Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мастер-класс «Логико-математические игры для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в использовании логико-математических игр для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Создать творческую атмосферу;

Познакомить и обучить внедрению логико–математических игр в образовательную деятельность.

Материалы: мультимедийное оборудование, наборы

Ход мероприятия:

Логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Логические игры не только развивают интеллектуальные способности ребенка, но и совершенствуют память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, его можно условно разделить на 3 группы:

  • Развлечения: загадки, задачки-шутки, ребусы, кроссворды, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Пентамино».
  • Логические игры, задачи, упражнения: шашки, шахматы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин).
  • Дидактические игры и упражнения: с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего; игры на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Где чей домик?», «Что лишнее?», «Найди такую же», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи».

Остановимся на некоторых из них.

 

Воспитатель:

Сегодня я вам покажу некоторые методы работы с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.

В комплекте с блоками Дьенеша используются 22 знака-символа, иллюстрирующие следующие свойства блоков:

4 символа формы, (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник),

2 символа размера (большой, маленький),

3 символа цвета (красные, синие и желтые),

2 символа толщины (толстый и тонкий).

А также 11 знаков – символов с отрицанием этих свойств (не круглый, не красный и т.д.)

Использование знаков символов способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, их замещению, освоению операции о свойствах блоков.

             В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Использование знаков – символов и цифр.

Примеры упражнений на освоение знаков – символов.

1. «Кондитерская фабрика»

Цель:

Развить умение группировать блоки по двум – трём свойствам (форме, размеру, цвету).

Ход:

На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты.

В первую коробку надо положить «конфеты» - не прямоугольные, маленькие, не синие.

А во вторую коробку надо положить «конфеты» - треугольные, не красные.

Обосновать, свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

2. «Шерлок Холмс ищет преступника».

Цель:

Освоение способа декодирования.

Ход:

Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

- Квадратный, большой, красный, толстый.

- Треугольник, маленький, синий, толстый.

- Треугольный, большой, желтый, толстый.

- Квадратный, большой, желтый, тонкий.

Задания повышенной сложности.

3. «Логическое решето».

Цель:

Развить умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде.

Участвуют две команды по 5 человек.

Первая команда прячет любой блок, даёт подсказку – символ формы, например треугольник.

Вторая команда должна угадать, какой именно блок спрятан. Команда быстро раскладывает все треугольные блоки и получает право высказать только одну догадку.

Этот блок – треугольный, большой, красный, толстый.

Если команда не угадала. Ещё одна подсказка – цвет.

Далее команды меняются местами.

Модель описания свойств блоков.

Модель описания свойств блоков «подсказывает» ребёнку последовательность описания: вначале надо рассказать, какой формы блок, какого размера, цвета, толщины. В дальнейшем дети будут рассказывать о свойствах без опоры на модель.

«Расскажи о своём блоке» (паспорт блока)

Цель:

Научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью.

 Ход:

Каждый берёт из детей в руки блок и описывает его свойства, используя знаки – символы, в соответствии с моделью.

Например, квадратный, большой, красный, толстый.

При описании свойств можно использовать знаки – символы с отрицанием.

Формирование представлений о форме, величине, цвете.

1. «Дружные блоки»

Цель:

Научить выделять и называть свойства (форма, размер, цвет) общие для пары предметов (блоков).

Ход:

В каждой квартире этого дома поселились дружные блоки, в чем-то похожие друг на друга. Педагог показывает или называет квартиру, а ребенок рассказывает, чем похожи блоки и чем отличаются. Например, на третьем этаже во всех «квартирах» блоки похожи по форме. Но отличаются размером и цветом.

2. «Найди две ошибки»

3. «Найди три ошибки»

Цель:

Закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.

В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?

На стр.7 это квадрат жёлтый и круг синий.

На стр.8 это квадрат жёлтый, круг синий и треугольник жёлтый.

Освоение детьми средств и способов познания.

1. «Волшебная дверь или что изменилось»

Цель:

Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

Есть в стране Блоков маленький город Дьенеш, а все жители его – фигуры – блоки. На главной его площади – старый Замок, и осталась в нём только одна дверь.

Но все жители – блоки знают, что дверь эта волшебная: пройдёшь сквозь неё, и свойства твои изменятся. Может измениться только одно свойство, но может и сразу несколько.

Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через дверь.

Например, квадратный блок изменил цвет (№1), а прямоугольник - форму и цвет (№5).

Игра «Я работаю волшебником»

Один ребёнок – волшебник, кладёт два блока; один блок перед дверью, а другой – за дверью. Второй ребёнок отгадывает, изменения каких именно свойств произошли, и показывает эти свойства на «волшебной» двери (стр 9).

Игра «Олимпийские игры или кто лишний»

Цель:

Научить детей группировать объекты по определённым признакам, находить ошибки при группировке.

Ход:

Однажды на Олимпийских играх в честь юбилея Льва животные разделились на команды и члены каждой команды получили особые отличительные знаки. Так в команде больших зверей все стали носить на шеях круглые медальоны, команда маленьких животных – медальоны получила треугольные.

