Главные вкладки

    Программно - методическое сопровождения образовательного процесса, разработана по ФГОС на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» "Игры, направленные на развитие умений ориентироваться на плоскости"
    методическая разработка по математике по теме

    Царева Раиса Алексеевна

    Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости

                                         (в пространстве и на листе бумаги)

            

             Важное значение имеет своевременное развитие у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении. В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

           Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей.

           Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от умения ориентироваться на листе бумаги. К пяти-шести годам большинство детей должны освоить понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо».

          Выделяют этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:

    I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

    II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека»

    III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

    IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

    V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

    1. Упражнение: «Кто куда плывет?

    Задание: Назвать, в какую сторону плывет рыбка.

    Задание: Показать, какая рыбка плывет направо?

    1. Игра «Составь картинку» Сложить разрезную картинку.

    2. Игра «Волшебный коврик»

    Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (вверху, внизу, справа, слева).

    Задание: выложить геометрические фигуры по инструкции взрослого (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат…).

     Игра «Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь»  Перед выполнением упражнения приготовить лист бумаги, в середине которого нарисован круг. Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя простой карандаш.

    -Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.

    -Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного

    -Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.

    -Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию.

    -Справа от большого круга нарисуй флажок.

    -Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.

    -Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

    Вот какой, примерно, рисунок должен получиться у ребенка.

    Задание: выполнять инструкции поэтапно, используя цветные карандаши.

    -Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.

    -Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.

    -Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.

    -Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.

    -Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.

    -Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.

    -Фигуру над жёлтым кругом оставь не закрашенной.

    -Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.

    -Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.

    -Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.

    -Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь не закрашенной.

    Вот что должно в результате получиться.

    1. Игра «Назови соседей»  Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

    Вариант 1. Воспитатель просит найти изображение предмета и определить: что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

    Вариант 2. Воспитатель просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся: в правом верхнем углу, вдоль нижней стороны листа, в центре листа, и т.п.

    1. Игра «Лабиринт Гарри Поттера»  Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит - весь ли путь он проделал верно.

    2. Игра «Геометрический диктант»  Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг - в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

    Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

    Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

    1. Игра «Я еду на машине»  Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка.

    Вариант 1. Дети, слушая инструкции воспитателя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа - гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

    Вариант 2. Воспитатель начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

    1. Игра «Калейдоскоп» Для игры детям предлагается нарисовать орнамент или наклеить готовые формы (геометрические фигуры, вырезанные картинки) и рассказать о своей работе. Для этого воспитателю рационально будет дать тему работы. Например: «Закладка», «Коврик», «Лоскутное одеяло», «Пасхальное яичко», «Рамка для картины» и другие.

    2. Игра «Укрась ёлку» Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя. Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.

    3. Игра «Разноцветная рамка» Заранее вместе с ребенком нарисуйте или наклейте разноцветную рамку по краям листа белой бумаги. Например, пусть верхняя сторона рамки будет синяя, нижняя - красная, правая сторона - зеленая, а левая - желтая. При назывании местоположения конкретного края листа предложите ребенку проводить по нему пальчиком. Затем, замените пособие на лист белой бумаги (можно перевернуть пособие обратной стороной).

    Упражнение 1: «Нарисуй на верхней части листа квадрат, а на нижней - круг».

    Упражнение 2: «Нарисуй на левой части листа треугольник, а на правой - прямоугольник».

    1. Игра «Найди уголок» Заранее подготовьте пособие. Для этого раскрасьте у листа белой бумаги углы в разноцветные цвета. Покажите ребенку, где у листа верхний левый угол и попросите назвать его цвет. Затем так же покажите остальные углы. Пусть малыш повторит эти названия вслед за вами и покажет их пальчиком. В другой раз поверните «вверх ногами» лист бумаги и попросите показать и назвать поочередно все углы

             В старшей и подготовительной группах работа по формированию пространственных представлений проводится блоками. В подготовительной группе работа ведется по той же системе, но с усложнением. Например, в старшей группе при развитии у детей навыков в ориентировке на плоскости дети знакомятся с простыми видами лабиринтов, в подготовительной группе дети учатся ориентироваться с помощью условно-схематичных изображений.

    Список используемой литературы

    1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.

    2. Метлина Л.С. Математика в детском саду / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

    3. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

    4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Содержание образовательных областей ФГОС ДО в контексте примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы"

    Данный материал составлен в форме модели (формат презентации). Для каждой образовательной области определно содержание ( направление) работы в соответствии с примерной программой "От рождения до школы...

    Примерная рабочая программа "От рождения до школы"

    Примерная рабочая прграмма От рождения до школы" для педагогов...

    МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Основная задача методической службы - придать педагогической деятельности инновационную направленность, включить педагогов в творческий процесс передачи или использования передового опыта воспитания, ...

    «Системно-деятельный подход как основа организации образовательных процессов в рамках ФГОС»

    Организация образовательных процессов с учетом возрастных особенностей...

    Календарно-тематическое планирование по примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" с детьми 3 – 4 лет Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

    Календарно-тематическое планирование по примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы"с детьми 3 – 4 лет,на 2017 – 2018 учебный год. Воспитатели: Ларионова Н...

    Рабочая программа воспитателя по организации и осуществлению образовательной деятельности в средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой. 2017-2018 г.

    Рабочая программа разработана для организации образовательной деятельности воспитанников средней группы ДОУ и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 5  лет с учётом их возр...