Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»
проект по математике (младшая группа) по теме

Мельникова Людмила Идрисовна

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Математика для малышей». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. И. Мельникова

воспитатель МБДОУ ЦРР №5

«Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №5»

 г. Усть-Лабинск, Краснодарский край

Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Математический проект для детей младшего дошкольного возраста

«Математика для самых маленьких»

Характеристика проекта.

Название проекта: «Математика для самых маленьких»

Разработчики проекта:

Мельникова Людмила Идрисовна,

Надденная Олеся Николаевна,

Торлина Светлана Петровна.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, практико-ориентированный, игровой;

По содержанию: включает ребенка и семью;

По числу участников проекта: первая младшая группа, родители воспитанников, воспитатели группы;

По времени проведения: долгосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ

Сроки и этапы:

1 этап – организационный (июнь-август 2015 год)

2 этап – практический (сентябрь – апрель 2015-2016 год)

3 этап – результативный (май 2016 год)

Актуальность проекта:

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и реализации на базе нашего дошкольного учреждения долгосрочного проекта «Математика для малышей».

Проект разработан на год (первая младшая группа), с учетом возможности дальнейшего продолжения и развития для детей более старшего возраста.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их "угасание" (Хайдегер).

Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений у детей первой младшей группы (2-3 года), формирование базовых основ для успешного развития способностей и мышления у детей.

Задачи проекта:

- Развитие у детей умственных способностей, таких как: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного развития.

- Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики;

- Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;

Ожидаемый результат.  При успешной реализации поставленной цели и задач мы планируем получить следующие результаты:

  • Ребенок проявляет познавательную активность;
  • Сравнивает, классифицирует, отражает результаты в речи;
  • Ребенок имеет представление о форме, цвете, величине;
  • У ребенка сформировано стремление преодолеть трудности;

Родители:

  • Устанавливаются дружеские связи с детьми, педагогами;
  • Узнают сильные и слабые стороны ребенка, готовы к помощи и поддержке;
  • Ощущают личную сопричастность к образованию своего ребенка;

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-личностное развитие».

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Таблица №1

Первый этап               июнь-август 2015 год

Организационный

Создание условий для проектной деятельности с детьми, разработка перспективных планов.

Второй этап                           В течение 2015/2016 учебного года

Практический

Апробация тематического планирования и отбор наработанного материала по организации деятельности.

Третий этап май 2016

Результативный

Подведение итогов по реализации цели и задач. Систематизация наработанного материала, определение задач на будущее.

Первый этап – организационный.

Вся работы выстраивается с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Свою работу мы начали с изучения научно-методической литературы на эту тему, анализа практических и теоретических сведений о детской проектной деятельности в ДОУ согласно ФГОС. Проведено анкетирование родителей (приложение №1), с целью определения уровня знаний детей, выявления запросов родителей.

Составлен перспективный план на год, с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач. Разрабатываются и формируются картотеки компьютерных авторских развивающих игр, согласно тематики проекта.

Подбирается материал, оборудование для успешной реализации проекта, изготавливаются пособия, согласно перспективного плана. Для сбора материала в групповой комнате отведено отдельное место. Весь материал располагается   на полках стенки в групповой комнате и на самой стене. Дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На верхних полках располагается наглядный материал, подборки картинок, детская литература. Весь материал для педагогов: картотеки, конспекты и др. расположен внутри закрытых полок.

Второй этап – практический.

При планировании воспитательно-образовательного процесса мы используем следующие формы, методы и приемы:

  • сюрпризные моменты,
  • игровые образы,
  • игровые ситуации,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание предметов, картин,
  • беседы,
  • развивающие дидактические и компьютерные игры.

У детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действия с разнообразными предметами. Так же при построении образовательного процесса необходимо знать, что ведущей деятельностью малышей является игровая деятельность. Учитывая все эти особенности, мы разработали определенную систему, по развитию математических способностей у детей младшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему дидактических, развивающих, познавательных игр и упражнений, которые строятся, в основном, на действиях детей с разнообразными предметами. Это дает малышам возможность приобрести свой опыт освоения математических премудростей. Каждая игра или упражнения, которые мы будем использовать в процессе образовательной деятельности, сами по себе имеют методические, дидактические и психологические цели. Но организуя несколько игр или упражнений в одну образовательную систему, мы объединим их либо одним сюжетом, либо единым дидактическим материалом, что позволит нам выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка. Нашей целью не является освоение и отработка каких-то ни было математических понятий, а введение ребенка в специально организованную ситуацию, которая образует в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети не должны замечать, что идет обучение. Вся система образовательной деятельности должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Таблица №2

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

Дата

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

СЕНТЯБРЬ

Игровая ситуация «Знакомство с куклой Машей»

В начале учебного года задача заключается в том, чтобы обратить внимание детей на такой признак предметов, как – форма и величина.

1 неделя

2 неделя

Учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой-маленький.

Знакомить детей с трудными для них понятиями, усвоение смысла которых необходимо для того, чтобы вести работу по ФЭМП.  

Сравнение предметов контрастных размеров.

Накапливать сенсорный опыт у детей, обучая их различным способам обследования объектов.

Группировать фигуры по разным признакам;

Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя общее и различное;

Знакомство с игровым образом куклой Машей.

Дидактические игры для развития способности сравнивания предметов

«Какие Маша видела дома?»,

Игра-наблюдение на прогулке «Большой – маленький»,

Дидактическая игра «Веселые матрешки»,

Индивидуальная и групповая работа «Собери бусы для Маши!»

Компьютерная игра «Большие и маленькие предметы»

Игровые ситуации «Кукла Маша пришла в магазин»

Дидактические игры «Окошки», «Сравнение фигур», «Подбери правильно»,

Играть с детьми в формочки-вкладыши.

Игры в формочки – вкладыши для песка, подбирая последовательно одну в другую.

Манипуляции детей с различной мозаикой (мелкой и крупной)

манипуляции детей на

прогулке с мелкими и

крупными камешками.

Делаем большие и маленькие куличи кукле Маши.

Игры с машинами, классификация их по размеру.

Сравнивание размера обуви во время одевания на улицу.

Игры детей с пирамидками.

Игры детей с матрёшками.

Конструируем с детьми различные домики для животных, а потом обыгрываем их в свободной деятельности.

3 неделя

Учить детей сравнивать и подбирать   предметы по длине, понимать и правильно использовать в речи слова длинный- короткий;

Учить детей сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру.

Развивать зрительную память детей;

Учить детей правильно называть те предметы, которые им предложены.

Игровые ситуации с куклой Машей «Как помочь Рукодельнице», «Маша и медведь»

Дидактические игры «Длинный – короткий», «Найди круглые предметы»,

Продуктивная деятельность конструирование «Кроватка для Маши»

Компьютерная игра «Самый длинный, самый короткий»

Манипуляции детей на прогулке с песочными наборами, а также с бутылочками и коробочками различной формы и величины.

Игры детей с ленточками

различной длины. Игры детей с полосками различной длины.

Закаливающие процедуры после сна (пройди по длинной - короткой дорожке).

4 неделя

Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы;

Учить подбирать нужные формы.

Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.

Дидактические игры «Разложи фигуры по местам», «Фигуры играют в прятки», «Башни»;

Совместные игры с логическими квадратами. Игры с рамками- вкладышами.

Рассматривать с детьми различные по форме и размеру формочки и совочки.

Компьютерная игра «Геометрическое лото».

Игры детей со строительным материалом и геометрической мозаикой;

Манипуляции детей на прогулке с песочными наборами, а также с бутылочками и коробочками различной величины и формы

ОКТЯБРЬ

Игровая ситуация «Будем Машу наряжать»

В этот месяц целесообразно продолжить знакомство с формой предметов, познакомить с понятием «часть», «целое» и уделить внимание  на развитие мелкой моторики у детей.

1 неделя

Продолжить учить детей различать величину игрушек, развивать координацию мелких движений кисти рук;

Развивать зрительное восприятие, умение соотносить предметы по форме.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования:

-игры с прищепками: «Жук», «Гусь», «Крапива».

-игры с решетками: «Зоопарк», «Прогулка»

Дидактические игры по дифференциации предметов по размеру: «Орешки для белочки», «Ежик».

Создание игровых ситуаций для самостоятельного обыгрывание детьми;

Конструирование построек из крупного и мелкого строительного материала.

