Проект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математика с нами всегда и везде»
проект по математике (старшая группа)

Терлецкая Татьяна Игоревна

Проектпо формированию элементарных математических представлений

для детей старшего дошкольного возраста «Математика с нами всегда и везде»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по ФЭМП 44.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Проект

по формированию элементарных математических представлений

 

для детей старшего дошкольного возраста

«Математика с нами всегда и везде»

                                                                                         Автор:

                                                                              Терлецкая Татьяна Игоревна

 

п. Снегири

2018 год

Характеристика  проекта

Тип проекта - практико-ориентированный.

Участники проекта - воспитанники  дошкольного возраста,  педагоги.

Характер участия - активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями.

Сроки  реализации - краткосрочный (реализуется в ноябре 2018 года)

Паспорт проекта

 Название проекта:  «Математика с нами всегда и везде».

 Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий,              игровой.

 Срок реализации:  краткосрочный ( ноябрь)

 Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, их родители

 Охватываемые образовательные области:

 познавательное , речевое,  социально - коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Структура проекта

Актуальность:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое     развитие. 

В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
        Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Цель: повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

  • развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
  • закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
  • закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
  • совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
  • совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.

Развивающие задачи:

  • развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать.
  • Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация  мышления, памяти, внимания, воображения.
  • Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
  • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Сотрудничество с родителями:

Консультации для родителей:

«В мире пространства и времени»

«Как научить ребенка определять время»

 «Что такое Математика?»

«Математика на кухне, на даче, на природе»

«Математика дома»

 «В мире геометрических фигур»

 «Математические игры в домашних условиях»

Памятка для родителей: «Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления детей старшей группы»

 Рекомендации для родителей:

 «Учим детей логически мыслить»

 «Играем дома»

 «Игры по дороге домой»

 «Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений - игра»

  «Зачем развивать мелкую моторику у детей»

 - Оформление лэпбука: «Веселая математика»

 - Индивидуальные беседы.

Ключевые понятия:

Обучение — совместная целенаправленная деятельность взрослого и ребенка, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.

Развитие – Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие – это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения.

Воспитание – в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Одной из особенностей пространственного мышления является использование разных систем ориентации в пространстве (видимом или воображаемом). Наиболее естественной, закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. Она лежит в основе практической ориентации среди предметов и явлений. Ребенок очень рано начинает ориентироваться в окружающем его реальном, а затем и воображаемом пространстве с учетом положения собственного тела. Все предметы в пространстве он воспринимает с учетом вертикального положения собственного тела. Эта естественная позиция служит отправной точкой для создания разнообразных пространственных образов.

Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Неделя — период времени в семь суток; интервал времени в семь дней и начинающийся с понедельника.

Сутки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Сутки делятся на 24 часа.

Времена года — четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл. Различают:

Календарные времена года — в большинстве стран мира принято деление года на четыре сезона, по три календарных месяца в каждом. Астрономические времена года, которые отсчитываются от точек солнцестояния (зима, лето) и равноденствия (осень, весна). Смена времён года обусловливается годичным периодом обращения планеты вокруг Солнца и наклоном оси вращения Земли относительно орбитальной плоскости и, в небольшой степени, эллиптичностью орбиты.

Литература по теме:

1. В кругу друзей математики «Вместе дело спорится» рабочая тетрадь                             Т.Е. Ерофеева., 2013.

2. Игры, викторины, конкурсы Н.В. Федина пособие для педагогов.,2013.

3. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. Н.В.,2012. Федина.

4.Методические рекомендации. Н.О. Березина, О.Е Венецкая, Н.В. Федина.,2011

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. С.Н.Гамова, Е.Н. Герасимова, Н.В. Федина.,2015.

6. Совместная деятельность взрослых и детей основные формы,О.В. Акулова ,А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик, Н.В. Федина.,2013.

7. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

8. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина

9.А. Михайлова. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

10. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

11.Н.В.Степанова. «Дидактические игры по математике».                                                   12. Черникова Е. Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007. 185 с.       

13. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24

14. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред.                                 Т.И. Ерофеевой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.

15. Ерофеева Т. Планирование занятий по математике // Ребенок в детском саду, 2003. № 4. с.

