Проект "Часики идут"
проект по математике (средняя группа) на тему

Нидилько Татьяна Васильевна

В данном проекте описывается план ознакомления детей с понятием времени.

Работа содержит три этапа проведения: подготовительный, основной и заключительный.

Проект содержит таблицу с подробным описанием двухнедельного плана проведения ознакомления детей с понятием "время".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasiki_idut_informatsionno-tvorcheskiy_proekt.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО — ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФЭМП

«Часики идут»

Формирование временных представлений в средней группе

                                                                            Воспитатель: Нидилько Т.В.

Актуальность проекта:

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе. У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории.

Цель проекта: повысить уровень интеллектуального развития детей, формируя представления о времени (сутки, последовательность частей суток)

 

Задачи проекта:

Познакомить детей с понятием «сутки», с последовательностью частей суток.

Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

Разработать конспекты мероприятий по формированию у детей временных представлений.

Укрепить связи между детским садом и семьёй.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников

Тип проекта:

Информационно-творческий

Групповой

Краткосрочный ( 2 недели)

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

- Практическая работа по подготовке необходимых материалов, обогащение предметно — развивающей среды;

- Определение цели;

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы с семьей.

Основной этап

- Проведение комплекса мероприятий

- Взаимодействие с родителями

 Заключительный этап

- Презентация материалов проекта по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Дети.

• Освоение детьми временных представлений; сформированность представлений о частях суток, их названиях, последовательности;

• Формирование и закрепление понятия "сутки";

• Познавательная компетентность детей;

• Доброжелательное отношение со сверстниками и взрослыми;

Родители.

• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

• Получение консультаций по вопросам формирования временных представлений;

• Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

«Физическое развитие»

Подвижная игра

 «День и ночь»

 «Утро, день, вечер, ночь»

«Назови «соседей» утра»

 «Сначала вечер, а потом?..»

«Лови, бросай, части суток называй»

Цель. Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

 «Социально – коммуникативное развитие» 

Беседа "Сутки".

«О последовательности частей суток»,

Цель:  Формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток

Беседа "Утром вечером и днем мы здоровье бережем",

«Что я делаю утром, вечером, днем, ночью»

Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Закреплять знания последовательности частей суток.

Ситуативная беседа "Вечер на улице"

 «Утро»

Цель. Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Прививать привычки следить за внешним видом, за чистотой тела. Закреплять знания последовательности частей суток.

Сюжетно —  ролевая игра «Семья»

Игровая ситуация: ребенок не хочет вовремя ложиться спать.

Цель. Закреплять знания частей суток; формировать представления о необходимости соблюдать режим сна и бодрствования, закреплять умение подбирать необходимые манипуляции в игре для решения поставленной задачи. Развивать умение играть вместе, дружно.

Сюжетно — ролевая игра «Магазин часов»

Цель: Сформировать  уважительное отношение к труду взрослых, утвердить  стремление самим принимать в нем участие.

«Познавательное развитие»

Эксперимент: «Как наступает ночь»

Цель. Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы. Развивать наблюдательность, смекалку.

 Дидактическая игра

«Что сначала, что потом»

«Разложи по порядку»;

«Когда это бывает?»;

«Кто когда спит?»;

 Цель. Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

«Художественно – эстетическое развитие»

Рисование  «Мое любимое время суток»

Цель. Закреплять знания о сутках, о последовательности частей суток; развивать умение выполнять рисунок по замыслу, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени суток; вызвать у детей интерес к рисованию временных отрезков и их особенностей. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Аппликация «День, ночь»

Цель: Учить детей составлять сюжеты из готовых форм, изображать явления, характерные для определенного времени суток. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

«Речевое развитие»

Рассматривание сюжетных картин «Сутки»

Чтение художественной литературы

 «В гостях у гнома – часовщика» (Т.Ерофеева);

«Сказка про вчерашний день» (Е.Ильина);

«Сказка о потерянном времени» (Е.Шварц).

Чтение сказки «Четыре лебедя».

Чтение и заучивание отрывка стихотворения М. Вишневецкой «Сутки».

Отгадывание загадок о частях суток.

Стихи, песенки, потешки о частях суток.

Цель. Закреплять знания о сутках, учить слушать и обсуждать художественные произведения, заучивать стихотворения, отгадывать загадки. Вызвать интерес к играм по тексту стихотворений.

Формы работы с родителями

• Анкетирование «Формирование временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;

• Консультация «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста»;

• Рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»;

План работы

Дата

Мероприятия

Цель

Понедельник

Беседа: "Сутки"

Формировать у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток.

Дидактическая игра

«Что сначала, что потом»

Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

Чтение художественной литературы «В гостях у гнома – часовщика» (Т.Ерофеева);

Учить слушать и обсуждать художественные произведения

Вторник

Рассматривание сюжетных картин "Сутки"

Закреплять у детей представления о понятии "сутки", расширить представления о частях суток и их характерных особенностях. Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток.