2 неделя

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;

Продолжить формировать представление о предметах и форме, величине;

Дать представление о понятиях «часть», «целое».

Игровая ситуация «Сделаем бусы для Маши и мамы!»

Дидактические игры: «Объемный паззл», «Собери овощи из частей», «Собери картинку»

Развитие мелкой моторики: «Крутится, вертится…», «Замоталки», «Шнурочки».

Рассматривание с детьми картинок их частей.

Самостоятельное рисование детей в уголке ИЗО

Рассматривание различных графических рисунков.

3 неделя

Продолжить развивать умение различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой-маленький;

Развивать умение различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик.

Развивать мелкую моторику кисти рук, тактильные ощущения.

Игровые упражнения «Что в мешочке», «Строим башни».

Рассматривание с детьми различных парных картинок.

Дидактическая игра «Парные картинки».  

Развитие мелкой моторики: «Доска приключений», «Крутилки - раскрутилки».

Рассматривание детьми картинок и альбомов с

сериями картинок по различным группам.

Рассматривание коллекций открыток по темам.

Самостоятельные игры детей с мозаиками, с играми на сенсорном столе.

4 неделя

Формировать умение производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить;

Совершенствование предметных действий;

Развивать произвольное внимание, зрительно – моторную координацию.

Игровые упражнения: «Найди такой же», «Строим стульчик для матрешек»;

Развивающие игры: «Рыбалка с игрушками», «Занимательная коробка», «Собери картинку».

Компьютерная игра «Что делать, чтобы сделать…. (дорожку, стул, кровать и др.). Показ образца и работа с деревянным строительным материалом.

Самостоятельные манипуляции детей с игрушками, строительным материалом.

Игры детей с пирамидками.

Игры детей с матрёшками.

НОЯБРЬ

Игровая ситуация «Цветные гномики»

В этом месяца происходит знакомство детей с основными цветами спектра.                                                       Классификация предметов по форме и цвету.

1 неделя

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Упражнять детей в назывании и различении красного.

Игровая ситуация «Город цветных человечков» (красный) Изготавливается сказочный персонаж человечек-гномик в красной одежде. Он знакомит детей с красным цветом.

Дидактические игры: классификация предметов «Форма, цвет»

Беседы с детьми во время одевания на прогулку особо выделяя красный цвет в одежде.

Самостоятельное рисование в уголке ИЗО.

Рассматривание различных альбомов с использованием красного цвета.

Учить детей называть цвет, величину предметов.

Развивать зрительную память детей. Учить детей правильно называть те предметы, которые им предложены.

Упражнять детей в назывании и различении желтого.

Игровая ситуация «Город цветных человечков» (желтый) Изготавливается сказочный персонаж человечек-гномик в желтой одежде. Он знакомит детей с желтым цветом.

Дидактические игры: классификация предметов «Фома, цвет, длина». «Красивый узор»

Самостоятельное рисование в уголке ИЗО.

Рассматривание различных альбомов с использованием желтого цвета.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Упражнять детей в назывании и различении зеленого.

Игровая ситуация «Город цветных человечков» (зеленый) Изготавливается сказочный персонаж человечек-гномик в зеленой одежде. Он знакомит детей с зеленым цветом.

Компьютерная игра «Что лишнее?»

Беседы с детьми во время одевания на прогулку особо выделяя зеленый цвет в одежде.

Самостоятельное рисование в уголке ИЗО.

Рассматривание различных альбомов с использованием зеленого цвета.

Упражнять детей  в назывании и различении голубого.

Учить детей сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, цвету.

Игровая ситуация «Город цветных человечков» (голубой) Изготавливается сказочный персонаж человечек-гномик в голубой одежде. Он знакомит детей с голубым цветом.

Дидактическая игра «Подбери по цвету».

Рассматриваем во время прогулки осенние облака и другие окружающие предметы голубого цвета.

Самостоятельное рисование в уголке ИЗО.

Рассматривание различных альбомов с использованием голубого цвета.

ДЕКАБРЬ

Игровая ситуация «Маша и гномики на Новогоднем празднике»

В этот месяц идет закрепление изученного. Классификация предметов по форме, цвету, длине.

1 неделя

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

Развивать память, мышление, восприятие.

