Развитие математического мышления через малые формы фольклора
консультация по математике (подготовительная группа) на тему

Панахова Махбуба Амирмирза кызы

Развитие математического мышления детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.odt13.54 КБ

Предварительный просмотр:

                КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

      Малые    Фольклорные  Жанры  В Развитии                                                                                                                    

               Математических  Представлений.

      На  наш  взгляд  математика  должна  занимать  особое  место     в  интеллектуальном  развитии  детей, уровень которого определяется  особенностями  усвоения  таких  исходных    математических  представлений  и понятий, как  счёт, число,                                     измерение, величина, геометрические фигуры, временные  и пространственные  отношения. Обучение на занятиях, в   повседневной  жизни, сюжетно- ролевых, театрализованных, дидактических  играх  и  упражнениях, продуктивных видах деятельности и хозяйственно-бытовом  труде  при  условии наполнения  их  элементарным  математическим  содержанием должно  быть  направлено  на формирование  у  дошкольников основных   математических  представлений и  развитие  математического  мышления.

    Выдающиеся  педагоги неоднократно  говорили о возможностях, которые  заложены  в  фольклоре  как  средстве  обучения  и  воспитания, повышения  общего  и  математического  образования детей.

     В  детском  фольклоре сочетаются  разные  функции:  утилитарно- практическая, познавательная, воспитательная,  мнемоническая, эстетическая . Он  помогает  прививать  ребёнку   навыки поведения  в коллективе, а  также приобщать к  народным традициям.

   Малые  фольклорные  жанры  могут  широко  использоваться   в работе  с дошкольниками как  приём, побуждающий  их к приобретению  знаний  при  знакомстве  с новым  материалом; как приём ,обостряющий наблюдательность  при  закреплении знаний; как игровой  материал , отвечающий  возрастным потребностям детей.

 Загадка- «замысловатое  иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое  как  вопрос для  отгадывания, даётся  с  целью  испытать  сообразительность, развить  наблюдательность

 к  поэтической  выдумке»

 Особое  внимание  следует  уделять    технике  речи, т. е

правильному  дыханию, дикции, умению  управлять своим  голосом и т. д. С этой целью  можно  использовать скороговорки, соревновательное и игровое  начало которых  очевидно и  привлекательно для  детей.

Можно  использовать пословицы, поговорки и считалки.

Пословица-краткое  изречение  с  назидательным  смыслом; народный  афоризм, поговорка-выражение,  преимущественно образное, не  составляющее, в отличие от  пословицы, законченного высказывания и не являющееся  афоризмом

Интересные  возможности  представляет воспитателю  работа  со  считалками, т. е.  короткими  рифмованными  стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или  распределения ролей  в  игре. Мир  детства  невозможно  представить без  сказки. Задачи  со сказочным  сюжетом  помогают  связать имеющиеся знания с окружающей  действительностью, применять их при решении  различных  жизненных  проблем.

      

                                       З А Г А Д К И.

 

  1. Для  уборки  урожая                           5.На  дворе  переполох:

  На  поля  я  выезжаю.                            С неба  сыплется  горох.

 И за  несколько  машин                           Съела шесть горошин Нина-

 Там  работаю один.(Комбайн)               У неё  теперь ангина.(Град)

2.Вид  её, как запятая,                           6.Что это за семь братьев:

  Хвост крючком,и не  секрет:                  Годами  равные,

 Любит всех она лентяев,                         Именами разные?

 А её лентяи-нет.(Двойка)                          (Дни  недели)

3.У него четыре лапки,                          7 «.Я так мила, я так кругла.

   Лапки-цап-царапки,                                 Я состою из двух кружков.

  Пара чутких ушей.                                    Как рада я, что я нашла

  Он гроза для  мышей.(Кот)                      Себе таких, как ты ,

 4.Дом на рельсах тут как тут,                      дружков»

   Всех умчит он в  пять минут.                 Какая цифра это сказала?

  Ты садись и не зевай,                                       (Восемь)

  отправляется ...(Трамвай)1.

                                  С К О Р О Г О В  О Р К И.

   

    1.В один клин, Клим колоти.

    2.Возле грядки- две лопатки, возле кадки- два ведра.

    3.Три свиристели еле-еле свистели у ели.

    4.Три сороки -тараторки тараторили на горке.

