Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области «Детский сад «Березка»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ метода фокальных объектов.
Подготовила:
Горелова Е.И.,
воспитатель первой
квалификационной категории
2018г.
Тема: «Муравьиная история»
Интеграция образовательных областей: «Познавательно развитие», «Речевое развитие».
Цель: Активизация творческого мышления детей с помощью метода технологи ТРИЗ фокальных объектов.
Задачи:
1.Образовательные:
Познавательное развитие: Закрепить знание о насекомых. Развивать творческое мышление, воображение.
Речевое развитие: Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ по картинке.
2 Развивающие: Развивать, внимание, память, умение выслушать друг друга.
3 Воспитательные: Воспитывать у детей умение сопереживать, заботиться, помогать.
Оборудование: телевизор, аудиозапись « шум ветра», фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка», магнитная доска, предметные картинки «насекомые», игрушка муравей, бумажный берёзовый листочек.
Ход НОД
Этапы деятельности | Педагог | Дети | Методы и приемы |
| Ребята посмотрите в группе мы сегодня не одни, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
| Здравствуйте.
|
|
Вводный
Мотивирующий | (Звучит аудио запись «Шум ветра»). Ой, ребята! Что за шум, что это такое, давайте посмотрим! (появляется муравей на листочки).
Да! Это муравей. | Это ветер.
Муравей! Муравей! | Метод повышения эмоциональной активности (Игровые и воображаемые ситуации)
Вопросы |
| Что случилось? Как вы думаете? Как он к нам попал? | Был сильный ветер, муравей приполз к нам. | Проблемная ситуация |
| Да, может быть. А вы хотите узнать, что могло произойти на самом деле? | Да. |
|
| Давайте посмотрим? (Воспитатель включает фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»).
|
| Наглядный метод: демонстрация мультфильма (использование ИКТ) |
| Ребята, что произошло с муравьем?
Как он к нам попал?
Как вы считаете это хорошо или плохо, что муравей забрался на березу? Что плохого? Что хорошего? | Наступил вечер, все муравьи спешат вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел, ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника. Он прилетел на листе березы.
|
Беседа
Игра «Хорошо-плохо» (учить находить в одном и том же , действии плохие и хорошие стороны). |
| Что нам теперь делать? Да мы можем его оставить в д/с, но дома его ждут, переживают. | Оставить в детском саду. | Решение проблемной ситуации. |
| Лес далеко, у него там свой домик? Как он называется? | Отнести в лес, на улицу. Муравейник. |
|
Основной – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ
| Ребята давайте мы с вами еще подумаем, как отправить его домой, пусть муравей отдохнет перед обратной дорогой. Ведь был, сильный ветер он долго к нам летел, устал, испугался. | Да, давайте. |
|
А мы с вами поиграем в игру «Теремок – муравейник» | Поиграем. А как? |
|
Послушайте правила игры: Что бы попасть в теремок нужно сказать «тук тук тук кто в теремочке живет»? и описать насекомое, которое у вас на картинке. В «Теремок – муравейник» могут попасть только насекомые. Вам понятны правила. Поиграем. | Да. Понятно. Поиграем. | Игровой метод
Объяснение, указание, вопросы. |
Выбирайте картинки (на столе разложены картинки насекомых и других животных, игрушек).
|
|
|
Давайте я пойду первая. Послушайте, я опишу муравья. «Тук тук тук кто в теремочке живет»? У муравья, есть голова, грудь, брюшко. На голове у него усики и глаза, есть 3 пары лапок и крылья. У муравья хорошо развиты верхние челюсти, которыми он размельчает пищу и защищается от врагов. Он живет в муравейники, есть все, но особенно любит сладкое. Мне нравится муравей, потому что он очень трудолюбивый. | «Тук тук тук кто в теремочке живет»?