Игровая ситуация «Накроем стол для гостей»

Дидактические игры: «Составь предмет», «Нарядные зверюшки», «Возьми столько же»

Продуктивная деятельность лепка «Бусы»

Рассматривание новогодних украшений и открыток с изображениями новогодних украшений.

Рассматривание журналов с изображением новогодних и карнавальных костюмов.

2 неделя

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Развивать память, мышление, восприятие

Игровая ситуация «Подарки для Маши»

Дидактические игры: «Найди пару», «Сколько птиц на дереве», «Что в мешочке».

Компьютерная игра «Повтори за мной»

Конструируем с детьми различные домики для игрушек, а потом обыгрываем их в свободной деятельности.

3 неделя

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы,

Развивать память, мышление, восприятие

Беседы с детьми о новогодних украшениях. Рассматривание новогодних украшений. Классификация их по форме и цвету.

Продуктивная деятельность рисование «Украшение новогодней елочки»

Дидактические игры: «Сравни» «Один-много», «Добавь, чтобы стало столько же».

Самостоятельные игры детей с игрушками.

Манипуляции детей с одеждой

(одеваем по одному- всё вместе получается много).

4 неделя

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;

Развивать память, мышление, восприятие, мелкую моторику.

Игровая ситуация «Новогодний праздник у игрушек».  Продуктивная деятельность: составление снеговика из кружков различного размера;

Компьютерная игра «Новогодние подарки»

Совместное украшение группы к новогоднему празднику.

Игры детей со снегом на прогулке, катание с горки, на санках.

ЯНВАРЬ

Игровая ситуация «К Маше пришли гости»

В этот месяц происходит введение понятий «один», «много», «столько же». Группировка предметов по цвету.

1 неделя

Учить сравнивать предметы по количеству. Упражнять в нахождении одного предмета среди других предложенных. Упражнять в отделении одного предмета от группы.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, логическое мышление.

Игровые ситуации «Лесная гостья», «Спрячь зайцев от лисы».

Дидактические игры «Парные картинки», «Цветочная поляна», «Найди пару»

Компьютерная игра «Сравни и назови сколько»;

Пальчиковые игры:

«Ладушки», «Котята», «Лягушки», «Воробьи».

Рассматривание детьми картинок и альбомов с

сериями картинок по различным группам.

Рассматривание коллекций открыток по темам.

Рассматривание различных графических рисунков.

2 неделя

Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.

Беседы с детьми на темы обобщения предметов.

Во время одевания, раздевания обращать внимание на предметы одежды, обувь.        Рисование с детьми различных фигур на снегу и на листах бумаги.

Рассматривание детьми картинок и альбомов с

сериями картинок по различным группам.

Рассматривание коллекций открыток по темам.

3 неделя

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Закрепить понятия «длинный», «короткий», знания основных цветов.

Игровая ситуация «Грязнулькин в гостях у Маши»

Дидактические игры «Какое полотенце длиннее», «Разложи расчески с полки», «Разноцветные фонарики»

Продуктивная деятельность «Раскрашивание флажков разного цвета»         

Рассматривание детьми иллюстраций в детских книгах, а также других альбомов с изображениями животных. Определение количества, классификация.

Рисование с детьми различных фигур на снегу и на листах бумаги.

4 неделя

Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.)

Закреплять представления о понятиях «один» и «много».

Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов.

Игровая ситуация «Машины помощники»

Дидактические игры: «Сбор грибов» - количество.

 «Жуки» - величина.

 «Цветы» - цветные гаммы.    «Разноцветные ленточки» - длина, цвет.

Игры на развитие мелкой моторики «Делаем из манной кашки симпатичные мордашки», «В гости к воде».

Самостоятельные игры

детей с разным количеством игрушек.

Манипуляции детей с

одеждой (надеваем по од-

ному- всё вместе - получается  много).

МАРТ

Практическая ситуация игрового типа «Как быть? Что делать?»

В этот месяц дети учатся ориентироваться в пространстве, в сутках (утро, обед, ночь)

2 неделя

Учить детей ориентироваться в пространстве, при этом правильно называя местонахождение того или иного предмета.

Закреплять запоминание последовательности тех или иных событий по сказкам

Игровая ситуация «Как быть чтобы Маши найти игрушку?»

