Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр
материал (младшая группа)

Плеханова Ирина Александровна

Родительское собрание в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_-_sobraniyu.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Проводим опрос с целью помочь Вам в воспитании и развитии ваших детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорная культура ребенка?

Да

Нет

Частичное представление

2. Отметьте на шкале от 1 до 10 степень значимости обретения ребенком сенсорной культуры 1___10

3. Как вы оцениваете необходимость формирования у детей представлений о цветах и их оттенках, о разновидностях геометрических фигур, отношении предметов по величине?

Считаю необходимым

Считаю второстепенным

4. Замечали ли Вы неточности в определении цветов, формы у своего ребенка?

Да

Нет

5. Во время игр, занятий с ребенком или прогулки обращаете ли вы внимание на свойства окружающих предметов и явлений (на цвет, форму, величину?

Да

Нет

Иногда

6. Занимаетесь ли вы с ребенком рисованием, лепкой, аппликацией дома?

Да

Нет

Иногда

Ребенок занимается этими видами деятельности самостоятельно

7. Нужно ли давать детям краски, фломастеры, карандаши и пластилин дома?

Да

Нет

8. Созданы ли у вас дома условия для сенсорного развития ребенка (имеется ли у ребенка место, где он может самостоятельно заниматься рисованием, конструированием, экспериментированием?

Да

Нет

9. Есть ли у ребенка дома игры по сенсорному развитию?

Да

Нет

Не знаю

10. Читаете ли вы информацию в «Родительском уголке»?

Да

Нет

Иногда

11. Читаете ли вы педагогическую литературу по сенсорному развитию детей?

Да

Нет

12. Как вы считаете, кто должен заниматься сенсорным развитием ребенка?

Родители

Детский сад

13. Хотели бы вы освоить приемы работы по сенсорному развитию детей?

Да

Нет

14. Желаете ли вы участвовать в совместной с детским садом работе по сенсорному развитию ваших детей?

Да

Нет

Спасибо! Успехов Вам в воспитании вашего малыша!

Собрание во 2 младшей группе

 «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Проблема сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 Правовые основы организации родительского собрания: разработано в соответствии с ФГОС ДО, «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (Допущено Министерством образования РФ, 2005г); «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН 2.4.1.2660-10, СанПиН 2.4.1. 2791-10 (Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 – 10), Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ , 2010 г.).

Форма проведения: собрание-практикум.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
— познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
— познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;
— создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.
Участники: Родители воспитанников, воспитатели.
Материал и пособия: 1стол – подносы с крупами (манная, гречневая), 2 стол – пуговицы разных размеров и цветов, крышки от пластиковых бутылок, 3 стол – контейнеры с крупами. Бумажные лепестки и сердцевины цветов, окрашенные в различные цвета (игра «Собери цветок»). Рамки и вкладыши плоскостных геометрических фигур (игра «Рамки и вкладыши»). Дорожки, наполненные различным природным материалом (камешки, песок, шишки и т.д.), с пришитыми пуговицами и т.д. (дидактическая игра «Тактильные дорожки»). Куб «Логика». Мешочек, геометрические фигуры, овощи, фрукты и т.д. (дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
Аппаратное обеспечение:
Мультимедийное оборудование, магнитофон.
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2007
Использование технологий:
Использование презентации (Microsoft Office PowerPoint 2007) для повышения уровня восприятия информации.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Разработка сценария.
3.Подготовка необходимого оборудования и материала для оформления групповой комнаты.
4. Подготовка презентации «Виды сенсорного оборудования».
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
Презентация «Виды сенсорного оборудования».
2. Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста (практикум для родителей).
3. Мастер-класс «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
4. Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть
Ход собрания:

Вступительное слово воспитателя. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Предварительно мы с вами провели анкетирование, чтобы выяснить имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие, считаете ли вы необходимым сенсорное развитие и воспитание наших детей. Исходя из итогов анкетирования, решили поговорить сегодня об этом.

  1. слайд. Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сенсомоторного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
    Задачи:
    — познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»;
    — познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях;
    — создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов.

