РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Меркулова Анастасия Сергеевна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА  ПО ДАНОЙ ТЕМЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx37.97 КБ
Microsoft Office document icon sbornik.doc2.41 МБ

Предварительный просмотр:


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………

3

Введение………………………………………………………………………..

3

Развитие интеллектуальных способностей средствами логико – математических игр………………………………..........................................

5

Методический паспорт проекта………………………………………………

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллектуального развития занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. [1] 

Одной из задач, которую ставит Федеральный образовательный стандарт, является: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физический качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности. [2]

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблеме интеллектуального развития на современном этапе модернизации дошкольного образования уделяется особое внимание, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития интеллектуальных качеств, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Цель исследования: на основе изучения и систематизации материала создать сборник «Логико – математические игр для детей старшего дошкольного возраста».

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть понятие «интеллектуальное развитие».

3.Разработать комплекс заданий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; синтез; обобщение; сравнение.

Развитие интеллектуальных способностей средствами логико – математических игр

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.[3]

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.[4]

Интеллект (от латинского слова i ellecus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».[5]

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.[6]

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.[7]

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления.[8]

Игра развивает все стороны личности ребенка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей. Старший дошкольный возраст является сенситивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления. [9]

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.[10]

В ФГОС ДО, на которые ориентировано дошкольное образование, не существует раздела «Математическое развитие». В образовательной деятельности «Познавательное развитие», одним из пунктов является «Формирование элементарных математических представлений»

Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы… Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории…

В соответствии с ФГОС ДО одной из основной цели математического развития детей  дошкольного возраста является: развитие интеллектуально – творческих представлений детей: находчивость, смекалка, догадка, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач.[11]

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.       [12]

Педагог З.А. Михайлова отмечает, что при решении таких игр дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы внезапно приходят к правильному решению.[13]

Каждая логико – математическая игра включает в себя определенную познавательную нагрузку, которая, как правило, скрыта игровой мотивацией. Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.[14]

 Многообразие игр занимательного материала дает основание для его систематизации. На наш взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

1.Развлечения.

2.Логические игры, задачи, упражнения.

3.Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Математические развлечения: головоломки, ребусы, лабиринты, загадки, задачки – шутки, кроссворды, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи – смекалки, «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Вьентамская игра», «Пентамино» -  интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.

Логические игры, задачи, упражнения:с блоками, кубиками на включение, нахождение; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи на увеличение, уменьшение, сравнение; игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера - отражают закономерности, отношения, зависимости, представления и понятия, формируемые у дошкольников. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы.

Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих предметов, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение  противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же?», «Назови одним словом», «Что изменилось?», «Какие числа убежали», «Продолжи», «Следопыт» - направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Дидактические игры способствуют формированию новых знаний и способов действий, в связи с чем являются оптимальным средством обучения детей началам математики.[15]

Для успешного использования логико – математических игр необходимо руководствоваться следующими критериями:

- создание предметно – развивающей среды;

- систематизация игр в планирование;

- уровень сенсорного развития дошкольников;

- индивидуально – дифференцированный подход;

- характер мотивации;

- руководство детской деятельности  в игре;

- использование проблемных ситуаций, постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре.[16]

Особо важным, по мнению З. А. Михайловой, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.[17]

Таким образом, занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме, что положительно влияет на интеллектуальное развитие.

Методический паспорт проекта

Проект представляет собой  сборник материалов  по развитию интеллектуальных способностей «Логико – математические игр для детей старшего дошкольного возраста».

Представленная система логико – математических игр в образовательном процессе детского сада позволит:

- повысить уровень интеллектуального развития дошкольников;

- сформировать личностные их качества;

- сформировать у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования;

-  обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС.

В сборнике игры представлены для детей старшего дошкольного возраста. Целью игр являлось интеллектуальное развитие дошкольников, а также систематизация знаний детей по формирование элементарных математических знаний, то есть каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей: игры на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, на совершенствование ориентировки в пространстве, на закрепление временных представлений.

  Игры в сборнике разделены на три раздела: развлечения; логические игры, задачи, упражнения; развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому в сборнике представлены те игры, которые можно включить непосредственно в содержание образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, как одно из средств реализации программых задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Логико – математические игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД.