Дидактические игры: «Что за чем?», «Где лежит?», «Где звенит?»

Совместно с детьми наводить порядок в группе, правильно располагая игрушки на своих местах. Ввести в активный словарь детей слова «на», «за», «под»

Игры детей с пирамидками, построить такую же или разные.

3 неделя

Учить с детьми названия времени суток, запоминать их названия при помощи определённых действий, совершаемых только в определённое время суток.

Игровая ситуация «Когда Маше ложиться спать?»

Компьютерные игры: «Что за чем?» (по сказкам), «Когда мы это делаем?»

Беседы с детьми в свободной деятельности о тех или иных режимных моментах, которые совершаются в определённое время.

Рассматривать картинки с изображенными на них

частями суток, и людьми, совершающими те или иные действия.

4 неделя

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, при этом правильно называя местонахождение того или иного предмета.

Учить детей выкладывать из счётных палочек какое- либо изображение по показу.

Игровая ситуация «Что делать Маше чтобы разложить игрушки по местам?»

Дидактические игры «Что не верно?», «Составь такое же» (счетные палочки)

Читать в свободной деятельности с детьми любимые сказки. После прочтения побеседовать на закрепление последовательности действий.

Самостоятельные игры детей со счетными палочками (с предложенным образцом)

Рассматривания иллюстраций к сказкам, где прослеживается последовательность смены героев (Теремок, Репка)

АПРЕЛЬ

Игровая ситуация «Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

В этот месяц происходит закрепление умений ориентироваться в пространстве и сутках; более глубокое изучение понятий «длинный», «короткий». Знакомство с понятиями «выше» «ниже», «ближе», «дальше».

1 неделя

Развивать зрительное восприятие, умение действовать по образцу, умение ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу.  

Знакомство с понятием «выше», «ниже».

Знакомство с понятием «ближе», «дальше».

Создание проблемной ситуации «Подскажи как сравнить?»

Дидактические игры «Что выше, ниже?», «Что ближе, что дальше?»

Компьютерная игра «Назови что выше? Что ниже?»

Во время прогулки обращать внимание детей на расположение предметов, растений. Какое выше, какое ниже.

2 неделя

Развитие слухового и зрительного восприятия;

Продолжить знакомить детей с частями суток через собственную деятельность и по ярким событиям или явлениям.

Развивать умение слышать и называть пространственные наречия «выше», «ниже», «ближе», «дальше». Соотносить их с местом расположения конкретного предмета.

Проблемная ситуация «Последовательность действий», «Что за чем?»

Дидактические игры: «Подскажи, когда это бывает?»,

Компьютерная игра «Найди все круглое».

Во время свободной деятельности при конструировании обращать внимание на форму, цвет и размер используемых материалов.

3 неделя

Закрепить умение сравнивать длину предметов способом наложения;

Различение частей суток по деятельности детей;

Продолжить формировать умение различать предметы по величине и цвету.

Игра ситуация «Мы помогаем», «Убиральная машина»

Дидактическая игра «Покажи правильно» – пространственные отношения.

Сравнение длины предметов (ленточки, листы бумаги и др.)

Игра: «Дружные части», «Мой день», «Когда это бывает».

Игровое упражнение «Подарки для ежиков»

В свободной деятельности обращать внимание детей на местоположение той или иной игрушки.

4 неделя

Развивать у детей умение использовать полученные знания в разных видах деятельности.

Вся неделя направлена на закрепление основных понятий формы, цвета, количества, пространственных представлений.

Дидактические игры: «Найди пару», «Сколько птиц на дереве», «Что в мешочке».

Дидактические игры: «Объемный паззл», «Собери овощи из частей», «Собери картинку»

Дидактические игры «Окошки», «Сравнение фигур», «Подбери правильно» (усложненные варианты игр).

Создание игровых ситуаций для самостоятельного обыгрывание детьми;

Конструирование построек из крупного и мелкого строительного материала.

МАЙ

Подведение итогов по реализации цели и задач

1 неделя

Закрепление представлений о форме.

Образовательное мероприятие «Такие разные фигуры.»

Участие детей в знакомых развивающих играх по тематике недели.

2 неделя

Закрепление представлений о цвете.

