Игры с палочками Кюизенера
картотека по математике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Захарова Светлана Валерьевна

Игры с палочками Кюизенера  служат для выработки у детей навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с палочками Кюизенера59.15 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с палочками Кюизенера  служат для выработки у детей навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий.

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм (палочек) 10-ти различных цветов и длин. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. Наименьшая палочка имеет длину 10 мм и является кубом, следующие с последовательным увеличением по длине на 10 мм.

Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на 1,2,3 .., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Развитие у детей количественных и числовых представлений

Игровое упражнение «Цвет и число»

Цель: Закрепить у детей название цветов и числовое обозначение палочек (полосок).

Формировать умения соотносить цвет и число, и наоборот число и цвет.

Задачи

Формировать умения отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию воспитателя.

Подвести детей к выводу, что у палочки (полоски) каждого цвета есть свое число.

Материал: набор цветных палочек (полосок), силуэт паровозика.

Задание

Детям нужно построить необычный поезд из цветных полосок. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям нужно узнать, сколько мест в каждом вагончике.

Дети берут белые палочки (полоски) и накладывают на вагончики каждого цвета. Белая палочка (полоска) – это одно место. Выбранная мера позволяет ответить на вопросы: «Сколько мест в каждом вагончике. Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета. Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему?»

Дети должны заметить, что в розовых вагончиках всегда только два места, в голубых – три, в красных – четыре и т.д. Это значит, что у палочки каждого цвета есть свое число.

Игровое упражнение «Число и цвет»

Задачи

Формировать умения детей отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.

Подвести детей к выводу, что у каждого числа есть свой цвет.

Материал: набор цветных палочек (полосок), силуэт паровозика.

Задание: Воспитатель строит вагончик из четырех белых полосок и предлагает детям отгадать, палочкой (полоской) какого цвета можно заменить этот вагончик. (Красной). Дети прикладывают к четырем белым полоскам полоску красного цвета. Красная полоска оказывается равной по длине четырем белым. Дети объясняют что «Число четыре обозначается красной полоской, так как она такая же по длине, как четыре белых».

Затем дети сами определяют, какое число соответствует той или иной палочке (полоске). После этого дети строят вагончики из белых полосок (одноместный, двухместный, трехместный и т.д).

Игровое упражнение  «Какие лесенки умеет строить Незнайка»

Цель: Познакомить детей с составом чисел.

Задачи

Формировать умение определять числовое значение цветных палочек (полосок), состав чисел.

Формировать умения строить числовой ряд (до 5).

Материал: комплект цветных палочек (полосок) по количеству детей, карточки с цифрами от 1 до 5, картинка с изображением Незнайки.

Задание: Незнайка предлагает детям построить лесенку из самых коротких полосок. Дети отбирают белые квадраты (единицы) и начинают строить лестницу: кладут один квадрат. Незнайка пробует, можно ли подняться на первую ступеньку. Затем составляют ступеньку, взяв для этого 2 квадрата и приставив их к первому справа, затем третью – из 3 квадратов и т.д (до 5).

Незнайка поднимается по получившейся лестнице, а дети считают ступеньки (одна, две, три, четыре, пять). Когда он  спускается, дети называют числа в обратном порядке: с пятой ступеньки на четвертую, с четвертой – на третью, с третьей – на вторую, со второй – на первую, с первой -  на пол. Вот и кончилась лесенка!

Незнайка предлагает сделать новую лесенку: в каждой ступеньке оставить по одному белому квадрату (единице), а остальные заменить полоской подходящей длины. Дети последовательно составляют каждую ступеньку. Начиная с первой, подбирают подходящие полоски там, где это нужно (начиная с третьей ступеньки), - получается новая лесенка.

Рассматривая новую лесенку и сравнивая ее с первой, дети еще раз отмечают, сколько белых квадратов в каждой ступеньке они заменили, какая палочка (полоска) им для этого понадобилась, и приходят к выводу, что 2 белых квадрата заменяет одна розовая палочка (полоска), 3 белых квадрата – голубая, 4 белых квадрата – красная. Дети сопоставляют каждую карточку палочку (полоску) (включая белый квадрат) с  соответствующей цифрой (находят нужную карточку).

Можно предложить каждому ребенку построить свою лесенку и показать ее Незнайке.

Можно предложить детям рассмотреть рисунок лесенки и построить ее по образцу.

Дети рассказывают Незнайке, из каких палочек (полосок) состоят их лесенки, какому числу соответствует каждая палочка (полоска), находят соответствующую ей карточку с цифрой.

Игровое упражнение «Кто в домике живет»

Задачи

Формировать умения детей составлять число из двух меньших чисел,  развивать зрительный глазомер.

Материал: по два комплекта палочек (полосок) и по два незаселенных «домика» для чисел 5 и 6 на каждого ребенка; изображение клоуна.

Задание: Воспитатель говорит детям о том, что в город чисел приехал клоун. Он хочет пригласить жителей города на представление, но некоторые из них ушли из домиков. Нужно помочь клоуну найти этих жителей и пригласить их на представление.

Дети должны выбрать подходящие по размеру палочки (полоски) и выяснить, кто живет на этажах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с палочками Кюизенера

Это замечательное пособие поможет воспитателям в работе с детьми как раннего возраста, так и с детьми постарше. Предлагаю познакомиться с ним, кто еще незнаком. Это пособие можно предложить и родителя...

Рекомендации для родителей "Как играть с палочками Кюизенера"

В методической разработке представлены игры и упражнения с палочками Кюизенера, которые  способствуют развитию интеллекта ребенка....

Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"

Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...

Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».

Палочки Кюизенера предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет. Являются многофункциональным математическим пособием. Игры с цветными палочками способствуют развитию детского творчест...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...

Рекомендации для родителей. Как играть с палочками Кюизенера.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – м...

Игры с палочками Кюизенера. Картотека

Использование в работе палочек Кюизенера помогает детям формировать представление о цвете, длине, ширине, высоте; учит сравнивать и измерять предметы, помогает осваивать состав чисел и учит решать про...