3. слайд. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения», формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

4 слайд. Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).Эталон времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето). Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.). Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребенка. Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребенка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

5 – 8 слайд. В семье необходимо создать предметно-развивающее пространство. Игрушки ребенка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д. Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука. Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка.

Уважаемые родители! Перед нами стоит серьезная задача развития детей дошкольного возраста, в частности сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами.

Как вы думаете, уважаемые родители? Какие материалы являются самыми доступными в решении данного вопроса? (Ответы родителей). Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей являются песок, вода и строительный материал.

Игры с песком и водой – это не только развлечение, но и естественный способ укрепления здоровья. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.

Играя с природным материалом, с кубиками, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению, они развивают мелкую моторику, координацию движений, получают представления о понятиях «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий», начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги.

Развитие игр с природным и строительным материалами не может быть осуществлено одинаковыми, раз и навсегда установленными приемами и способами, однообразными дидактическими играми, не продуманной развивающей средой, без учета индивидуального развития каждого ребенка. Развивающие занятия также не могут проводиться без игровой мотивации, без обновления игрового материала, без новизны и неожиданности.

9 слайд. У нас в группе создана предметно-развивающая среда по сенсорному развитию, игры с нанизывающимися на стержень кольцами, кубики, различные пирамидки, с разной высотой на подставках, разнообразный строительный материал, сенсорные модули.
Дети с удовольствием играют с водой (рыбалка).

 

(практикум для родителей). Игра – как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
Воспитатель. Уважаемые родители! Сейчас мы предлагаем вам поиграть с нами так, как мы играем с детьми на занятиях.
Игра «Рамки и вкладыши».
Цели:
1. Формирование и развитие восприятия сенсорных эталонов.
2. Развитие тактильных ощущений.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие произвольного внимания.
5. Развитие
 зрительного внимания.
6. Развитие прослеживающей, глазодвигательной функции глаза.
 Дидактическая игра «Тактильные дорожки».
Цели: активизация психических процессов (мышление, внимание, воображение, восприятие) путем ощупывания, хождения по дорожкам. Развитие речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развитие мелкой и общей моторики.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цели: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка. Учить определять и называть их форму, цвет, материал, размер, подбирать по тождественным признакам.
 

 Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Игра «Песочница» на кухне.
Педагог подводит родителей к столу с подносами с крупой.
Воспитатель: Возьмите дома плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу (манную, гречневую). Предложите ребенку порисовать пальчиком по крупе. Попробуйте вместе нарисовать какой-нибудь сюжет. Или ребенок рисует, а вы отгадываете, что он нарисовал. Затем меняетесь ролями. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему способствует развитию фантазии и воображения.  

Игра «Мозаика из пробок».
Педагог подводит родителей к следующему столу, где разложены пуговицы и пробки.
Воспитатель: Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Попробуйте вместе с ребенком выложить какой-нибудь узор. Предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игры с крупами.
Родители подходят к столу с крупами в контейнерах.
Воспитатель: Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. В глубокую емкость насыпаем любую крупу и запускаем в нее руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребенку можно предложить отделить фасоль от гороха – опять-таки ее Величество Сенсорика!

 Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребенку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, большим и безымянным…получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну, а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребенка будет развиваться гораздо быстрее.

 Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия
Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Что интересного вы узнали? (Высказывания родителей).
А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи. На мольберте прикреплен контур домика без окошек, у каждого из вас есть цветные квадратики – окошки. Если вы полностью удовлетворены содержанием собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите желтый квадратик, если частично – синий, а если не удовлетворены – черный.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу!
Решение родительского собрания:
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании, в рамках сенсомоторного развития детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм и материалу по сенсорному развитию в детском саду и дома.
3. Домашнее задание для родителей: пополнить домашние игры атрибутами, сделанными в семейном кругу и предоставить фотоотчет в группу для оформления группового альбома «Очень умелые ручки».

Воспитатель: Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры». Описание методической системы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и восприят...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Пери...

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр

Сенсорное воспитание  – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Значение сенсорного раз...

Статья «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Идея заключается в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей  дошкольников.Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю и...

Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

1 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)  2 ЦЕЛЬ: осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разно...

"Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для...

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» опыт работы

Актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия.  Известно, что развитие ощущений и во...