Совместное мероприятие детей и родителей «В мире цветных человечков.»

Участие детей в знакомых развивающих играх по тематике недели.

3 неделя

Закрепление представлений о количестве.

Образовательное мероприятие «В гостях у куклы маши.»

Участие детей в знакомых развивающих играх по тематике недели.

4 неделя

Закрепление пространственных представлений.

Спортивное мероприятие «Выше, ниже, дальше, ближе!»

Участие детей в знакомых развивающих играх по тематике недели.

Третий этап – результативный

На данном этапе будут подведены итоги проектной деятельности по разным направлениям: в работе с детьми, родителями, педагогами. А также определены перспективы дальнейшей работы.

Таблица №3

Содержание деятельности педагогов

Формы деятельности с детьми и родителями

Перспектива дальнейшей работы

Обобщение результатов, описание опыта работы.

Перенесение полученных знаний в практическую деятельность.

Определение систем упражнений и проблемных ситуаций для следующего года.

Выступление перед коллегами и родителями.

Практическое участие родителей в итоговом мероприятии.

Пополнение картотек, согласно возраста детей.

Оформление альбомов с фото деятельности на всех этапах, картотек проводимых игр, дидактических пособий.

Итоговое анкетирование родителей

Активное внедрение экспериментальной деятельности.

Необходимое оборудование к играм и заданиям, компьютерные игры находятся в разработке.

Приложение №2

Картотека дидактических игр

Форма, цвет

«Какие Маша видела дома?» 

Детям предлагается рассмотреть различные по размеру домики большие и маленькие. Классифицировать их на две группы.

«Веселые матрешки»

Нарисовали 10 матрешек различной величины в двух экземплярах.

Существует несколько вариантов игры

1 вариант: дети выстраивают их в ряд по размеру «Кто за кем?»

2 вариант: дети находят одинаковые «Найди каждой подружку-пару»

3 вариант: найди отличия «по цвету», «по размеру».

«Окошки»

Перед детьми нарисованный дом с окошками. В окошки педагог вставляет в зависимости от тематики разные варианты картинок.

1 вариант: различные фигуры. Дети классифицируют по форме

2 вариант: однотипные фигуры, но отличающиеся по цвету: классификация по цвету

3 вариант: предметы, отличающиеся по размеру, большие и маленькие.

К концу года игру можно усложнять и классифицировать предметы сразу по нескольким признакам.

«Подбери фигуру»

Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он показывает картинку, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

Классификация предметов «Форма, цвет»

Разложить на столе фигуры различной формы и цвета и предложить их сгруппировать. Вначале по выбору детей кто захочет по цвету, кто по форме. Затем усложнить, предложив найти фигуры определенной группы.

Найди предмет

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель предлагает найти предмет такой же формы какую он покажет, взяв с первого стола. И наоборот.

Башни

Педагог показывает детям три квадрата: большой, средний, маленький и предлагает построить башню, располагая квадраты на фланелеграфе по размеру. Дети берут квадраты другого цвета и располагают свои башни рядом. В начале квадраты перед ними уже разложены по цвету, а затем задание усложняются. Башни составляются по указанию воспитателя, например: большой-зеленый, средний – красный, маленький – желтый. И другие варианты классификации.

Ежик

Педагог раздает детям силуэты ежиков и просит рассмотреть их. Предлагает детям назвать цвет своего ежика и сказать, что изображено на его спинке. Каждому ребенку раздается комплект из яблочка, листика и грибочка, а прищепки каждый ребенок выбирает в соответствии с цветом ежика. Взрослый предлагает детям прикрепить «колючки»-прищепки на спинку ежика, а затем найти местечко на спинке ежика яблочку, листочку и грибочку. После того, как все дети справятся с заданием, можно поменяться ежиками и начать игру сначала.

Орешки для белочки (дифференциация по размеру)

Белочка приходит к детям с корзинкой, в которой лежат пуговицы, и просит малышей помочь ей заготовить орешки на зиму. Взрослый раздает каждому ребенку пуговицы и рассматривает их вместе с детьми, делая акцент на размере пуговиц. Затем он раздает детям баночки, обращая внимание на прорези разного размера, и предлагает пуговицы-орешки опускать в баночку в соответствии с размером. Большую пуговицу-орешек-в широкую прорезь, среднюю – в среднюю и маленькую в маленькую. Взрослый контролирует правильное выполнение игровых действий с детьми. В конце игры белочка благодарит детей за помощь.

