Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
консультация по математике (младшая группа) на тему

Толмачева Елена Вячеславна

Сенсорное воспитание  – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно  этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskie_chteniya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

      Сенсорное воспитание  – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно  этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики,

(Ф. Фребель, М. .Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

     Дидактическая игра позволяет решать задачи умственного, физического и эстетического развития ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно.

     Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), подбирать и группировать предметы по общим признакам, различать и воспроизводить музыкальные звуки по высоте, тембру, динамике. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

       Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования развития ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

       Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Для этого необходимо развивающую среду наполнить пособиями, игрушками, отличающимися ярко выраженными свойствами: величиной, формой, цветом, тяжестью, фактурой, возможностью издавать разные звуки.

Многие родители и педагоги знают о том,  как важно развивать у ребенка мелкую моторику рук, ведь мелкая моторика непосредственным образом связана с развитием речи.

 Для развития мелкой моторики рук и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы», «Подарки из прищепок», «Сложи листик», «Волшебные палочки», «Пуговичная поляна», «Шнуровки», «Ёжики».

Игры с разноцветными крышечками позволяют детям развивать руки, нанизывая их как бусы, приставляя к образцу, узнавать цвета, помогают малышам развивать фантазию, конструируя из крышечек, логическое мышление.

С такими  явлениями,  как свет и темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Обращая внимание детей на эти явления, даю новые впечатления, расширяю представления об окружающем  мире. Кроме того, веселые игры, такие как «Гуляем в темноте», «День и ночь», помогают детям преодолевать страх перед темнотой. В солнечную погоду играем в игры «Солнечный зайчик», «Тени на стене», «Пляшущие тени».

Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это то свойство, которое первым  обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

- Различение цветов по принципу « такой – не такой». Для этого использую такие игры как:  «Цветные кубики», «Цветные парочки», «Ниточки для шариков», «Расставь цветы в вазы».

- Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. В этом помогают такие игры как: «Наряжаем кукол», «Разложи по коробочкам».

- Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая,  предметы друг к другу. Игра «Четвертый лишний», «Веселые карандаши».

Используя игру «Веселый паровозик»  ребята знакомятся с цветами спектра.

В таких играх как: «Разложи предметы по местам», «Катится – не катится», «Найди такую же фигуру», «Разложи фигуры по домикам», «Собери фигуру» дети знакомятся с формой предметов.

С величиной дети знакомятся в ходе игр направленных на сравнение предметов. Такие игры как: «Спрячь в ладошке», «Накрой платком», «Большие и маленькие кубики» знакомят детей с понятием «большой -  маленький».

Действуя с матрешкой, строя из кубиков башни – дети знакомятся с понятиями  «высокий – низкий». Подбирая куклам бантики, играя в игру «Два поезда» - усваивают понятие «длинный – короткий». Выстраивая ворота для разных машин, усваивают понятие « широкий – узкий».

       В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Пери...

Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей  дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)  2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разно...

"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» опыт работы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и во...