Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора».
проект по математике (младшая группа) на тему

марина кулик

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:                                           

 

Актуальность темы исследования.

       Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему  мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
       Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.   

            О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков,  А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван,  Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).

       Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной  деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит.д.

       Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

       Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).                                                              

         В  процессе конструирования  важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Объект исследования:  формирование элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста.

Контингент участников проекта: воспитанники средней группы ( 4-5 лет).

 Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.

Время реализации проекта: 1 месяц

Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить  формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора

  Формы обучения конструированию Lego.

- метод  творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).

- карточная система развивающих игр.

  Преимущества обучения с Lego математическим действиям:

1.     Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает -  она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).

2.     Решение задач, счета, создания узоров.

3.     Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.

4.     Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.

5.     Сортировка по группам разных размеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 19 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН

ПРОЭКТ

по математическому развитию

НОМИНАЦИЯ:       дошкольный возраст

Тема: «Формирование  элементарных  математических представлений у      детей дошкольного  возраста по средствам  LEGO –конструктора».

Авторы:

Старший воспитатель МБДОУ д/с № 19

Кулик Марина Геннадьевна

Воспитатель:   МБДОУ д/с № 19

Реснянская Ирина Сергеевна

Тимашевск

2015 г.

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:                                            

Актуальность темы исследования.

       Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему  мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
      Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.    

            О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков,  А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван,  Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).

       Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной  деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит.д.

       Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.

       Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).                                                              

         В  процессе конструирования  важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.

Объект исследования:  формирование элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста.

Контингент участников проекта: воспитанники средней группы ( 4-5 лет).

 Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.

Время реализации проекта: 1 месяц

Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить  формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора

  Формы обучения конструированию Lego.

- метод  творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).

- карточная система развивающих игр.

  Преимущества обучения с Lego математическим действиям:

  1. Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает -  она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).
  2. Решение задач, счета, создания узоров.
  3. Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.
  4. Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.
  5. Сортировка по группам разных размеров.

Время проведения

Задачи

дидактические игры и математические задания   с использованием  конструктора   Lego

1 этап  Подготови

тельный.

- Приобретение знаний о множестве, числе, вели чине, форме, умение ориентироваться во времени и пространстве.

- Формирование предпосылок математического мышления.

- Овладение  специальной терминологией — названия чисел, фигур конструктора (кубик, кирпичик), элементов фигур (сторона, вершина, основание)

- Развивать глазомер.

1. Знакомство с основными деталями Lego -  конструктора (кубик, кирпичик). Фото № 1

2. Показ слайдов – знакомство  с постройками из конструктора. Фото № 2

3. Знакомство с принципами  сборки  конструкций Lego.

4. Дидактическая игра «У кого башня выше».

Приложение 1

Фото № 3

Этап 2.

- закреплять умение объединять предметы по цвету.

- закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой

- формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста.

- развитие мышления:

• наглядно-действенного;

• словесно-логического.

  1. Чтение детям отрывка из стихотворения С.Маршака «Веселый счет» Приложение № 2 Фото № 4
  2. Развивающая игра «Число и цифра».

Приложение № 3

Фото № 5 и № 6

  1. Задание от «Художника».

Приложение №  4

  1. Развивающая игра «Соедини правильно».

Приложение № 5

Фото № 7 и № 8          

Этап 3

  • формирование элементарных математических представлений, овладение математической терминологией;
  •  формирование навыков и умений в счете, моделировании;
  • Развитие диалогической и монологической речи, ;
  • развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
  1. Постановка проблемной задачи  

Приложение № 6

  1. Поиск пути решения проблемы

Работа  над сборкой модели Фото № 9  и  № 10

  1. Анализ проведенной работы, подведение итогов, самоконтроль и самооценка выполненной работы.

  Фото № 11

Этап 4.

Логические операции

  1. Анализ (разложение целого на составные части) — Из каких геометрических фигур составлена лестница?
  2. Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия) — Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются они Конкретизация (уточнение) — Что ты знаешь о кубике?
  3. Систематизация (расположение в определенном порядке) Поставь башенки из кирпичиков  по увеличению количества кирпичиков в башенке.
  4. Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений) — Покажи нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку.
  5.  Дополнение композиции новыми объектами и обыгрывание ее, придумывание  новой математической истории.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование математических навыков и умений посредством конструктора Lego.
  2. Развитие навыка счета до 5 посредством конструктора Lego.
  3. Развитие умений и навыков нестандартного мышления.
  4. Совершенствования коммуникативных способностей.
  5. Формирование навыков самостоятельного нахождения связей и решения «задач из жизни».
  6. Воспитание творческой личности.

Полученные результаты:  

 

Критерии

Начало проекта

Окончание проекта

длительность проекта 1 мес

1

Активизация  познавательной  деятельности в начале НОД

 60%

90%

2

Счёт в прямом порядке до 5

50%

85%

3

Умение  детей соотносить цифры с количеством предметов

40%

68%

4

Знания названия цифр

55%

70%

5

Освоение способов художественного оформления  Lego конструкций

30%

60%

Заключение.

       Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет Lego – конструктор.

       Он яркий, красочный, полифункциональный  материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или  во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Lego -детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.

       Lego – конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме  освоить  элементарные математические представления.

       Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя  можно многому научиться.

          При использовании  в  НОД математикой  Lego – конструктора  дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к эмоционально вовлечены в НОД.

Список используемой литературы

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.  Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

ООО  «Издательство «Детство- Пресс»,2013 .- 528 с.

  1. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION).

           ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.

  1. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного  материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика – Синтез, 2009.- 64 с.
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.
  3. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.
  4. Интернет – ресурсы, «Какие преимущества обучения с LEGO?»

           Журнал «Провизор» №1. 2014  год, автор: Эллен Пейдж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»

главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...

Мастер-класс на тему: «Развитие представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования с применением LEGO-конструктора»

1. Вступительная частьДобрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече!Коллеги, сегодня  я предлагаю отправиться нам всем в путешествие на остров искать клад.На чем мы туд...

Мастер – класс на тему: «Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность»

Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Как правильно начинать формирование предпосылок ранней профориентации дошкольников». Ознакомление детей старшего дошкол...