Цветные солнышки

На ковролин ребенку предлагается прилепить круги разного цвета. Затем ребенку выдают по пять кирпичиков разного цвета. Педагог просит разложить эти кирпичики вокруг кругов, как лучики, показывая способ выполнения задания на одном из кругов. Получаются маленькие цветные солнышки.

Разноцветные бочонки

Педагог показывает ребенку игрушку, трясет ее со словами: «Ой! Что там?» Затем открывает бочонок и достает меньший по размеру: «Посмотри! В большом бочонке спрятался маленький бочонок!» Затем предлагает потрясти ребенку. Когда вся игрушка разобрана, ребенку предлагают собрать бочонки по отдельности.

Короткий-длинный, широкое – узкое

Широкое-узкое

Перед детьми разложены вначале две ленты различной ширины. дети путем наложения определяют какая шире, а какая уже. Затем, поняв алгоритм, количество лент увеличивается. Постепенно добавляется классификация по нескольким признакам, например: найти широкие желтые, узкие короткие и т. д.

Короткий – длинный

Перед детьми две дорожки: короткая и длинная. Дети проходят по каждой и определяют по какой они прошли быстро, а по какой шли дольше. Затем путем наложения подтверждают, какая длиннее. Какая короче.

Построй ручеек для кораблика

Педагог предлагает ребенку выбрать кораблик, рассмотреть его и выбрать капитана (из фигурок животного).Затем ребенку предлагается взять кирпичики такого же цвета, как его кораблик. И выложить из кирпичиков ручеек. В конце игры ребенок проводит свой кораблик по своему ручейку и имитирует гудок парохода. Затем сравнивается длина ручейков. Делает их длиннее, короче.

                          Дидактические игры по формированию представлений о величине

(размере, длине, ширине, высоте) предмета

«Большой - маленький» 

Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки картинками вверх. Рассказывает сказку, например такую.В одной сказочной стране жили разные предметы. У каждого предмета были братик или сестричка, очень-очень похожие друг на друга. Отличались они только размером — один большой, а другой маленький. И вот однажды поднялся сильный ветер. Он перепутал все предметы, разбросал их в разные стороны. Давай мы с тобой поможем найти жителям сказочной страны их братишек и сестренок. Если найдем правильно, то они возьмутся за ручки. А если допустим ошибку, то не дадут руки друг другу. Попробуем?

Ребенку нужно взять одну карточку с любым предметом, назвать его и найти ему пару. Если выбор сделан правильно, то имеющиеся на карточках замки позволят соединить карточки в парную картинку.

«Мой размер»

Воспитатель предлагает детям картинки с разными предметами. Ребенок выбирает себе только картинки с большими предметами, не зависимо от формы, а средние и маленькие отбрасывает (возможны другие варианты). 

«Больше - меньше»

Воспитатель раскладывает карточки в хаотическом порядке картинками кверху, берет одну карточку и просит ребенка отыскать еще 2 с теми же геом. фигурами, но другого размера. Ребенок сравнивает изображенные фигуры по размеру, используя понятия «больше, меньше»

«Кукла идет в гости»

Воспитатель предлагает ребенку одну куклу и 6 платьев и говорит, что нужно помочь Тоне найти ее платье. Кукла меряет все наряды, комментируя: «Это платье мне мало, нужно побольше и т.п.» Ребенок должен помочь Тоне найти ее платье.

«Кто проворней»

Воспитатель раздает детям куклы и говорит: «Кто быстрее найдет свой наряд?». Дети находят соответствующего размера платья (сначала из 3 предложенных, а затем из 6).

«Разложи по размеру»

Воспитатель отбирает для игры карточки с предметами, которые контрастно отличаются по размеру. Раскладывает их в произвольном порядке и просит ребенка распределить карточки по размеру, выбрать из них самый большой, самый маленький.

«Чудесный мешочек»

В мешочке предметы разной величины. Воспитатель предлагает ребенку достать только большие (маленькие) предметы. Ребенок на ощупь определяет размер предмета.

