Выполняемые движения |
Кап-кап-кап, весна настала | Соединяем большой палец правой руки с остальными |
Кап-кап-кап, сосульки тают | Соединяем большой палец левой руки с остальными |
Побежали ручейки | Движения влево, вправо обеими ладонями |
Прилетели к нам грачи | Большие пальцы переплетаем, взмахиваем ладонями |
Воспитатель: Молодцы! КВН весенний самый настоящий, очень серьезный – КВН для дошкольников-математиков. Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Я хочу представить вам членов жюри (Представляет членов жюри). А теперь разделимся на команды (Дети выбирают эмблемы). Давайте с помощью считалки выберем капитана команды (Выбирают).
Считалка: Весна-красна!
На дворе лужи,
Больше нет стужи.
На дворе веснянка,
Черная полянка.
Воспитатель: Отлично! У нас получилось две команды, и они приготовили приветствие.
Дети: Мы – ребята-дошколята!
Не боимся мы преград.
Любим в КВН играть,
Дружно, честно побеждать!
Воспитатель: Проведем разминку: Если дерево выше куста, то куст…?
Дети: Ниже дерева.
Воспитатель: Если день длиннее ночи, то ночь….?
Дети: Короче дня.
Воспитатель: Если ствол толще ветки, то ветка…?
Дети: Тоньше ствола.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Если река шире ручья, то ручей…?
Дети: Уже реки.
Воспитатель: Март – второй месяц весны?
Дети: Март – первый месяц весны.
Воспитатель: Весну сменит зима?
Дети: После весны наступит лето.
Воспитатель: Итак, команды готовы к соревнованиям. Приглашаю вас на весеннюю полянку. (На доске ручей и кораблики). По весеннему ручью плывут кораблики один за другим. Ветер подул и порядок нарушил. Расположите, пожалуйста, кораблики от 1 до 8 по порядку. (Дети из обеих команд по очереди выходят и выполняют задание).
Воспитатель: Сколько всего корабликов?
Дети: ответ.
Воспитатель: В каком направлении вы считали?
Дети: ответ.
Воспитатель: На котором месте стоит красный кораблик?
Дети: ответ.
Воспитатель: Какой по порядку синий кораблик?
Дети: ответ.
Воспитатель: Какого цвета восьмой кораблик?
Дети: ответ.
Воспитатель: Который по счету зеленый кораблик?
Дети: ответ.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Сейчас нашим командам предстоит пройти к своим игровым столам. Но сначала вам необходимо разбиться на пары таким образом, чтобы составить пару чисел, которые в сумме дают число 8. (Дети разбиваются на пары).
Воспитатель: Отлично получилось! Присаживайтесь, пожалуйста, за игровые столы. Посмотрите, летит птица к нам. Что это за птица?
Дети: Это птица грач.
Воспитатель: Откуда она к нам прилетела?
Дети: Она прилетела из теплых краев.
Воспитатель: Правильно! Значит грач, какая птица?
Дети: Это перелетная птица.
Воспитатель: Каких вы еще перелетных птиц знаете?
Дети: ответ.
Воспитатель: Правильно! Грач к нам прилетел необыкновенный, он фотограф и уже сделал много весенних фотографий, посмотрите на одну из них и послушайте, что я расскажу.
«Наступила весна, стало солнце ярче пригревать, растаял снег, прилетело на полянку два скворца, а с ними шесть грачей. Радостно им на полянке?»
Воспитатель: Скажите, что я вам рассказала, историю или задачу?
Дети: ответ.
Воспитатель: Чем отличается история от задачи?
Дети: У истории длинный рассказ, нет математического вопроса, а в задаче есть условие и вопрос.
Воспитатель: Я предлагаю вам следующее задание – посмотрите внимательно на картинку и, работая в парах, составьте задачу. При помощи цифр составьте запись решения задачи. Прочтите.
(Один из детей выходит, рассказывает условие и задает вопрос. Другой ребенок составляет на доске запись решения задачи.)
Воспитатель: Вот какая интересная у нас получилась задача. А теперь давайте немного отдохнем. (Проводится физминутка):
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Повернись скорее к другу.
Правую дай руку другу.
Веселее и теплее стали мартовские дни,
В нашем садике любимом
Уж и проталины видны.
Звонко тинькает синица возле нашего окна,
В двери к нам уже стучится
Настоящая Весна!
Воспитатель: Пока мы с вами играли, на полянке потемнело, что случилось с солнышком? Его закрыли тучи. Чтобы солнышко открыть, нужно вычислить выражения на сложение и вычитание. Такое ответственное задание мы поручим нашим капитанам, ведь они как палочки-выручалочки. (Воспитатель зачитывает условие задачи, а дети записывают пример с помощью цифр).
- На дереве сидело 5 грачей, к ним прилетело еще 3 грача. Сколько всего грачей оказалось на дереве?
- В магазине было 8 зонтиков, 4 зонтика купили. Сколько зонтиков осталось в магазине?
Воспитатель: Молодцы, капитаны! Какое слово спряталось за тучами, давайте прочитаем. (Раскрылось слово «ВЕСНА»). Вот и появилось солнышко. Давайте вместе проговорим это слово.
Дети: Солнышко. (Индивидуальное проговаривание).
Воспитатель: Ребята, какой согласный звук мы слышим в середине слова?
Дети: Звук «Л».
Воспитатель: Правильно! Как можно сказать про солнышко, какое оно? Придумайте, пожалуйста, слова со звуком «Л», «Л'».
Дети: Ласковое, лучистое, приветливое, теплое.
Воспитатель: Солнышко пригрело, и на полянке появились первые весенние цветы – это…подснежники. Обратите внимание. У подснежников есть номера, но не у всех. Давайте вставим недостающие числа. (Дети вставляют пропущенные числа). (За правильные ответы воспитатель выдает командам карточки с геометрическими фигурами).
Воспитатель: Какой по номеру подснежник стоит за шестым?
Дети: ответ.
Воспитатель: Соседи подснежника номер 5.
Дети: ответ.
Воспитатель: Какой подснежник следующий после 3?
Дети: ответ.
Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли, активно отвечали! Игра подошла к концу. Пока жюри подсчитывает результаты, мы с вами сделаем хорошее, приятное дело – оживим весеннюю картинку с помощью геометрических фигур, которые вы получили, клея и кисточек. (Дети выполняют аппликацию под музыкальное сопровождение).
(Жюри подводит итоги, раздает грамоты.)
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось в нашем КВНе? Какие задания были самые интересные? Какое задание показалось вам самым трудным? Вы такие умницы, уже скоро пойдете в школу – я на память вам дарю памятки, которые будут вам напоминать про правила дорожного движения. Вы впишите сюда расписание своих уроков, и всегда будете обращать внимание на светофор, знаки.