    5.Четыре чёрненьких  чумазеньких чертёнка   чертили чёрными                        

        чернилами четыре чертежа чрезвычайно чисто

     6. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

     7.Шесть  мышат в камыше  шуршат.

     8.У Степана есть сметана, простокваша да творог. Семь копеек

        туесок.

     9.Шли  сорок мышей, несли сорок грошей.

     10.Как на горке, на   пригорке стоят тридцать три Егорки.

             

            П О С Л О В И Ц Ы   И    П О Г О В О Р К И.

         Ноль.

       .Абсолютный  ноль, круглый ноль. Ноль без палочки.

      Один.

      Один ум хорошо, а два лучше.

      Одна пчела немного мёду натаскает.

      Одна ласточка  весны не делает.

      Один за всех и все за одного.

      Один в поле не воин.

      Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

      Один раз солгал-навек лгуном стал.

      Два

      Два сапога-пара.

      Как две капли воды.

      От  горшка два вершка.

      Скупой платит дважды.

      Старый друг лучше новых двух.

      Три.

      Обещанного  три года  ждут.

      С три короба.

      Четыре.

       Без четырёх углов изба не рубится.

       Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

       На все четыре стороны.

       Пять.

       Знать как свои пять пальцев.

       С пятого  на десятое.

       Пятое колесо в телеге.

      Семь.

       Семеро одного  не  ждут.

        Семь пятниц на неделе.

        Семь бед-один ответ.

        За семью печатями.

        У семи нянек  дитя без глазу.

      Восемь.

      Весна да осень -на дню погод восемь.

      Восьмое чудо света.

      Девять.

      За   тридевять земель, в тридевятом царстве.

      Десять.

      Дело десятое.

      Не трусливого десятка.

                                  С Ч И Т А Л К И.

    1.Вышли мыши, как-то раз  поглядеть, который час. Раз, два,

      три, четыре,  мыши дёрнули  за гири. Вдруг раздался страшный    звон-убежали мыши вон!

     

    2.Раз, два, три-Ваня, не шути. Раз, два, три, четыре, пять-Ваня, не шути опять. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь-Ваня,  не шути , мы просим.

   

   3.Раз, два, три, четыре-жили мушки на квартире .И повадился к     ним  друг-крестовик, большой паук .Пять, шесть, семь, восемь-паука мы вон попросим. К нам обжора, не ходи... Ну-ка , Мишенька води!.

 

  4.Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг

    охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф! Не

    попал-серый зайчик убежал.

   5.Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам со-

      рока прилетела и тебе водить велела.

    6.Раз, два, три, четыре, пять- мышь пошла гулять!

      Пять, четыре, три-кот идёт, смотри! Кот разинул рот-вот и

     кончен счет.

    7.Раз, два, три, четыре-кто не спит у нас в квартире?

       Всем на свете нужен сон. Кто не спит , тот выйдет вон!

 

    8.Раз,два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять

       Выплыл ясный месяц.

 

     9.Раз, два-шли утята. Три, четыре-шли домой .Вслед за ними

       плёлся пятый. Впереди бежал шестой. А седьмой от всех

      отстал, испугался, запищал: «Где вы? Где вы?» – «Не пищи! Мы    

      тут  рядом...Поищи»

                    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ,

   

  1.  «Словарь литературных терминов» М. Просвещение, 1974.
  2.  В.В Волина  «Занимательная математика» С-Петербург 2011.
  3.  Л.Г.Петерсон, Е.Е.Качемасова «Игралочка» Москва.Ювента 2006.
  4.  Е.А.Казинцева,  И.В.Померанцева, Т.А Терпак. Волгоград.  Издательство «Учитель»2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Открытое мероприятие.

Конспект совместной деятельности по развитию речи через малые формы фольклора. Работа по развитию речи через малые формы фольклора построена на основании авторской Программы по развитию речи дете...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Методика работы по формированию математических представлений старших дошкольников через малые формы фольклора и художественное слово

Предмет математики  настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.Б.Паскаль...

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

Нравственное воспитание детей через малые формы фольклора

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить ...

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора

laquo;Развитие речи детей раннего дошкольного возраста через малые формы фольклора». Проблема развития речи на сегодняшний день очень актуальна.При обследовании детей, посту...

Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)

laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...