Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Знайка».
рабочая программа по математике (средняя группа) на тему

Борисюк Виктория Вячеславовна

 

Пояснительная записка.

В современных обучающих программах начальной школы большое значение придаётся логической составляющей. Развитие логического мышления ребёнка подразумевает формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умений выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению. В средней группе активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.

Актуальность работы кружка:

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.

Основная цель программы:

Создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи программы:

способствовать расширению кругозора.

развитие математических способностей и склонностей.

развивать мотивацию к познанию и творчеству.

формировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников.

обучать младших школьников работе с различными источниками информации.

развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Разделы программы:

Количество и счет.

Ознакомление с геометрическими фигурами.

Определение величины.

Ориентировка во времени и в пространстве.

Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.

Прямой и переносный смысл речевых оборотов.

Математические логические задачи загадки.

Геометрические задачи и головоломки.

Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.

Логические задачи на применение общих знаний.

Отличительные особенности программы:

В содержании курса программы интегрированы задания из различных областей знаний. Особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения считать, обобщать, конкретизировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Участники образовательной программы: 4-5 лет средней группы детского сада.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 20 минут каждое.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Этапы программы: ознакомительный – 1 год обучения для дошкольников (4-5лет)

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных логических представлений и понятий.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.

В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игры, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для них самих и для общества.

Формы реализации программы:

Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы и приёмы реализации программы:

Для качественного развития логического мышления предусмотрено:

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов такие, как беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого занятия в кружке несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании в формировании наглядно – образного логического мышления.

Применяются такие методы:

Фонетическая зарядка

Настольно – печатные игры

Словестные игры

Анализ и синтез предметов.

Чтение микрорассказов.

Психогимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Загадки – складки.

Словарные упражнения.

Работа с раздаточным материалом.

Вопросы.

Работа с рабочими тетрадями.

В работе использовались следующие приемы:

В качестве исходных детям предлагались слова: хороший, плохой; приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т. п. (частнооценочная лексика, с которой они должны были составить словосочетания: хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. п.

Составление словосочетаний.

а) составление словосочетаний со словами противоположного значения игра “Скажи наоборот”.

б) составление словосочетаний (образование от имен прилагательных сравнительной и превосходной степени): суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.

3. Составление предложений:

а) Составить предложение с заданным словом: (хороший) – За окном хороший денек.

б) распространить предложение с помощью синонимов.

Вчера по телевизору смотрели интересную (увлекательную, занимательную) передачу.

г) дополнить предложение словом с противоположным значением: Буратино веселый, а Пьеро…

Использование этих заданий обеспечивало детям максимальное поле доступной языковой деятельности.

Составление рассказов:

а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы;

б) составление рассказов по серии сюжетных картин, предложенных из детских журналов периодической печати.

в) составление рассказов по картине и иллюстрации из журналов.

Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме. Значительное место уделяется использованию внешних опор и наглядно-иллюстрированному материалу.

Выполнение описанных выше упражнений способствует:

уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок;

правильному и точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях;

использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях детей.

Игра и игровое общение в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.

Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,

игры-путешествия,

игры- читателей,

игры- «почемучка»

Выигрыш или проигрыш в игре - состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание к рассматриванию предлагаемой литературы и материала, узнавать новое, расширять свой кругозор.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.

Организация деятельности.

Кружок первого года обучения формируется из учащихся 4-5 лет.

Это дети дошкольного возраста средней группе детского сада. Форма работы – групповая. Можно использовать групповые и звеньевые занятия, работа в парах, исходя из количества учащихся, поставленных задач, места проведения занятий и их продолжительности логического задания.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся кружка. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения. В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математически – логическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

 

К концу года дети должны знать и уметь:

Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.

Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.

Считать до 10 и дальше.

Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

Знать особенности логических и математических задач, решать их.

Уметь решать и составлять рисуночные ребусы;

Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

Уметь решать и составлять кроссворды.

Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления. (Словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные).

Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.

Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.

Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.

Учебно-тематический план первого года обучения.

№ п\п Тема, количество часов: теоретические, практические,

всего.