Для сборника использовалась современные источники литературы

Объем сборника  40 страниц. Сборник иллюстрирован.

В данном сборнике собраны и систематизированы логико - математические игры для дошкольников 5- 7 лет, которые помогут  не только воспитателям дошкольных образовательных учреждений в развитие интеллектуальных способностей, также родителям, которые заботятся о развитие своего ребенка. Я в своей работе использую сборник и вижу дальнейшее развитие данной темы в виде электронного пособия.

Заключение

В ходе работы была изучена педагогическая и методическая литература. И было выявлено, что интеллектуальное развитие ребенка – это процесс и уровень познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей.

В ходе работы раскрыто:

- понятие «интеллектуальное развитие»,

- значение логико – математических игр в развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников,

- составлен сборник «Логико – математические игры для детей старшего дошкольного возраста», в котором собраны и систематизированы игры для дошкольников.

Все задачи, которые были поставлены, были решены.

В результате проделанной работы видно, что если игры будут использоваться целенаправленно и систематически, с учетом возрастных особенностей, если создать благоприятные условия для интеллектуального развития старших дошкольников, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников.

Тесная связь в логико – математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовывать интеллектуальные способности дошкольников: дети творчески осваивают знания, у них развивается познавательная активность.

«Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их  с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, а французскому писателю А. Франсу, но с ним трудом не согласиться.

Список литературы

  1. Агамагомедова, Н.Н. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико – математических игр [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raguda.ru/vs/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detej.html
  2. Баженова, М. М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 90с.
  3. Гринченко, Л.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно – методическое пособие / Л. С. Гриченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с.
  4. Крупнейший сборник онлайн – словарей [Электронный ресурс]: Режим доступа:  onlinedies.ruhttp://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/intellekt.html
  5. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь [Текст] / С. А. Кузнецов. -    СПб.: Норинт, 2006.  – 1536с.
  6. Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.
  7. Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 109с.
  8. Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.
  9. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. В 2 ч. Ч. 2: методические рекомендации / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2006. – 80с.
  10. Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] /А.В. Петровский, М. Я. Ярошевский.  - М.: Энциклопедия, 1990. – 846 с.
  11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утвержден 2.4.1.3049-13 с изменениями на 27 августа 2015 года) [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499023522
  12. Стародубова, Н.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников [Текст] / Н. В. Стародубова, Т. П. Завьялова. – М.: Аркти, 2008. – 72с.
  13. Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]:  Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/
  15. Шалаева Г. А. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду [Текст] / Г. А. Шалаева. М.: АСТ, Слово, 2009. – 56с.


[1]Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]:  Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/

[3]Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.

[4]Крупнейший сборник онлайн – словарей [Электронный ресурс]: Режим доступа:  onlinedies.ruhttp://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/intellekt.html

[5] Петровский, А.В. Психологический словарь [Текст] /А.В. Петровский, М. Я. Ярошевский.  - М.: Энциклопедия, 1990. – 846 с.

[6]Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь [Текст] / С. А. Кузнецов. -    СПб.: Норинт, 2006.  – 1536с.

[7] Нисканен, Л. Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Л. Г. Нисканен. – М.: Академия, 2002. – 109с.

[8] Гринченко, Л.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно – методическое пособие / Л. С. Гриченко. – М.: «ЦГЛ», 2002. – 80с.

[9]Тупичкина, Е. П. Программно – методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009. - №1. – С.30-34.

[10]Баженова, М. М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений [Текст] / М. М. Баженова. – М.: Эксмо, СКИФ, 2005. – 90с.

[11] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]:  Режим доступа: http://base.garant.ru/70512244/

[12] Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.

[13]Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.

[14] Агамагомедова, Н.Н. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредствам логико – математических игр [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raguda.ru/vs/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detej.html

[15]Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.

[16] Носова, Е.А. Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – М.: Детство – Пресс, 2007. – 45с.

[17] Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – М.: 1988.- 145с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »

Рабочая программа  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной сис...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательно-математическую деятельность с применением социо-игровой технологии

Образование призвано помогать, ребенку устанавливать свои отношения с обществом  человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат зн...

Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами развивающих игр...

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в ...