Познавательно-творческий проект " Волшебство времени"
методическая разработка по математике (средняя группа) на тему

Ильченко Ольга Сергеевна

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект « Волшебство времени»

Подготовила: воспитатель Ильченко Ольга Сергеевна

Цель проекта: развитие интереса к математике, на основе познавательной  активности и любознательности.

Задачи проекта:

 обучающие:

1. систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести,

периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев,

времен года;

2. научить определять время по часам с точностью до 1 часа;

 развивающие:

1. развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою

деятельность в соответствии со временем;

2. развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные

категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;

3. развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение;

 воспитывающие:

1. расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов;

2. содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе;

3. создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

Ожидаемые результаты.

Дети:

1. умеют определять временные отношения (день – неделя – месяц, сутки- утро, день, вечер,ночь)

2. регулируют свою деятельность в соответствии со временем;

3. формулируют и представляют собственную точку зрения.

Актуальность:

В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Период реализации: 1 неделя (краткосрочный проект).

Этапы реализации:

I Подготовительный этап

1. Определение темы, цели, задачи проекта.

2. Изучение литературы по теме, подбор материалов для реализации проекта

3. Составление плана работы  с детьми и родителями.

II Основной этап

1. Беседы «Часы-цветы» с показом презентации, «Кремлевские куранты»,

«Измерение времени».

2. Тематические занятия «В царстве часов», «Часы. Как узнать время»

 «Формирование представлений о частях и времени суток». «Путешествие в прошлое часов».

3. Чтение художественной литературы : И.И Коботина «Рассказы о часах», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Э. Котляр «Часы и часики», Григорий Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра»

4. Составление картотеки загадок о часах и времени

5. Просмотр мультфильмов «Фиксики. Часы», «Смешарики. Живые часы».

6. Сюжетно-ролевые игры «Часовая мастерская», «Магазин часов», «Зоопарк».

8. Дидактические игры «Где мое место?», «Что раньше, что потом?», «Для чего нужен предмет?»

III Заключительный этап

1. Создание мини-музея часов

2.Развлечение для детей

Дни недели

Цели и задачи

Формы реализации

Понедельник

                                                                                         

     Художественно-эстетическое развитие                                                                                    

(Лепка) Будильник из пластилина

Цель: тактильно закрепить знания о форме и особенностях будильника.

Задачи:

1) применить умения и навыки лепки из пластилина;

2) воспроизвести особенности будильника;

3) использование воображения.

Оборудование: различные виды часов (наручные, всевозможные будильники, карманные, изображение Спасской башни, цветочные часы, песочные и водные часы).

Раздаточный материал на каждого ребенка:

1) доска для работы с пластилином;

2) стека;

3) целый брусок синего пластилина, 1/3 часть бруска желтого пластилина и 1/3 часть бруска пластилина любого контрастного цвета.

Вторник

                                                                                          Интегрированное занятие

« В царстве часов»

                                                                                         

     

Среда

      Математическое и сенсорное развитие

«Формирование представлений о частях и времени суток».

                       

Четверг

     Художественно-эстетическое развитие " (рисование) на тему "Будильник"

     

Пятница

Развитие речи

   « Ориентирование во времени и пространстве.

Мини-музей

«Удивительный мир часов»

Цель:

1. расширить знания детей о многообразии часов, их строении;

2. уточнить представления детей о частях суток и временах года;

3. способствовать накоплению опыта при изучении времени;

4. вызвать интерес к изучению времени;

5. развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление

Цель:

1. развивать представления о времени;

2. закреплять знания о сутках, неделе, месяцах;

3. поощрять желание играть в математические игры;

4. развивать мелкую моторику рук;

5. формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».

Цель: развивать подвижность артикуляционной моторики у детей, развивать наблюдательность, мышление, интерес к исследовательской деятельности, познакомить с понятием времени и частей суток, упражнять в рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

Цели: Закреплять знания о частях суток и их последовательности,  умение ориентироваться в пространстве (лево, право, вверх, низ), закреплять умение  использовать в речи предлоги. Закреплять знание цвета и  плоскостных  геометрических фигур. Развивать пространственную ориентацию, логическое мышление,  внимание. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, культуру математической речи.

Закрепить знания детей о видах часов, их строении и значении в нашей жизни.

1. Беседы по серии картинок «Части суток», «Времена года»( + игры по временам года). Беседы «Кремлевские куранты», «Измерение времени».

2. Дидактические игры «Где мое место?»; «Что раньше, что потом?»

3. Обсуждение конструкции часов.

1. Сюжетно-ролевые игры «Часовая мастерская», «Магазин часов», «Зоопарк»; игры «Ориентировка во времени».

2. Презентация «Какие бывают часы».

3. Просмотр мультфильмов«Фиксики. Часы», «Смешарики. Живые часы».

Демонстрационный материал:

  • Песочные часы
  • 2 бумажные воронки
  • Миска с речным песком
  • Картонные часы со стрелками
  • Набор картинок с изображением распорядка дня

Раздаточный материал:

  • Акварельные краски
  • кисточки
  • листы бумаги с изображением будильника

Оборудование: карточки с изображением времен года,  индивидуальные наборы плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Путешествие в музей часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»

Формирование у детей понятия семья и семейные традиции,  повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....

Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"

Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...

Познавательно-творческий групповой проект "День Победы!"

Данный проект направлен на формирование у детей представленийй о Великой Отечественной войне, воспитание у дошкольников чувства гордости за свою Родину....