1. Вводное занятие 1 - 1

2. Обобщение. 1 - 1

3. Обобщение предметов по признаку формы. 1-1-2

4. Обобщение предметов по признаку назначения. 1-1-2

5. Обобщение предметов по признаку цвета. - 1-1

6. Сравнение (вводное). 1 - 1

7. Сравнение предметов по форме и цвету– 1-1

8. Сравнение предметов по размеру и массе. – 1-1

9. Сравнение предметов по скорости движения. – 1-1

10. Сравнение предметов по расположению. Ориентировка в пространстве – 1-1

11. Сравнение предметов по назначению. – 1-1

12 Количественные представления. 1-1

13. Числа в пределах 5. 1-1-2

14. Число и цифра 3. Логические упражнения. 1-1

15. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». 1-1 Число и цифра 4.

16. Число и цифра 5.  1-1

17. Число и цифра 6. Решение логических задач. 1-1-2

18. Ориентировка во времени. Число и цифра 7.1-1-2

19. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением. 1 -1- 2

20. Конструирование из геометрических форм. 1-1-2

21. Число и цифра 8 – 1- 1

22. Решение и обучение разгадыванию и составлению загадок. – 1- 1

23. Решение конструктивных задач 1-1-2

24. Число и цифра 9. 1-1-2

25. Прямой и Обратный счет 1-1-2

26. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.1-1

Всего: 13- 23- 36

 

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Цели и задачи работы кружка. Рассказ о том, чем дети будут заниматься на занятиях в кружке, правилами поведения. Выставка детских книг по логике, рабочих тетрадей.

1. Обобщение.

1.1. Обобщение.

Логические упражнения «Назови одним словом», «Что мы имеем только по два», «У кого две ноги», «Что бывает только одно? ».

Материал: картинки с изображением (глаз, зуб, рука, нога, ухо, нос, язык, с изображением животных, насекомых, человека.

1.2. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Какие из этих предметов имеют треугольную (круглую, прямоугольную, квадратную) форму?», И/у «Дорисуй круг», И/у «Дорисуй овал», И/у «Дорисуй прямоугольник…», И/у «Дорисуй квадрат…».

Материал: картинки с изображением геометрических форм, изображением животных, насекомых, человека.

1.3. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Чем похожи, чем отличаются предметы?». И/у «Что похоже на данную фигуру? »

Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки.

1.4. Обобщение предметов по признаку формы.

Логические упражнения «Какие геометрические фигуры использовал художник в этих рисунках?». Моделирование предметов из геометрических фигур по замыслу детей.

Материал: картинки с изображением геометрических форм, предметные карточки, набор геометрических фигур.

1.5. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Чем отличаются предметы друг от друга? Для чего они предназначены?». И/у «Что лишнее? ».

Материал: картинки с изображением щёток, предметные карточки.

1.6. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Что общего между этими предметами?». И/у «Что лишнее? ».

Материал: предметные картинки: лошадь, морской конь, детская лошадка - качалка, спортивный снаряд, предметные карточки.

1.7. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Чем похожи и чем отличаются предметы?». И/у «Что лишнее? ».

Материал: картинки: часы и весы, свеча и лампочка, гитара и пианино; предметные карточки.

1.8. Обобщение предметов по признаку назначения.

Логические упражнения «Какая это посуда: чайная, кухонная или столовая? Почему?». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Собери разбившийся чайник».

Материал: картинки с изображением различной посуды.

1.9. Обобщение предметов по признаку цвета.

Логические упражнения «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?», «Назови предметы зелёного цвета, изображённые на картинке». И/у «Что лишнее?», «Найди пару».

Материал: Предметные картинки

1.10. Обобщение предметов по признаку цвета.

Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету», «Что бывает зелёного цвета (красного, жёлтого, голубого?». Логические упражнения «Подбери предметы схожие по цвету». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Соедини в комплекты». И/у «Что лишнее?». Дидактическая игра «Цветное лото».

Материал: Предметные картинки, лото.

2. Сравнение

2 .1. Сравнение (вводное).

Логические упражнения «Сравни предметы. Что в них общего?» - (Все предметы круглой формы, (Все предметы красного цвета); «Назови самый большой (маленький) предмет, самый солёный предмет, самый лёгкий предмет, самое медленное животное, самый быстрый транспорт, в какой книге больше всего страниц?»

Материал: предметные картинки из игры «Три предмета».

2.2. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Чья тень?», «Соедини каждый предмет с его тенью», «На кого составлен фоторобат», «Соедини каждого ребёнка с его отражением в кривом зеркале», «Найди двух близнецов». «Найди пять отличий».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.3. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Найди похожую вазу», «Подбери нужное окошко», «Соедини одинаковые фигуры», «Найди одинаковые предметы», «Найди одинаковые по форме флажки».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.4. Сравнение предметов по форме и цвету.

Логические упражнения «Подбери к варежкам их половинки», «Какая ленточка не похожа на остальные», «Помоги юному детективу определить кто оставил след», «Какой оттиск оставит эта печать», «Подбери правильный осколок к вазе», «Помоги шофёру подобрать недостающее колесо к машине».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.5. Сравнение предметов по размеру и массе.

Логические упражнения «В каком аквариуме рыбке просторнее плавать?», «Что тяжелее, что легче?», «Какие из этих предметов мягкие (металлические, деревянные)», «Расставь полоски в убывающем порядке по длине». Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.6. Сравнение предметов по размеру и массе.

Логические упражнения «Расставь полоски в возрастающем порядке по ширине», «Кто толще: большая ветка или тонкое бревно?», «Кто длиннее: короткая змея или длинный червяк?», «Кто больше: маленький медведь или большой жук?».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.7. Сравнение предметов по скорости движения.

Логические упражнения «Кто быстрее движется?», «Расставь картинки в порядке ускорения движения», «Кто быстрее доберётся до лепестков цветка: бабочка или червяк?», «Кто больше соберёт мёда: пчела или жук?», «Кто лучше летает: курица или лебедь?», «Кто быстрее двигается: ёжик или гусеница?».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.8. Сравнение предметов по расположению.

Логические упражнения «Подбери парные картинки», «Подбери парные карточки».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

2.9. Сравнение предметов по назначению.

Логические упражнения «Найди предметы, образующие пару», «Подбери товарищей», «Соедини головы зверей с их туловищами».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3. Количественные представления .

Учить выделять признаки предметов, познакомить с понятием «пара», формировать внимание, умение работать по образцу, формировать приемы анализа и синтеза. «Что в мешочке?», «Какая цифра убежала?», Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев», «Разрезные картинки»

3.1. Числа в пределах 5.

Учить считать в пределах 5, соотносить с их количественной моделью, сравнивать две группы предметов, учить порядковой нумерации предметов. «Найди пару», «Работа с палочками», «Постройся по порядку», «Работа с палочками» .

3.2. Число и цифра 3.

Продолжать знакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; уточнить представление о треугольнике.

 «Работа с палочками», «Найди столько же», «Назови число»

3.3 Логические упражнения «Какой предмет на рисунке встречается три раза?», «Сколько геометрических фигур ты видишь на каждом рисунке? ».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме.

3.4. Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего». Логические упражнения «Перебежки», «Разложи вещи по местам», «Что сначала, что потом?», «Превращение», «Что кому подойдёт?», «Кто спрятался?», «Найди где спрятано».

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

3.5. Число и цифра 4

Продолжать знакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); раскладывать предметы правой рукой слева направо. «Назови цифру», «Назови соседей», «Игра с яблоками», «Дорожки».

3.6. Число и цифра 5. 

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5; развивать внимание, творческое воображение, моторику рук. «Отгадай число», «Назови соседей», «Постройся по порядку», «Сделай лесенку»

3.7. Число и цифра 6. Решение логических задач.

Познакомить с числом и цифрой 6, учить решать конструктивные задачи.

«Потерянные цифры», «Веселые картинки», «Игра с яблоками», «По бревнышку»

3.8. Ориентировка во времени. Число и цифра 7

Закрепить представление о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «вчера», «завтра»; упражнять в счете в пределах 7. «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово», «Вчера, сегодня, завтра», «Живая неделя»

 3.9. Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

Логические упражнения «Найди дорогу». Показать различные лабиринты.

Материал: Иллюстрации по теме, лабиринты.

3.10. Конструирование из геометрических форм.

Учить находить недостающую часть фигуры, конструировать сюжет из геометрических фигур, изменять конструкцию по заданию. «Найди подходящую часть». «Картинки». «Найди фигуру», «Измени рисунок».

3.11. Число и цифра 8.

Познакомить с числом и цифрой 8. Учить строить количественную модель числа. Уточнить представление о геометрических формах. «Хитрые флажки», «Найди фигуру», «Бегите ко мне»

3.12. Обучение разгадыванию и составлению загадок.

Логические упражнения «Разгадывание загадок», «Составление загадок» - работа в парах.

Материал: Предметные картинки, иллюстрации по теме.

3.13. Решение конструктивных задач.

Учить решать конструктивные задачи, развивать воображение и пространственное мышление. «Внимание», «Нарисуй, как запомнил», «Путешествие Незнайки»

3.14 Число и цифра 9.

Познакомить с числом и цифрой 9. Развивать внимание, образную память, наблюдательность и речь. «Внимание», «Добавить еще одну», «Лови, бросай, дни недели называй», «Когда это бывает»

3.15. Прямой и Обратный счет.

Упражнять в порядковом и обратном счете. «Какая цифра убежала?», «Постройся в обратном порядке», «Считай в обратном порядке», «Соседи»

3.16. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон с родителями.

Логические упражнения

Материал: Предметные картинки, лото, иллюстрации по теме, ребусы.

Материальное обеспечение программы.

1. Дидактические игры: «Неразлучные друзья», «Что сначала, что потом?», «Шиворот – навыворот», «Логическое лото», «Лото», «Вспомним сказку», «Логические игры дошкольникам».

2. Дидактические игры, изготовленные своими руками: «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Определение совокупности предметов по заданному числу», «Магический квадрат», «Логические игры и упражнения», «Лабиринты по различным темам», «Головоломки», «Найди пару (с цифрами)», «Ребусы», «Кроссворды», «Тренинги».

3. Демонстрационный материал: иллюстрации из книг Г. П. Шалаевой «Большая книга логических игр», «Увлекательные картинки – загадки»; «Учимся математике, играя», «Занимательная логика» Е. И. Соколовой.

4. Цветные карандаши, фломастеры, простые графические карандаши, ножницы.

 

Календарно – тематическое планирование кружка «Знайка».

№ Месяц Неделя Тема Содержание

                                                                                 I.            СЕНТЯБРЬ

 

1.     Книги – загадки. Вводное занятие

2.     Мир вокруг нас. Обобщение.

3.     На что похоже? Обобщение предметов по признаку формы.

4.     4 Какой формы? Обобщение предметов по признаку формы.

 

                                                                             II.            ОКТЯБРЬ

 

1.     Неразлучные друзья. Обобщение предметов по признаку назначения.

2.      Кому что нужно? Обобщение предметов по признаку назначения.

3.      Какого цвета лето? Обобщение предметов по признаку цвета.

4.     Будь внимательным. Сравнение (вводное).

 

                                                                          III.            НОЯБРЬ

1.     Что общего? Сравнение предметов по форме и цвету.

2.      Самый лёгкий. Сравнение предметов по размеру и массе.

3.      Кто быстрее? Сравнение предметов по скорости движения.

4.      Найди пару. Сравнение предметов по расположению.

 

                                                                          IV.            ДЕКАБРЬ

 

1.     Неразлучные друзья. Сравнение предметов по назначению.

2.     Путешествие в Цифроград. Количественные представления.

3.     Кто умеет считать. Числа в пределах 5.

4.     Самый умный. Число и цифра 3.

 

                                                                             V.            ЯНВАРЬ

 

1.     Подумай и скажи. Логические упражнения.

2.     Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего».

3.     Путешествие в Цифроград. Число и цифра 4.

4.     Продолжение путешествия. Число и цифра 5.

 

                                                                          VI.            ФЕВРАЛЬ

 

1.     Число и цифра 6.

2.     Решение логических задач.

3.     Ориентировка во времени.

4.     Число и цифра 7

 

                                                                      VII.            МАРТ

 

1.     Путешествие на луну.

2.     Знакомство с лабиринтами, их значением и происхождением.

3.     Конструирование из геометрических форм.

4.     Число и цифра 8

 

                                                                   VIII.            АПРЕЛЬ

 

1.     Решение и обучение разгадыванию и составлению загадок.

2.     Решение конструктивных задач.

3.     Число и цифра 9.

4.     Путешествие в сказку. Решение загадок и логических задач о сказочных героях.

 

 

                                                                          IX.            МАЙ

 

1.     Прямой и Обратный счет.

2.     Умники и умницы. Закрепление.

3.     Повторение.

4.     Турнир головоломок. Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон.

 

Список литературы.

1.     Г. П. Шалаева «Больщая книга логических игр». Москва АСТ. 2011г.

2.     Соколова Е. И. «Занимательная логика». Москва. ОАО «Молодая гвардия».2005г.

3.     Виноградова Н. Ф. «Увлекательные картинки – загадки». Москва «Вентана – Граф». 2009г.

4.     Периодические издания «Роспечать» за 2011-2012годы «Смешарики», «Учимся, играя», «Смекалочка», «Непоседа».

5.     А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет.

6.     В.П.Новикова. Математика в детском саду (средний дошкольный возраст).

7.     В.П.Новикова. Математические игры в детском саду и начальной школе.

8.     Т.М.Бондаренко. Комплексные занятия в средней группе детского сада.

9.     Е.С.Анищенко. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

10.                       С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_znayka.pptx566.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружок « Знайка » Развитие математических представлений и логического мышления Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Подготовила: Борисюк Виктория Вячеславовна

Слайд 2

Актуальность : Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе.

Слайд 3

Цель: Ф ормирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи.

Слайд 4

Задачи: С пособствовать расширению кругозора . Ф ормировать логическое и творческое мышление, речь дошкольников. Развитие математических способностей и склонностей. Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки . Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость и внимание. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Слайд 5

Разделы программы: Количество и счет. Ознакомление с геометрическими фигурами. Определение величины. Ориентировка во времени и в пространстве. Решение логических задач. Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги. Развитие речи, языковые логические задачи

Слайд 6

Формы работы: Настольно – печатные игры и материалы Беседы Словесные игры Анализ и синтез предметов. Чтение микрорассказов . Психогимнастика . Пальчиковая гимнастика. Загадки – складки . Работа с раздаточным материалом. Вопросы. Работа с рабочими тетрадями.

Слайд 7

Методы: наглядный; исследовательский; проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный; практический.

Слайд 12

Дорисуй фигуру

Слайд 13

Лабиринты!

Слайд 14

Ожидаемые результаты освоения программы : Считать до 10 и дальше . Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10. Соотносить цифру (0-9) и количество предметов Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию. Знать особенности логических и математических задач, решать их. Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи. Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению. Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Бабушкин сундучок»

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Бабушкин сундучок»...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».

          На сегодняшний день тревога о самочувствии, эмоциональной обеспеченности и всестороннем развитии дошкольников занимают наиважнейшие позиции. И это очевидно: ж...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Весёлые колобки».

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного ...

Дополнительная образовательная программа «Творческая мастерская» для детей дошкольного возраста ( 4-7 лет )

Курс предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — ...

Дополнительная образовательная программа творческой направленности "Занимательные узелки"

Макраме - узелковое плетение нитями, является старинным видом рукоделия.В последнее время, макраме становится очень популярным. Изделия, выполненные в данной технике, могут украсить интерьер, дополнит...

Дополнительная образовательная программа вокального объединения "До-ми-солька"

Программа рассчитана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 1 год....

Дополнительная образовательная программа театрального объединения "Чудики"

Дополнительная образовательная программа театрального объединения «Чудики» имеет художественно-эстетическую направленность. Она дает общие представления о таком виде искусства как театр че...