Организованная образовательная деятельность по ФЭМП ( с применением игровых технологий) в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Применение  игровых технологий позволяет повысить у детей познавательный интерес  к  ООД и снять психофизическое напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_na_osnove_did_igr.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Гуркова Людмила Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №22 города  Ейска муниципального образования

Ейский район

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

 ( на основе дидактических игр)

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»

                                                                                                           

                                                                                                   

Автор:                        воспитатель             Гуркова Л.Ю.

                                                                       .

                                                         2016 г.

Тема: « Путешествие в страну знаний»

Продолжительность образовательной деятельности: 25 минут

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная. познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, художественно-эстетическая.

Место проведения: групповое помещение.

Возраст детей: 5 лет (старшая группа компенсирующей направленности)

Цели и задачи организованной образовательной деятельности:

Обучающая:

  • Закрепить знания детей о составе числа 10;
  • закрепить умение составлять и решать простейшие арифметические задачи;
  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • учить воспринимать задание на слух;
  • закрепить знание правил дорожного движения;
  •  закрепить умение изготавливать макет из геометрических фигур.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  •  умение ориентироваться на плоскости;
  • закреплять умение выкладывать числовые карточки в порядковом счете;
  • развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания;
  • развивать  умение ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
  • любовь к математике;
  • чувство товарищества.

Интеграция образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Методы и приемы:

Успокаивающие упражнения перед ООД; игровой; наглядный; словесный; дидактические игры.

Здоровьесберегающий компонент:

Физкультурная минутка «Раз, два, три…», пальчиковая игра «На базаре…»,

релаксация, разминка для глаз.

Оборудование: 

2 письма и посылка Царицы Знаний; геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана, клеящие карандаши; числовые карточки от 1 до 10; мяч; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач, буквенные карточки.

Предварительная работа:

Беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, игровые ситуации

Словарная работа:

Путешествие, царица, пароль, абсолютная точность

 Ход организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

-Ребята, сегодня у нас много гостей…

 В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо»

- Большое спасибо. Сейчас посмотрим…

 Рассматривает конверт и удивленно говорит:

 -Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Знаний. Вот послушайте, что она пишет.

 Читает письмо:

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Знаний. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр, не знает, как образуется число 10. Он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

 Все нарушилось в моем царстве – государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

 Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь!

 Ваш друг Царица Знаний».

 -Ну, что, ребята, поможем Царице Знаний навести порядок в ее царстве – государстве?

 Да!

 -Но попасть в это царство совсем не просто. Для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!

 

 2.Прохождение пароля.

 Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

 1. Сколько ушей у двух кошек(4)

 2. Сколько дней в неделе? (7)

 3. Сколько глаз у светофора? (3)

 4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

 5. Сколько солнышек на небе? (1)

 6. Сколько лап у двух собак? (8)

 7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

 8. Сколько в недели выходных дней? (2)

 9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

 10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)

-Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в Стране знаний. И нам нужно сделать разминку, чтобы стать сильнее и внимательнее.

3.Физкультминутка: «Раз, два, три…»

Раз -  подняться, потянуться,             (движения в соответствии с текстом)

Два -  согнуться, разогнуться,

Три -  в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки – шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол снова сесть.

 -А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

 Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений

4. Игровое упражнение: «Построй город из геометрических фигур»

 Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, жителей, транспорт, деревья, животных, птиц, растения. Работа проходит в быстром темпе.

5.Релаксация

Любопытная Варвара 
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
Возвращается обратно – расслабление приятно!
 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

 -Молодцы ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила страна знаний, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».

6. Дидактические игры:

 «Ручеек»

 Двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например : 5и5, 3и7, 4и6, 8 и 2, 1 и 9.

 «Покажи соседей»

 Воспитатель говорит: «Цифра «5», покажи своих «соседей». Ребенок с цифрой 5 находит «соседей» и они встают по порядку.

-Молодцы ребята! Вспомнили, из каких чисел состоит число 10, немного поиграли, а теперь пора за дело приниматься. На этот раз нам надо привести в порядок счетные палочки, но перед этим нам обязательно нужно размять наши пальчики.

7.Пальчиковая игра

На базаре (выставляют кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (показывают ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашков                     (пальцы левой руки «играют»)

Для овечек                           (пальцы правой руки «играют»)

Десять маковых колечек     (показывают 10 пальцев)

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,       (показывают соответствующее количество пальцев).

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

Про себя не позабыл                    (отрицательное движение головой),

А для женушки - подсолнушки     (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

-Молодцы! Я уверена, что теперь вы отлично справитесь со следующим заданием.

 8.Игровое задание со счетными палочками.

 Воспитатель дает детям задание:

 1. Постройте фигуры, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник) .

 2. Постройте фигуры, у которой все стороны равны (квадрат) .

 3. Постройте фигуры, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник) .

 4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник)

-Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный».

 9.Игра «Что, где? »

 Игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя? » Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

 Вопрос детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя? И т. д. Игра проходит в быстром темпе.

 -Молодцы, ребята, вы все ловкие и внимательны! А теперь снова в путь. Нам предстоит решить арифметические задачи». Но сначала сделаем разминку для глаз.

10.Разминка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

11. Составление арифметических задач.

 Воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про (рыбок, яблоки… .)

 6=3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

 4=5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?

 Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «»плюс» или «минус».

-Следующее задание: Семеро ребят играли в мяч на проезжей части. Двое ушли домой, остальные остались играть на дороге. Сколько всего ребят играло? Сколько домой ушли? Сколько осталось? Сколько ребят поступило правильно?

 Ответы детей.

 -Ребята, запомните правило безопасного поведения на дороге. Никогда нельзя играть на проезжей части, потому что может случиться беда.

 -Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

12. Игра «Кто самый внимательный»

 Воспитатель объясняет детям правила игры : на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает, тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.

-Ребята посмотрите, хулиган написал буквы. Все ли буквы написаны правильно? Давайте зачеркнем неправильно написанные буквы.

-Молодцы, ребята, вы очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из страны знаний. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочитать.

13. Прохождение пароля на выход из волшебной страны

 Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди проходят и берут по одной карточке, выкладывают числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика») .

 По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» в детский сад.

14.Итог ООД

 -Ну, вот мы и снова в детском саду. Все наши приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было трудно?

Ответы детей.

 

  Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

 -Большое спасибо. Кто бы это мог быть?

 Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает им конфеты.

  «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем царстве царит абсолютная точность и порядок. Вам, мои юные друзья в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, раскраски! Надеюсь, они вам понравятся.

 -Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь Стране Знаний и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового и интересного.

 Воспитатель вручает детям раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну <Математики>»

Цели:Совершенствование у детей умение выполнять арифметические действия в пределах 10;Формирование умений и навыков количественном отношении между числами и записывать при помощи арифметических знаков...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игрового моделирования в старшей группе "Путешествие в королевство математики"

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП с использованием игрового моделирования в старшей группе "Путешествие в королевство математики" I. Программное содержание:Обучающие задачи:Формироват...

Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...