Игры с блоками Дьенеша:

  • Найди все фигуры как эта (по размеру).
  • Найди не такую фигуру как эта (по размеру).

 

Игры на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.

Игры с решетками

Зоопарк

Дети кладут решетки на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

В зоопарке мы бродили,                                     «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки,

К каждой клетке подходили                              делая «шаги» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно

И смотрели всех подряд:                                    или поочередно.

Медвежат, волчат, бобрят.

Н. Селютина

Прогулка

Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

На прогулку мы пойдем                                      «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам

И в футбол играть начнем.                                  решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог,- двумя руками

И с хорошей тренировкой                                   одновременно или по очереди.

Каждый станет сильным, ловким.

Л. Парамонова

Ботинки

Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

Всюду, всюду мы вдвоем                                               «Ходят» указательными и средним пальцами по клеткам

Неразлучные идем!                                                          Решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог, -

Мы гуляем по лугам,                                                        двумя руками одновременно или поочередно.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали!

После лезем под кровать,                                                  Убирают решетки в сторону. Кладут ладони обеих рук под голову.

Будем там тихонько спать!

Кто идет?

Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

Идет собака. Кот идет.                                                       Ходят указательными и средним пальцами по клеткам

И дождь идет, и град                                                          решетки, делая «шаги» на каждый ударный слог -

Еще часы идут вперед,                                                      двумя руками одновременно или поочередно.

Хоть на столе стоят.

Игры со счетными палочками

Апельсин 

Мы делили апельсин:      (Дети ритмично постукивают ребром ладони о другую ладонь.

Много нас, а он один!     (Берут в руки счетную палочку и показывают ее.

Это долька для ежа,         (Ставят палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки)

Эта долька для стрижа,    (Ставят палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки)

Эта долька для моржа,     (Ставят палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки)

Эта долька для бобра.      (Ставят палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем пальцем правой руки)

А для волка-кожура.        (Убирают счетную палочку за спину)

Он сердит на нас – беда!   (Сжимают кулаки и прижимают их к груди, хмурят брови)

Разбегайтесь кто куда!      (указательные и средние палеци обеих рук «убегают» по ногам)

Приложение №1

Анкета для родителей

  1. Фамилия Имя Отчество.

_________________________________________________________________________________________________

2. Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

3. Как часто Вы используете в совместной игре стихотворения, считалки.

а) при возможности;

б) иногда;

в) никогда.

4. Владеет ли ребенок знаниями основных цветов красный, зеленый, желтый, голубой.

а) да

б) нет

в) частично

5. может ли Ваш ребенок по словесной инструкции положить игрушку на место

а) да

б) нет

в) иногда

6. Как часто вы играете дома вместе с ребенком в развивающие игры

а) часто

б) иногда

в) никогда

7. хотели ли бы вы чтобы в детском саду более углубленно знакомили ребенка с элементарными математическими представлениями уже с самого раннего возраста

А) да

Б) нет

 

Список используемой литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М., 1984.
  2. Губанова Н., Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе/ издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ – М. 2010
  3. Воронина Л.В. Педагогические особенности проектирования инновационной модели математического образования периода дошкольного детства // Образование и наука. - 2010. - № 6
  4. Зажигина О. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования\издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС –Санкт-Петербург, 2010
  5. Трушина Л. Игры на развитие мелкой моторики (набор развивающих карточек) издательство «РЕЧЬ», Санкт-Петербург.
  6. Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника // Психолог в дет. саду. - 2009. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»

Математический проект для детей младшего дошкольного возраста «Математика для самых маленьких»...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». « Моя семья – это маленькое государство»

Семья – любви великой царство,В ней вера, праведность и сила.Семья  - опора государства,Страны моей, моей России!( И.Резник)Актуальность:  В младшем дошкольном возрасте у детей н...

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Методические рекомендации по формированию элементарных математических способностей у детей младшего дошкольного возраста, используя дидактическое пособие « Занимательная математика »

Настоящие рекомендации по работе с дидактическим материалом «Занимательная математика» могут быть использованы в работе педагогов дошкольного образовании  при организации непосредстве...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». «Моя семья – это маленькое государство»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинаютформироваться элементарные представления о явлениях общественной  жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоц...