ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Хомина Галина Васильевна

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sirs_dop._word.docx111.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Развитие интеллектуальных способностей 

 детей старшего дошкольного возраста

на основе компьютерной технологии

«Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

 

http://3.bp.blogspot.com/-AD7Q4Oxmai4/TtJB51Ppy5I/AAAAAAAAAWQ/Ph8HIZ2J6xw/s1600/%25D0%259A%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F+2478815c9cf6+%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

I

ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1

Паспорт программы

3

1.2

Пояснительная записка

5

1.3

Цель и задачи

6

1.4.

Планируемые результаты

7

1.5.

Принципы реализации программы

7

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.

Содержание компьютерных комплексов по развитию познавательных способностей:  наглядно-образного, пространственного, логического мышления, памяти, воображения осуществляется на основе компьютерной технологии СИРС

8

2.2

Комплекс интеллектуально-развивающих, релаксационных игр и упражнений

9

2.3

Структура занятий

10

2.4

Требования к уровню подготовки воспитанников

10

2.5.

Основные направления работы

11

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.

Расписание занятий

12

3.2

Учебный план

12

3.3

Тематический план занятий

13

3.4

Диагностический инструментарий

14

3.5

Основное учебно-методическое обеспечение

15

3.6.

Материально-техническое обеспечение

15

IV

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

16

V

ПРИЛОЖЕНИЕ

17

                                                                                               

   

 

   

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Паспорт программы

Наименование программы

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС)»

Разработчики

Педагог-психолог Хомина Г.В.

Автор

компьютерной

программы

Буров Александр Николаевич, кандидат физико-математических наук, директор ЦИТОМ, (центр

интенсивных технологий в образовании и медицине), заведующий лабораторией программных

средств, развития творческих способностей Новосибирского института образовательных

технологий РАО (Российская Академия Образования).

Реквизиты образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска ДС № 66 «Забавушка»628616, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Нижневартовск, улица Пермская,

 дом 11.

Муличенко Вера Михайловна – заведующий ДОУ

Контактные телефоны: 46-97-06; 46-45-77

Факс: 46-97-06; E-mail: dou66@yandex.ru

Основание для разработки Программы

1. Приказ министерства образования Российской Федерации № 1917 от 26.06.2000 г. «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».

2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ о 15.05.2013 №26 «об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы …).

Цель Программы

Развитие интеллекта,  индивидуальных способностей, природного потенциала детей старшего дошкольного возраста

Задачи Программы

- обеспечить развитие информационной культуры  у старших дошкольников;

- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать воображение и творческие способности;

- способствовать качественной подготовке детей к школе.

Предполагаемые  результаты

1. Повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста:

- быстрое и качественное усвоение новых знаний;

- развитие  творческих способностей (креативности);

- высокий уровень развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

- увеличение   объема запоминаемой информации в 2- 3 раза.

2. Повышение уровня подготовки детей к школьному обучению.

3. Развитие информационной культуры  у старших дошкольников. 

Система организации контроля исполнения Программы

Контроль выполнения Программы осуществляют администрация МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 «Забавушка»

1.2. Пояснительная записка

        Настоящее время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые активно используются практически во всех сферах жизни и видах деятельности человека. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов развития и детей. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, позволяет развивать  интеллектуальные способности ребенка в духе современности, дает возможность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей   старшего дошкольного возраста,  способствует  внедрение компьютерной технологии  системы интенсивного развития способностей (СИРС). Система интенсивного развития способностей  является уникальным программным продуктом, который предназначен для  непрерывного, интеллектуального и творческого развития человека.  Уникальность СИРС заключается в использовании компьютерных технологий в качестве поддержки теоретических занятий по комплексному развитию способностей, а именно, развитию  навыков интенсивного обучения  -  развитию навыков быстрого чтения (скорочтение), развитию  памяти (механической, образной,

ассоциативной, логической), пространственных представлений и мышления

на основе чтения, системного мышления. «СИРС» отличается от других компьютерных разработок, прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии  способностей дошкольников, а также результативностью, универсальностью, гибкостью.  

       С медицинской точки зрения программу СИРС,  можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях при выполнении гигиенических нормативов работы с компьютерами в соответствии с санитарными требованиями к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организация режима работы в дошкольных организациях».  

       Актуальность данной темы определяется в  потребности в максимальном приближении дошкольного учреждения к современным  информационно - коммуникационным технологиям. Чем раньше начинается развитие способностей ребенка, тем больше шансов на оптимальное их развитие.  

        Одним из важных показателей успешности внедрения компьютерной  программы является преемственность школы и детского сада (дети поступают в школу информационно  - развитыми и эрудированными,   с высоким уровнем познавательных интересов, дети имеют способность к абстрагированию и проявляют нестандартное мышление. У дошкольников развит творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в  решении вопросов, у них высокий уровень самоанализа и самоконтроля).  

Инновационная компьютерная технология  «СИРС»,  направлена на развитие  памяти, внимания, мышления,  пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности детей.

1.3. Цели и задачи программы

Цель  программы:

  • развитие интеллекта,  индивидуальных способностей, природного потенциала детей старшего дошкольного возраста;
  • подготовка детей к обучению в школе

Программа «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» с использованием инновационной компьютерной  технологии СИРС (Система интенсивного развития способностей) способствует  решению следующих задач:   

обеспечить развитие информационной культуры  у старших дошкольников;

развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию;

развивать мелкую моторику рук;

развивать воображение и творческие способности;

1.4.Ожидаемые результаты

  • Положительная динамика  уровня усвоения основной  общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • Повышение эффективности интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста:

- быстрое и качественное усвоение новых знаний;

  - развитие  творческих способностей (креативности);

  - высокий уровень развития мыслительных операций (анализ,    синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

- увеличение   объема запоминаемой информации в 2- 3 раза.

  • Повышение уровня подготовки детей к школьному обучению.
  • Развитие информационной культуры  у старших дошкольников.

1.5. Принципы реализации программы

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что

цели, содержание  и методы обучения должны способствовать не

только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а

также воспитанию личностных качеств дошкольников.

2.  Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в

том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно  

более полно учитывать индивидуальные и типологические  

особенности   дошкольников.    

3. Принцип  учета  возрастных  возможностей   предполагает

соответствие содержания образования и методов обучения    

специфическим  особенностям  дошкольников на разных возрастных

этапах.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание компьютерных комплексов по развитию познавательных способностей:  наглядно-образного, пространственного, логического мышления, памяти, воображения осуществляется на основе компьютерной технологии СИРС

Компьютерная программа СИРС состоит из ряда комплексов, каждый комплекс включает в себя несколько тренажеров. Для старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в рамках программы используются следующие комплексы:

   Комплекс «Развитие памяти»  - тренажер: «Картинки в клетках», 

тренажер «Цифры и буквы» - способствуют увеличению объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации.  

       Комплекс «Навыки интенсивного обучения»  включает тренажер

«Запоминание цветов» - развитие цветной образной памяти.

       Комплекс «Пространственное мышление», «Логическое мышление»  способствует поэтапному формированию пространственного мышления с помощью тренажеров:  «Плоские буквы»  -  развитие пространственного мышления,  «Распознавание букв»  -  развитие   пространственного   мышления,   работа   в   двух параллельных плоскостях, «Кубики»  -  тренинг в трехмерном пространстве,  «Лабиринт»  -  развитие пространственного, логического мышления, «Пазлы»  -  развитие пространственного, логического мышления, ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.   При развитии пространственных представлений используется поэтапное формирование умственных действий:

- в плоском случае - тренажеры для развития навыков пространственных

представлений со сдвигом, вращением и зеркальном отображением образов;

- в трехмерном случае – тренажеры для работы с развертками куба.

      Комплекс     Система развития наглядно-образного мышления

(тест  Равена)  способствует развитию приемов умственной деятельности

(анализ, синтез, обобщения,  аналогии), системного, наглядно-образного

мышления.  Комплекс содержит 5 блоков по 12 задач в усложняющей

последовательности, на основе прогрессивных матриц Равена (1, 2*2, 3*3),  с

2  режимами работы:  Диагностика  и  Обучение.  В режиме  Обучения  вместо словесного описания правильного решения задач используется наглядно-образная демонстрация получения правильного решения.

     Система развития наглядно-образного и творческого мышления    

Танграм  направлена на развитие наглядно  -  образного и творческого

мышления,  развитие логического мышления.  Имеются возможности

вращения, перемещения и автоматической стыковки элементов. Содержит  

автоматическое распознавание  правильности выполнения упражнения  –

проверка правильности сборки фигуры с занесением результатов выполнения

заданий в базу данных. Имеется несколько уровней сложности выполнения

заданий в зависимости от уровня развития наглядно-образного и креативного

мышления, а также в зависимости от скорости и объема зрительного

восприятия графических образов с 2 режимами работы:  Диагностика  и

Обучение.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.     Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тематика занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей.

