Главные вкладки

    Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора».
    проект по математике (младшая группа) на тему

    марина кулик

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:                                           

     

    Актуальность темы исследования.

           Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему  мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
           Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.   

                О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков,  А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван,  Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).

           Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной  деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит.д.

           Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

           Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).                                                              

             В  процессе конструирования  важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

    Объект исследования:  формирование элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Контингент участников проекта: воспитанники средней группы ( 4-5 лет).

     Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.

    Время реализации проекта: 1 месяц

    Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить  формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора

      Формы обучения конструированию Lego.

    - метод  творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).

    - карточная система развивающих игр.

      Преимущества обучения с Lego математическим действиям:

    1.     Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает -  она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).

    2.     Решение задач, счета, создания узоров.

    3.     Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.

    4.     Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.

    5.     Сортировка по группам разных размеров.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx26.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 19 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

    ПРОЭКТ

    по математическому развитию

    НОМИНАЦИЯ:       дошкольный возраст

    Тема: «Формирование  элементарных  математических представлений у      детей дошкольного  возраста по средствам  LEGO –конструктора».

    Авторы:

    Старший воспитатель МБДОУ д/с № 19

    Кулик Марина Геннадьевна

    Воспитатель:   МБДОУ д/с № 19

    Реснянская Ирина Сергеевна

    Тимашевск

    2015 г.

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:                                            

    Актуальность темы исследования.

           Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему  мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
          Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.    

                О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков,  А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван,  Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).

           Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной  деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит.д.

           Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

           Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).                                                              

             В  процессе конструирования  важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

    Объект исследования:  формирование элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Контингент участников проекта: воспитанники средней группы ( 4-5 лет).

     Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.

    Время реализации проекта: 1 месяц

    Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить  формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора

      Формы обучения конструированию Lego.

    - метод  творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).

    - карточная система развивающих игр.

      Преимущества обучения с Lego математическим действиям:

    1. Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает -  она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).
    2. Решение задач, счета, создания узоров.
    3. Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.
    4. Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.
    5. Сортировка по группам разных размеров.

    Время проведения

    Задачи

    дидактические игры и математические задания   с использованием  конструктора   Lego

    1 этап  Подготови

    тельный.

    - Приобретение знаний о множестве, числе, вели чине, форме, умение ориентироваться во времени и пространстве.

    - Формирование предпосылок математического мышления.

    - Овладение  специальной терминологией — названия чисел, фигур конструктора (кубик, кирпичик), элементов фигур (сторона, вершина, основание)

    - Развивать глазомер.

    1. Знакомство с основными деталями Lego -  конструктора (кубик, кирпичик). Фото № 1

    2. Показ слайдов – знакомство  с постройками из конструктора. Фото № 2

    3. Знакомство с принципами  сборки  конструкций Lego.

    4. Дидактическая игра «У кого башня выше».

    Приложение 1

    Фото № 3

    Этап 2.

    - закреплять умение объединять предметы по цвету.

    - закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой

    - формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста.

    - развитие мышления:

    • наглядно-действенного;

    • словесно-логического.

    1. Чтение детям отрывка из стихотворения С.Маршака «Веселый счет» Приложение № 2 Фото № 4
    2. Развивающая игра «Число и цифра».

    Приложение № 3

    Фото № 5 и № 6

    1. Задание от «Художника».

    Приложение №  4

    1. Развивающая игра «Соедини правильно».

    Приложение № 5

    Фото № 7 и № 8          

    Этап 3

    • формирование элементарных математических представлений, овладение математической терминологией;
    •  формирование навыков и умений в счете, моделировании;
    • Развитие диалогической и монологической речи, ;
    • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
    1. Постановка проблемной задачи  

    Приложение № 6

    1. Поиск пути решения проблемы

    Работа  над сборкой модели Фото № 9  и  № 10

    1. Анализ проведенной работы, подведение итогов, самоконтроль и самооценка выполненной работы.

      Фото № 11

    Этап 4.

    Логические операции

    1. Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена лестница?
    2. Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) — Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются они Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о кубике?
    3. Систематизация (расположение в определенном порядке) Поставь башенки из кирпичиков  по увеличению количества кирпичиков в башенке.
    4. Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку.
    5.  Дополнение композиции новыми объектами и обыгрывание ее, придумывание  новой математической истории.

    Ожидаемые результаты:

    1. Формирование математических навыков и умений посредством конструктора Lego.
    2. Развитие навыка счета до 5 посредством конструктора Lego.
    3. Развитие умений и навыков нестандартного мышления.
    4. Совершенствования коммуникативных способностей.
    5. Формирование навыков самостоятельного нахождения связей и решения «задач из жизни».
    6. Воспитание творческой личности.

    Полученные результаты:  

     

    Критерии

    Начало проекта

    Окончание проекта

    длительность проекта 1 мес

    1

    Активизация  познавательной  деятельности в начале НОД

     60%

    90%

    2

    Счёт в прямом порядке до 5

    50%

    85%

    3

    Умение  детей соотносить цифры с количеством предметов

    40%

    68%

    4

    Знания названия цифр

    55%

    70%

    5

    Освоение способов художественного оформления  Lego конструкций

    30%

    60%

    Заключение.

           Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет Lego – конструктор.

           Он яркий, красочный, полифункциональный  материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или  во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Lego -детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.

           Lego – конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме  освоить  элементарные математические представления.

           Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя  можно многому научиться.

              При использовании  в  НОД математикой  Lego – конструктора  дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к эмоционально вовлечены в НОД.

    Список используемой литературы

    1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.  Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

    ООО  «Издательство «Детство- Пресс»,2013 .- 528 с.

    1. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION).

               ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.

    1. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного  материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика – Синтез, 2009.- 64 с.
    2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.
    3. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.
    4. Интернет – ресурсы, «Какие преимущества обучения с LEGO?»

               Журнал «Провизор» №1. 2014  год, автор: Эллен Пейдж.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»

    главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...

    «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора».

    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, л...

    Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольноговозраста"

    Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...