Конспект НОД в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Костина Наталья Александровна

Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, а проведение с детьми моделирования дает возможность закрепить полученные знания, развивает фантазию, воображение. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 07_proekt_konspekta_triz.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

Описание материала: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помогает активизировать мыслительную деятельность дошкольников, а проведение с детьми моделирования дает возможность закрепить полученные знания, развивает фантазию, воображение. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных к школе групп.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи: 1.Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых;

2.Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.

3.Закрепить виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – объем (моделирование конструкций из бумаги, природного материала).

4.Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.

5.Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, поисковая активность, стремление к новизне.

6.Воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.

Предметно-пространственная развивающая среда: телевизор, аудиозаписи звуков природы, фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», магнитная доска, ширма «Теремок», предметные картинки, волшебная палочка, голубой материал, палочки-брёвнышки для мостика, прут с привязанным картонным «комаром», палочки-карандаши для муравейника, части насекомых на магнитах.

Ход НОД (Дети входят в группу и встают в круг)

Здравствуй, небо. (руки вверх),

Здравствуй, Земля. (приседают)

Здравствуйте, мои друзья. (руки вперёд),

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять. (берутся за руки),

Будем дружно мы играть,

В путешествие хотим опять (идут по кругу).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам приполз муравей. С ним произошла неприятная история. Посмотрите и скажите, что случилось с муравьишкой? (Дети смотрят отрывок мультфильма «Муравьишка-хвастунишка» (3 мин))

В какую ситуацию попал муравей? (Ответы детей) Далеко от дома, гонимый ветром на берёзовом листе, как на парашюте, к нам прилетел муравей. Да еще при посадке повредил себе ножки. Что нам нужно сделать в такой ситуации?

Дети: - Помочь муравью вернуться домой в лес.

Муравей (игрушка): Спасибо, что не оставили меня в беде. В лес со мной пойдёт тот, кто поиграет со мной в мою любимую игру «Теремок» Правила игры: Каждый ребёнок получает свою картинку и играет за нарисованный объект. Муравей-хозяин теремка, дети по очереди подходят к теремку и проводят с муравьём диалог: -Тук, тук, кто в теремочке живёт? –Я, муравей, а ты кто? – А я – (называет себя, то, что нарисовано на картинке). Пустишь меня в теремок? - Если сможешь сказать, чем похож на меня, муравья, то пущу. Дети должны сравнить оба предмета, выявить общие признаки и назвать их. После этого ребёнок заходит в теремок, а к муравью обращается следующий участник игры. Если кто-то не сможет ответить, остальные дети могут ему помочь.

Картинки: Бабочка-насекомое, 6 лапок, как у муравья; комар-маленький, как муравей; курица с яйцом- муравьи как и куры откладывают яйца; гора- муравейник похож на гору; стрекоза – как и муравей главный герой в басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»; дятел - как и муравей санитар леса; медведь – сильный и коричневый как муравей; таракан – коричневое насекомое, как муравей; и.т.д)

Муравей: - Молодцы! Хорошо поиграли! А в теремке лежала волшебная палочка. Она-то нам и поможет быстро очутиться в лесу. Закройте глаза. Покружились, покружились и в лесу мы очутились. (Под музыку дети кружатся. На экране проецируется изображение леса). Муравей: Ой! Узнаю свой родной лес! Но до моего муравейника еще далеко. Воспитатель: Ребята, на нашем пути река. Муравьишка не умеет плавать, как и мы. Как же нам переправиться на другой берег? Ответы детей. Воспитатель: Для того, чтобы перебраться на другой берег, нам нужно построить мостик, а для этого нам нужно сыграть в игру «Ты мой кусочек» Правила игры: Детям раздаются брёвнышки. Нужно выложить их так, чтобы получился сплошной, ровный, красивый мостик. По мостику дети проходят на другой берег.

(Проецируется на экран цветочный луг. Звучат звуки летнего луга) Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Здесь на лужайке живут друзья муравьишки, но они спрятались, а узнать, кто спрятался на этой лужайке, мы сможем, отгадав загадки-дразнилки. (Дети отгадывают загадки, на экране появляются насекомые.)

Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

Крылаточка, вертолётище, охотнище, жужжалочка, лупоглазочка. (Стрекоза.)

Строилище, крохотулечка, трудолюбивчик, таскалище, силачище. (Муравей.)

Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

(Звучит запись писка комара)

Воспитатель: Вот высоко летит комар. Попробуйте его поймать.

Подвижная игра “Поймай комара”

Правила игры: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках палочку с привязанным на шнуре картонным «комаром». Воспитатель обводит палочкой (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

Воспитатель. Комарик, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья? Он находится около высокой берёзы?

Комар: Как он выглядит? Из чего он сделан? Как он называется?

Комар. Муравейник я видел, только его кто-то сломал!

Дети находят разбросанные палочки - карандаши.

Воспитатель. Кто же это сделал? (Предположения детей.)

Воспитатель. Что же делать? (Дети предлагают построить новый домик для муравьишки и его друзей). Собирают разбросанные карандаши и приступают к строительству.

Муравей: Спасибо, ребята! Очень красивый получился муравейник! Но я боюсь, что кто-то опять сломает наш новый муравейник. Что делать? (Ответы детей).

Воспитатель. Я согласна с вами – нужен сторож. Но насекомых должно охранять насекомое. Какое оно должно быть, как вы думаете? Давайте придумаем фантастическое насекомое и поставим его для охраны муравейника.
Дидактическая игра “Чудо-Юдо ” (моделирование на магнитной доске) Правила игры: Дети составляют фантастическое насекомое по принципу «Фоторобот»: соединяют части разных насекомых, при этом объясняют, с какой целью они берут данную часть.

Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем? Дети: Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

Воспитатель: Вот какое сказочное насекомое у нас получилось. Как его назовем? (Ответы детей).

Муравей: Спасибо, дети! Теперь мой дом под надежной охраной. Вот вам от меня и моих друзей насекомых гостинец. Дети благодарят муравья. Воспитатель: Ребята, мы помогли муравьишке вернуться домой и нам пора возвращаться в детский сад. Где наша волшебная палочка? Закрываем глаза. Покружились, покружились и в детском саду мы очутились. Понравилось вам наше путешествие? Какие добрые дела мы с вами сделали? Насекомые - в большинстве наши друзья! Послушайте стихотворение (читает ребёнок)

Не обижайте лесных насекомых!

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой…

Воспитатель: А сейчас будем пробовать гостинцы нашего муравьишки и его друзей.

Используемая литература: http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-suhanova/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshei-grupe-s-primeneniem-tehnologi-triz-na-temu-muravinaja-istorija.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».

: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.

Здесь размещены материалы, которые можно использовать для организации непосредственно- образовательной деятельности....

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьишка заблудился».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативноеразвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое р...

Конспект основной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе, с применением технологии ТРИЗ на тему: «Помощь Муравью».

Использовала технологии проблемного обучения, которые обеспечивали высокую самостоятельность, формирование познавательного интереса, развитие мыслительных способностей. Даёт возможность размышлять, со...