В команде рыбок все игроки должны иметь треугольные, большие, красные хвосты; а все бабочки – большие и на крылышках у каждой по 6 чёрных точек.

Педагог предлагает детям найти на картинках кто лишний и объяснить почему. Подобрать «командные» знаки – символы к каждому рисунку.

Вывод:

Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

Перспективность работы с логико-математическими играми – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_dyonysha.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»

Слайд 2

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра! Выдержки с одного из родительских форумов: «У кого-то есть эти блоки? Нравятся детям или максимум для чего используют - это строят домики? Я вот думаю, заказать такую коробку или не надо? Опять только по всей квартире раскидают?»... Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьенеш (1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.

Слайд 3

Что такое логические блоки? И зачем они нужны? Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Слайд 4

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

Слайд 5

Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты. Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную). Усложнённый вариант карточек

Слайд 6

Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации). Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать речь. Успешно овладеть основами математики и информатики.

Слайд 7

Использование знаков – символов и цифр. Примеры упражнений на освоение знаков – символов. «КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА» Цель: Развить умение группировать блоки по двум – трём свойствам (форме, размеру, цвету). Ход: На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты» - не прямоугольные, маленькие, не синие. А во вторую коробку надо положить «конфеты» - треугольные, не красные. Обосновать, свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

Слайд 8

На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты» - не прямоугольные, маленькие, не синие.

Слайд 9

На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. А во вторую коробку надо положить «конфеты» - треугольные, не красные.

Слайд 11

«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК» Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков.

Слайд 13

«ШЕРЛОК ХОЛМС ИЩЕТ ПРЕСТУПНИКА» Цель: Освоение способа декодирования. Ход: Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок. Квадратный, большой, красный, толстый.

Слайд 14

- Треугольник, маленький, синий, толстый. - Треугольный, большой, желтый, толстый.

Слайд 15

« ЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕТО» Цель: Развить умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде. Участвуют две команды по 5 человек. Первая команда прячет любой блок, даёт подсказку – символ формы, например треугольник. Вторая команда должна угадать, какой именно блок спрятан. Команда быстро раскладывает все треугольные блоки и получает право высказать только одну догадку. Этот блок – треугольный, большой, красный, толстый. Если команда не угадала. Ещё одна подсказка – цвет. Далее команды меняются местами.

Слайд 16

Модель описания свойств блоков. Модель описания свойств блоков «подсказывает» ребёнку последовательность описания: вначале надо рассказать, какой формы блок, какого размера, цвета, толщины. В дальнейшем дети будут рассказывать о свойствах без опоры на модель.

Слайд 17

«Расскажи о своём блоке» (паспорт блока) Цель: Научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. Ход: Каждый берёт из детей в руки блок и описывает его свойства, используя знаки – символы, в соответствии с моделью. Например, квадратный, большой, красный, толстый. При описании свойств можно использовать знаки – символы с отрицанием.

Слайд 18

Формирование представлений о форме, величине, цвете. «ДРУЖНЫЕ БЛОКИ» Цель: Научить выделять и называть свойства (форма, размер, цвет) общие для пары предметов (блоков). Ход: В каждой квартире этого дома поселились дружные блоки, в чем-то похожие друг на друга. Педагог показывает или называет квартиру, а ребенок рассказывает, чем похожи блоки и чем отличаются. Например, на третьем этаже во всех «квартирах» блоки похожи по форме. Но отличаются размером и цветом.

Слайд 21

«НАЙДИ ТРИ ОШИБКИ» Цель: Закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма-цвет), используя таблицу по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры? Стр 8

Слайд 23

Освоение детьми средств и способов познания. «ВОЛШЕБНАЯ ДВЕРЬ ИЛИ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» Цель: Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации. Есть в стране Блоков маленький город Дьенеш , а все жители его – фигуры – блоки. На главной его площади – старый Замок, и осталась в нём только одна дверь. Но все жители – блоки знают, что дверь эта волшебная: пройдёшь сквозь неё, и свойства твои изменятся. Может измениться только одно свойство, но может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при проходе через дверь. Например, квадратный блок изменил цвет (№1), а прямоугольник - форму и цвет (№5). ИГРА «Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ » Один ребёнок – волшебник, кладёт два блока; один блок перед дверью, а другой – за дверью. Второй ребёнок отгадывает, изменения каких именно свойств произошли, и показывает эти свойства на «волшебной» двери.

Слайд 25

ИГРА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ИЛИ КТО ЛИШНИЙ» Цель: Научить детей группировать объекты по определённым признакам, находить ошибки при группировке. Ход: Однажды на Олимпийских играх в честь юбилея Льва животные разделились на команды и члены каждой команды получили особые отличительные знаки. Так в команде больших зверей все стали носить на шеях круглые медальоны, команда маленьких животных – медальоны получила треугольные. В команде рыбок все игроки должны иметь треугольные, большие, красные хвосты; а все бабочки – большие и на крылышках у каждой по 6 чёрных точек. Педагог предлагает детям найти на картинках кто лишний и объяснить почему. Подобрать «командные» знаки – символы к каждому рисунку.

Слайд 27

ВЫВОД: Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. Перспективность работы с логико-математическими играми – это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь....

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...