Дети описывают насекомых. |
Словесные методы: речевой образец |
Теперь вы, подходите по очереди к «Теремку – муравейнику». - Молодец Полина правильно описала бабочку. - Хорошо заходи в «Теремок – муравейник». | Пустишь меня в теремок?
| вопросы |
- Саша как ты думаешь, правильно он ответил? - Ребята, помогите, что еще можно рассказать об этом насекомом. | Да (дети дополняют, помогают) |
|
Молодцы хорошо описали насекомых. И все мы с вами в «Теремке – муравейники» | А. что мы будем делать? |
|
Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье. Строилище( Что это значит?) - Как ты думаешь Аня? крохотулечка( Что это значит?) трудолюбивчик( Что это значит?) силачище ( Что это значит?) | Значит, он строит. Он маленький. Он трудолюбивый, много работает. Он сильный. |
|
А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу. Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.) - А сейчас посмотрим на экране правильный ответ. Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.) Саша как ты думаешь? А ты Максим? - посмотрим на экране правильный ответ. Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела) - посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы!
|
Бабочка
Кузнечик
Пчела |
загадывание загадок
|
А теперь давайте под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем как кузнечики, полетаем как пчелки. | Выполняют движения под музыку. | игровой прием — имитация движения |
О ребята! Мы совсем забыли про муравья. Что нам делать? Как его вернуть домой? | На самолете, ракете, машине, птице. |
|
На машине хорошо, но на обычной он будет долго добираться. | На скоростной |
|
Ребята! А давайте мы с вами будем изобретателями (Кто такие изобретатели?) и попробуем изобрести необычный автомобиль. | Давайте. Это тот, кто, изобретает что то - новое. А какой? |
Технология ТРИЗ, метод фокальных объектов (МФО)
игра «Изобретатели»
Метод активизации мышления
|
Давайте выберем 2 предмета с помощью картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка). Что это? мяч и лампочка. Скажите мяч, какой? Что мяч может делать? Лампочка, какая? Что она делает? А ты Витя как думаешь? А ты Полина? Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на листочки. Автомобиль – объект в фокусе. мяч | лампочка | круглый | светящаяся | резиновый, надувной | легкая | летает (если бросить) | электрическая | скачет | освещает | не тонет (плавает) | включается, выключается |
Что у нас получилась? автомобиль – круглый (круглой формы) автомобиль – резиновый (надувной) автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной) автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки). автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий). автомобиль - светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу). автомобиль – электрический ( может работать на батарейках). автомобиль - включается, выключается Полученный результат: Круглый надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать препятствия. Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места. (Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит от фантазии воспитателя и детей). Как мы назовем наше изобретение? «Кругло – мобиль» Для кого мы её изобрели? Ребята, давайте выберем одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать. Наш кругло – мобиль готов давайте отправим муравья домой. Попрощайтесь с ним. Н. В. отнесет его на улицу, и он поедет домой.
|
Круглый, резиновый, легкий и т. д.
светящаяся, теплая, включается, выключается.
автомобиль – круглый, резиновый, летает, скачет, плавает, светящейся, электрический.
электромобиль, кругло – мобиль, «кузнечик». |
|
Рефлексия | Ребята чем мы сегодня занимались? Что мы делали и для чего? Что изобрели? Что понравилось? | помогали муравью, играли. | вопросы |
Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье. Строилище( Что это значит?) - Как ты думаешь Аня? крохотулечка( Что это значит?) трудолюбивчик( Что это значит?) силачище ( Что это значит?) |
А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу. Кружилочка, красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.) - А сейчас посмотрим на экране правильный ответ. Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.) Саша как ты думаешь? А ты Максим? - посмотрим на экране правильный ответ. Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела) - посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы!
|
А теперь давайте под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем как кузнечики, полетаем как пчелки. |
Давайте выберем 2 предмета с помощью картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка).
Что это? мяч и лампочка.
Скажите мяч, какой? Что мяч может делать?
Лампочка, какая? Что она делает?
А ты Витя как думаешь? А ты Полина?
Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на листочки.
Автомобиль – объект в фокусе.
мяч | лампочка |
круглый | светящаяся |
резиновый, надувной | легкая |
летает (если бросить) | электрическая |
скачет | освещает |
не тонет (плавает) | включается, выключается |
Что у нас получилась?
автомобиль – круглый (круглой формы)
автомобиль – резиновый (надувной)
автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной)
автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки).
автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий).
автомобиль - светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу).
автомобиль – электрический ( может работать на батарейках).
автомобиль - включается, выключается
Полученный результат: Круглый надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать препятствия. Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.
(Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит от фантазии воспитателя и детей). Как мы назовем наше изобретение?
«Кругло – мобиль» Для кого мы её изобрели?
Ребята, давайте выберем одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать. Наш кругло – мобиль готов давайте отправим муравья домой. Попрощайтесь с ним. Н. В. отнесет его на улицу, и он поедет домой.