2.2. Комплекс интеллектуально-развивающих,

 релаксационных игр и упражнений

 В каждое занятие включены упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Эти упражнения способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

 Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

 Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

 Релаксационные упражнения Направлены на снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Дидактические игры.  Способствуют развитию психических функций: внимания, памяти, мышления

2.3.Структура занятий

1 часть – приветствие, установочный раздел, работа на компьютере, гимнастика для глаз.

2 часть – дидактические игры, игровые задания и упражнения.  

3 часть – прощание                                                                                                                                                 Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Непрерывная длительность занятий с компьютером  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 15 минут.

Отбор дошкольников для работы по программе осуществляется на диагностической основе, по запросу родителей. 

2.4. Требования к уровню подготовки воспитанников

Воспитанники должны знать:

- основные части компьютера и их назначение;

- последовательность работы на компьютере в системе интенсивного развития способностей СИРС.

Воспитанники должны уметь:

Комплекс Понимание: Понятийное мышление:

- уметь выделять существенные признаки понятий,

- уменьшение времени, затрачиваемого на тренажеры, увеличение количества правильных ответов и эффективности,

- развитие способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления,

- умение ребенка оперировать смыслом, понимать переносной смысл,

- способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказываться от более легкого, бросающегося в глаза, но

неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признак,

- достаточность уровня обобщения,

- способность к абстрагированию.

Комплекс Развитие памяти:

- увеличение количества запоминаемых цветов: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд,

- увеличение объема запоминаемой информации за единицу времени, увеличение количества запоминаемых клеток,

- развитие ассоциативной памяти,

- увеличение количества запоминаемых фигурок,

- увеличение количества запоминаемых картинок

2.5. Основные направления работы

Основные направления работы

Участники образовательной

деятельности

Развитие интеллектуально-

познавательной  сферы детей в

процессе совместной с педагогом

деятельности с использованием

компьютерной технологии СИРС.

Дошкольники от 6 до 7 лет; педагог-психолог.

Психологическое консультирование

и психологическое просвещение

Педагог-психолог, воспитатели, родители воспитанников.

    

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.Расписание занятий

Дни недели

Время проведения

Понедельник

15.45-16.15

Среда

Пятница

3.2. Учебный план

Программа

Количество

часов на 1

ребенка в неделю/месяц/год

Возраст

обучаю-

щихся

ФИО педагога

«Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии использованием компьютерной   технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС)»

1

5-7 лет

Педагог-психолог Хомина Г.В.

3.3.Тематический план занятий

№ п/п

Название раздела и тренажеров,

д/и упражнений

Количество занятий

1.

1.Раздел компьютерной технологии СИРС: 

Развитие памяти

1.1. Тренажер:  «Запоминание цветов»

1.2.Тренажер:  «Картинки в клетках»

2. Гимнастика для глаз

3.Релаксационные упражнения

4. Графический диктант

5. Релаксационные игры и упражнения

6. Дидактическая игра «Собери (подбери) узор»

7. Предметная классификация

12

2.

1.Раздел компьютерной технологии СИРС

Пространственное мышление

1.1.Тренажер: «Плоские буквы»

1.2.Тренажер: «Распознавание букв»

1.3.Тренажер: «Кубики»

1.4. «Лабиринты»

1.5. «Пазлы»

2. Гимнастика для глаз

3. Релаксационные игры и упражнения

4.Графический диктант

5. Д/и «Четвертый лишний»

12

3.

1. Раздел компьютерной технологии СИРС Система развития наглядно-образного и творческого  мышления                                1.1.Тренажер: Тест Равена                              1.2.Тренажер: Танграм

2. Гимнастика для глаз

3. Релаксационные игры и упражнения

4. Пальчиковая гимнастика

5. Д/и «Найди отличия»

8

Итого занятий

32

3.4. Диагностический инструментарий

Стартовым показателем для начала работы по развитию интеллектуально-творческих способностей является актуальный уровень развития каждого конкретного ребенка

Направление

Критерии

Диагностический

инструментарий

Сроки

Ответственный

Оценка уровня

освоения основной адаптированной

образовательной программы ДОУ

Образовательные области

Педагогическая

диагностика по основной адаптированной

образовательной программы ДОУ

По планам

воспитателей

Воспитатели

групп для детей от 6 до 7 лет

Психологогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

1. Уровень развития восприятия.

2. Уровень развития образного

мышления.

3. Уровень развития памяти.

Семаго М.М.