Подвижная игра "День и ночь"

Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению знаний о смене частей суток.

Сюжетно —  ролевая игра «Семья» Игровая ситуация: ребенок не хочет вовремя ложиться спать.

Закреплять знания частей суток; формировать представления о необходимости соблюдать режим сна и бодрствования, закреплять умение подбирать необходимые манипуляции в игре для решения поставленной задачи.

Чтение художественной литературы:

песенки, потешки о частях суток.

Закреплять знания о сутках, учить слушать художественные произведения, заучивать песенки, потешки.

Среда

Беседа «О последовательности частей суток»

Расширять представления  о последовательности частей

суток . Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток

Дидактическая игра

 «Разложи по порядку»

Закреплять знания о последовательности частей суток, вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

Чтение и заучивание отрывка стихотворения М. Вишневецкой «Сутки».

Учить слушать и заучивать стихотворения.

Четверг

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

Отгадывание загадок о частях суток

Закреплять знания о сутках, учить  отгадывать загадки.

Подвижная игра «Лови, бросай, части суток называй»

Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

Пятница

Ситуативная беседа "Вечер на улице"

 Приобщать к правилам безопасного поведения  ребенка в быту, формировать представление об опасных ситуациях.

Эксперимент: «Как наступает ночь»

Сформировать у детей представление о смене дня и ночи; вызвать интерес к экспериментальной деятельности, умение делать простейшие выводы. Развивать наблюдательность, смекалку.

Подвижная игра «Сначала вечер, а потом?..»

Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

Рисование

«Мое любимое время суток».

Развивать умение выполнять рисунок по замыслу, изображать предметы и явления, характерные для определенного времени суток; вызвать у детей интерес к рисованию временных отрезков и их особенностей. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Понедельник

Беседа "Утром вечером и днем мы здоровье бережем"

Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Закреплять знания последовательности частей суток.

Чтение художественной литературы

«Сказка о потерянном

времени»(Е.Шварц)

Закреплять знания о сутках, учить слушать и обсуждать художественные произведения.

Подвижная игра «Назови «соседей» вечера»

Закрепить  умения детей ориентироваться во времени, закрепить название частей суток, их последовательность; развивать  внимание ловкость.

Вторник

Дидактическая игра

«Что сначала, что потом»

Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

Подвижная игра «Утро, день, вечер, ночь»

Закрепить  умения детей ориентироваться во времени, закрепить название частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Беседа «Что я делаю утром, вечером, днем, ночью»

Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Закреплять знания последовательности частей суток.

Среда

Сюжетно — ролевая игра «Магазин часов»

 Сформировать  уважительное отношение к труду взрослых, утвердить  стремление самим принимать в нем участие.

Подвижная игра

 «День и ночь»

Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению знаний о смене частей суток.

Чтение сказки «Четыре лебедя».

 Учить слушать и обсуждать художественные произведения.

Четверг

Ситуативная беседа

 «Утро»

Формировать умение соотносить определенный временной интервал с определенными оздоровительными и гигиеническими процедурами. Прививать привычку следить за внешним видом, за чистотой тела.

Подвижная игра

«Назови «соседей»

утра»

Закрепить  умения детей ориентироваться во времени, закрепить название частей суток, их последовательность; развивать  внимание ловкость

Дидактическая игра «Когда это бывает»

Закреплять знания о последовательности частей суток, развивать свободное общение в процессе формирования временных представлений через речевые ситуации, беседы; вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

Пятница

Чтение художественной литературы: стихи, песенки, потешки о частях суток.

Закреплять знания о сутках, учить слушать художественные произведения, заучивать песенки, потешки.

Дидактическая игра

 «Разложи по порядку»

Закреплять знания о последовательности частей суток, вызвать интерес к игре, активизировать словарный запас.

Подвижная игра «Лови, бросай, части суток называй»

Вызвать желание принимать участие в подвижных играх, способствующих закреплению временных представлений.

Аппликация «День, ночь»

Учить детей составлять сюжеты из готовых форм, изображать явления, характерные для определенного времени суток. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей, дети которых идут в ДОУ

Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Как подготовить своего ребёнка к поступлению в ДОУ...

Презентация для родителей, чьи дети идут в ясли "Мы идем в ясли"

Презентация разработана для родителей, чьи дети поступают в ясли. Цель презентации - снизить тревожность, беспокойство родителей за детей, что, в конечном итоге, благоприятно скажется на адаптации мал...

Конспект занятия "Веселье и труд рядом идут"

знакомство с устным народным творчеством: потешки,заклички, хороводы; с традициями встречи весны на Руси.Элементарные приёмы работы с тестом. с тестом, есееееееееееееессоммимм...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...

Сценарий спортивного праздника "Здоровье и спорт рядом идут"

Сценарий  соревнований с участием родителей, посвященных Всемирному дню здоровья....