Семаго Н.Я. «Кейс

практического

психолога»

Октябрь, май

Педагог-психолог

Оценка уровня

развития отдельных

видов

интеллектуальных

способностей детей

1. Развитие памяти.

2. Развитие пространственного

мышления.

3. Развитие наглядно-образного

мышления.

4. Развитие логического мышления.

Буров А.Н.

Диагностический блок

к технологии СИРС

занятие

СИРС по

расписанию графику

Педагог-психолог

Диагностика готовности детей к обучению в школе

1. Развитие пространственных

представлений.

2. Развитие наглядно-образного

мышления.

3. Развитие логического мышления.

Семаго М.М.

Семаго Н.Я.

«Оценка уровня

психологической

готовности к обучению в школе».

Апрель, май

Педагог-психолог


3. 5.Основное учебно-методическое обеспечение

1. Буров А.Н. «Методические разработки для проведения занятий по

развитию памяти с использованием компьютера на основе «СИРС».

2. Буров А.Н., Калашников Д.Г. «Электронное методическое пособие

по развитию понятийного мышления старших дошкольников и школьников

младших классов».

3. Буров А.Н., Майорова Е.Г. «Развитие когнитивных способностей на

основе СИРС. Быстрое чтение, память, мышление».

3.6. Материально-техническое обеспечение

1. Отдельный кабинет для совместной с педагогом-психологом

деятельности.

2. Компьютерное оборудование для реализации технологии СИРС.

3. Наглядно-тематический материал по познавательному развитию

детей.

4. Дидактические игры и упражнения на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Буров А.Н., Карпунин П.В., Лякшева Г.И., Михайличенко И.Г., Петров

М.П., Разилов Р.В., Урнышев В.П., Чертков О.М.,  Чесноков Е.Н.  

«Система Интенсивного Развития Способностей. Часть  II  Подсистемы

СИРС:  БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ (УЧИСЬ ЧИТАТЬ);

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ

ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ для школьников младших классов

(описание подсистем;  методическое пособие)».  

2.  «Методические разработки для проведения занятий по развитию

памяти с использованием компьютера на  основе СИРС /Буров

А.Н./:Методическое пособие. /Под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова/».

3.  Буров А.Н. «МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

КОМПЬЮТЕРА НА ОСНОВЕ СИРС».  Методическое пособие. Под

общей редакцией член.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.

4.  Буров А.Н., Майорова Е.Г., Калашников Д.Г. «Электронное

методическое пособие по развитию понятийного мышления

школьников младших классов. Методическое пособие».  

5.  Чиконина Г.В. «Использование компьютерной системы интенсивного

развития способностей (СИРС) в учебном процессе как средства

формирования универсальных учебных действий».


 

 http://sbzosch.ucoz.ru/polezna_info/poza.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ И ПАМЯТИ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИРС

 

Занятие №1.

Цель:  Формирование навыков компьютерной диагностики развития

образной памяти, пространственного мышления. Определение

кратковременной образной памяти, пространственного мышления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

     1. Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Компьютерная диагностика развития образной памяти.

Картинки в клетках (клетки воды). Поле 5х5. количество – 1. Время –

30 сек. До первой ошибки.

Цифры и буквы (цифры). Тест: с увеличением количества. Время – 1 сек.

Количество -3. До первой ошибки.

Запоминание цветов. Диагностика.

3.  Компьютерная диагностика развития пространственного мышления.

Плоские буквы. Уровень легкий. Диагностика.

Лабиринт.  

4.  Гимнастика для глаз.

5. Д/и «Четвертый лишний», «Подбери узор»

6.  Графический диктант

Релаксационные упражнения.

Занятие №2.

Цель:  Формирование навыков компьютерной диагностики развития

пространственного, образного, логического мышления. Определение

пространственного, образного, логического мышления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Компьютерная диагностика развития пространственного мышления.

Распознавание букв. Уровень легкий. Диагностика.

Кубики. Вид кубиков: цветные кубики. Диагностика.

3.  Компьютерная диагностика развития образного мышления.

Образное мышление (тест Равена). Режим: Диагностика, уровни  А, В.

4.  Компьютерная диагностика развития логического мышления.

Пазлы. Режим: Пазл. Диагностика, размер поля 4х4.

5.  Гимнастика для глаз.

6.  Д/и «Танграм»  

7. Пальчиковая гимнастика

8.Релаксационные упражнения.

 

Занятие №3.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы «Запоминание цвета».

Развитие  пространственного мышления на основе подсистемы

Пространственное мышление (Плоские буквы).  Развитие образного

мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  Развитие логического

мышления на основе подсистемы Пазлы.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Запоминание цвета. Стандартный тренинг.

Количество цветов -1. Время 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления. Плоские буквы. Стандартный

тренинг. Уровень легкий.

4.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена. Режим: Обучение,

уровень А.

5.  Развитие логического мышления.  Паззлы.  Режим: Пазл. Тренинг,

размер поля 4х4.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Дидактические игры «Подбери узор».

8.  Графический диктант

9. Отдых в сенсорном уголке.

Занятие №4.

 

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(цифры и буквы). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Распознавание букв),

Лабиринт. Развитие образного мышления на основе подсистемы Матрицы

Равена.  

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (цифры и буквы). Набор

– цифры. Тест с постоянными параметрами. Время – 2 сек. Количество

– 3. 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления.  Распознавание букв.

Стандартный тренинг. Уровень легкий.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 2 уровня.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена. Режим: Обучение,

уровень А.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Дидактические игры «Найди отличия в картинках», «Танграмм»

8.  Релаксационные упражнения.

 

Занятие №5.

 

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(Картинки в клетках). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Кубики), Лабиринт.  Развитие

образного мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (Картинки в клетках).

Набор – клетки воды. Поле 3х3. Количество – сколько на диагностике

запомнил. Время – 30 сек. 5-7 минут.

3.   Развитие пространственного мышления.  Кубики.  Стандартный

тренинг. Вид кубиков: звери.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 3 уровня.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена. Режим: Обучение,

уровень В.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Дидактические игры «Лабиринт».

8.  Отдых в сенсорном уголке.

Занятие №6.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы Запоминание цвета.

Развитие пространственного мышления на основе подсистемы

Пространственное мышление (Плоские буквы).  Развитие образного

мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  Развитие логического

мышления на основе подсистемы Пазлы.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Запоминание цвета. Стандартный тренинг.

Количество цветов -1. Время 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления. Плоские буквы. Стандартный

тренинг. Уровень легкий.

4.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена. Режим: Обучение,

уровень В.

5.  Развитие логического мышления.  Паззлы.  Режим: Паззл. Тренинг,

размер поля 5х5.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Дидактические игры «Танграм», «Классификация предметная»

8.  Отдых в сенсорном уголке.

Занятие №7.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(цифры и буквы). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Распознавание букв),

Лабиринт. Развитие образного мышления на основе подсистемы Матрицы

Равена.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (цифры и буквы). Набор

– цифры. Тест с уменьшением времени. Время – 2 сек. Количество – 3.

5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления.  Распознавание букв.

Стандартный тренинг. Уровень легкий.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 4 уровня.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена. Режим: Обучение,

уровень: если на предыдущем занятии (6) успешно пройден В, то

уровень С.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Пальчиковая игра. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

8.  Упражнения на релаксацию

Занятие №8.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(Картинки в клетках). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Кубики), Лабиринт.  Развитие

образного мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (Картинки в клетках).

Набор  –  клетки воды. Поле 4х4,  количество 1. Время  –  30 сек. 5-7

минут.

3.  Развитие пространственного мышления.  Кубики.  Стандартный

тренинг. Вид кубиков – фигуры.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 4 уровня.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена. Режим: Обучение,

уровень С.

6.  Гимнастика для глаз.

7. Пальчиковая гимнастика

8. Графический диктант

9. Релаксация.

Занятие №9.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы Запоминание цвета.

Развитие пространственного мышления на основе подсистемы

Пространственное мышление (Плоские буквы).  Развитие образного

мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  Развитие логического

мышления на основе подсистемы Пазлы.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Запоминание цвета. Стандартный тренинг.

Количество цветов -1. Время 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления. Плоские буквы. Стандартный

тренинг. Уровень средний.

4.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена.  Режим: Обучение,

уровень С.

5.  Развитие логического мышления.  Пазлы.  Режим: Пазл. Тренинг,

размер поля 5х5.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Графический диктант.

8. Дидактическая игра «Танграм»

9. Релаксация.

Занятие №10.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(цифры и буквы). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное  мышление (Распознавание букв),

Лабиринт. Развитие образного мышления на основе подсистемы Матрицы

Равена.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти. Каринки в клетках

Тест с уменьшением времени. Время  –  2 сек.

Количество – 3. 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления.  Распознавание букв.

Стандартный тренинг. Уровень средний.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 4 уровня.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена.  Режим: Обучение,

уровень: если на предыдущем занятии (9) успешно пройден С, то

уровень D.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Графический диктант.

8.  Релаксация.

Занятие №11.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы Развитие памяти

(Картинки в клетках). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Кубики), Лабиринт.  Развитие

образного мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (Картинки в клетках).

Набор – трехмерные фигуры. Поле 5х5. Количество 1. Время – 30 сек.

5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления.  Кубики.  Стандартный

тренинг. Вид кубиков – цветные игральные.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 4 уровня.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена.  Режим: Обучение,

уровень D.

6.  Гимнастика для глаз.

7. Пальчиковая гимнастика. Графический диктант.

7. Релаксация.

Занятие №12.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы Запоминание цвета.

Развитие пространственного мышления на основе подсистемы

Пространственное мышление (Плоские буквы).  Развитие образного

мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  Развитие логического

мышления на основе подсистемы Пазлы.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Запоминание цвета. Стандартный тренинг.

Количество цветов -1. Время 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления. Плоские буквы. Стандартный

тренинг. Уровень средний.

4.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена.  Режим: Обучение,

уровень D.

5.  Развитие  логического мышления.  Паззлы.  Режим: Паззл. Тренинг,

размер поля  –  успешное выполнение предыдущего занятия (9)  + 1

клетка.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Дидактические игры  «Танграм».

8.  Отдых в сенсорном уголке.

Занятие №13.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(цифры и буквы). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Распознавание букв),

Лабиринт. Развитие образного мышления на основе подсистемы Матрицы

Равена.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (цифры и буквы). Набор

–  буквы. Тест с уменьшением времени. Время  –  2 сек. Количество

столько, сколько запомнил на предыдущем занятии. 5-7 минут.

3.  Развитие пространственного мышления.  Распознавание букв.

Стандартный тренинг. Уровень средний.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 5 уровней.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена.  Режим: Обучение,

уровень: если на предыдущем занятии (12) успешно пройден  D, то

уровень Е.

6.  Гимнастика для глаз.

7.  Дидактические игра «Собери узор».

8.  Отдых в сенсорном уголке.

Занятие №14.

Цель: Развитие образной памяти на основе подсистемы  Развитие памяти

(Картинки в клетках). Развитие пространственного мышления на основе

подсистем  Пространственное мышление (Кубики), Лабиринт.  Развитие

образного мышления на основе подсистемы Матрицы Равена.  

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Развитие образной памяти. Развитие памяти (Картинки в клетках).

Набор – трехмерные фигуры. Поле 5х5. Количество 1. Время – 30 сек.

5-7 минут.

3.   Развитие пространственного мышления.  Кубики.  Стандартный

тренинг. Вид кубиков – цветные игральные.

4.  Развитие пространственного мышления. Лабиринт. 5-6 уровней.

5.  Развитие образного мышления. Матрицы Равена.  Режим: Обучение,

уровень Е.

6.  Гимнастика для глаз. Графический диктант.

7. Отдых в сенсорном уголке. 28

Занятие №15.

Цель:  Формирование навыков компьютерной диагностики развития

образной памяти, пространственного мышления. Определение динамики

кратковременной образной памяти, пространственного мышления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1. Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

6.  Компьютерная диагностика развития образной памяти.

Картинки в клетках (клетки воды). Поле 5х5. количество – 1. Время –

30 сек. До первой ошибки.

Цифры и буквы (цифры). Тест: с увеличением количества. Время – 1 сек.

Количество - 3. До первой ошибки.

Запоминание цветов. Диагностика.

7.  Компьютерная диагностика развития пространственного мышления.

Плоские буквы. Диагностика. Уровень легкий.

Лабиринт.  

8.  Гимнастика для глаз.

9.Дидактическая игра «Собери узор»

10. Релаксационные упражнения

Занятие №16.

Цель:  Формирование навыков компьютерной диагностики развития

пространственного, образного, логического мышления. Определение

динамики пространственного, образного, логического мышления.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

1.  Установочный этап. Инструктаж по технике безопасности работы за    

компьютером.

2.  Компьютерная диагностика развития пространственного мышления.

Распознавание букв. Диагностика. Уровень легкий.

Кубики. Диагностика. Вид кубиков: цветные.

3.  Компьютерная диагностика развития образного мышления.

Образное мышление (тест Равена). Режим: Диагностика, уровни В, С.

4.  Компьютерная диагностика развития логического мышления.

Паззлы.  Режим:  Паззл.  Диагностика, размер поля 4х4, незнакомая

картинка.

5.  Гимнастика для глаз.

6. Графический диктант.

7. Релаксационные упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...