Перспективное планирование работы по проекту ФЭМП

«Математика с нами всегда и везде»в ноябре в старшей группе

НЕДЕЛЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

«В мире пространства и времени»

Изо - Аппликация «Поможем домовенку Кузе»

Цель: продолжать обогащать представления детей о мире предметов, в частности, о мире часов. Развивать умение определять, на какие геометрические фигуры похожи детали настенных часов.

См. приложение

ФЦКМ

«Волшебные часы времен года»        

Цель: закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года,                          - закрепить умение рисовать простые объекты: листья, бабочки, солнце, сосульки.                           - улучшить технику рисования карандашами 

См. приложение                  

Дидактическая игра «Части суток»

Подвижная игра

«Назови скорей»

 

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Цель: усвоение последовательности недели

См. приложение  

                 

 ФЭМП

«Играем с Машей и медведем»

Цель: совершенствовать навык счета в пределах 10; совершенствовать умение сравнивать две группы предметов; развивать умение соотносить цифру и количество предметов; продолжать учить называть дни недели по цветам радуги; развивать представление о недельном цикле; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве на плоскости.

См. приложение      

     

Подвижная игра              

«Найди игрушку»

           

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Комплексное занятие по развитию речи  «Весёлый денёк» 

Цель: закреплять части суток.           

См. приложение

Экология с элементами ФЭМП

«Поможем Ежику»  

Цель: узнавать деревья по их плодам, листьям, учить называть объекты живой и неживой природы; развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и логических задач, развивать мышление, внимание.

Подвижная игра

 «День и ночь»

Дидактическая игра

«Вчера, сегодня, завтра»

       

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

ИЗО - Рисование         «День и ночь»                            

Цель: Продолжать знакомить с явлением контраста в искусстве, раскрыть специфику и показать средства художественно-образной выразительности. Учить создавать двухчастные контрастные композиции. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи.                    

 См. приложение

Дидактическая игра

«Встань, как я скажу»              

«Путаница»                

Цель: учить ориентироваться  в пространстве  

 Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки

См. приложение

Консультации для родителей

 «В мире пространства и времени»

 «Как научить ребенка определять время»                

См. приложение

Дидактическая игра

«Встань, как я скажу»              

«Путаница»             

Цель: учить ориентироваться в пространстве  

 Цель. Закрепить различение частей тела, определение сторон на самом себе, различение левой и правой руки

См. приложение

2 неделя

«В мире геометрических фигур»

Изо - Лепка

Интегрированное занятие по ФЭМП и лепке в старшей группе

«Грибы для ёжика»

Цель: закрепить элементарные математические представления.

Задачи:

• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи;

• Продолжать учить отвечать полным ответом на вопрос задачи;

• Закреплять умение сравнивать предметы по ширине и раскладывать их в возрастающем порядке;

• Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия, желание помогать тем, кто в этом нуждается;

• Совершенствовать представления о грибах;

• Совершенствовать навыки работы с пластилином и природным материалом;

• Развивать мелкую моторику рук.

См. приложение

ФКЦМ «Путешествие геометрических фигур»                           

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, представление о том, что фигуры могут быть разных размеров, цвета и разной формы. Учить выделять особые признаки фигур с помощью осязательного и зрительного анализа, соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Закреплять умение работать с ножницами.

 См. приложение

 ПИД по ФЭМП         

«Геометрические фигуры»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах; совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство; упражнять в решении логических задач и задач на смекалку

См. приложение

Подвижная игра

 «Семья геометрических фигур»

                     

Цель: закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры и находить их в предметах окружающей обстановки    

Интегрированное занятие по развитию речи и математике (ФЭМП)  

 «Лесная школа»

 Цель: развивать умение решать простые задачи в стихотворной форме (РР); упражнять детей в назывании «соседей» числа;

закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщать знания о геометрических фигурах; упражнять в ориентировке на листе бумаги См. приложение

Подвижная  игра с математическим содержанием

«Найди пару»    

 

Цель: закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам.

См. приложение

ИЗО Интегрированное занятие  «Путешествие в Царство геометрических фигур»

 

Цель: Упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам; учить делить квадрат на части путём складывания разными способами; отрабатывать умение срезать углы у квадрата способом закругления; составлять предмет из геометрических фигур.

Дидактическая игра

"Конструируем из палочек геометрических фигур"

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. 

См. приложение

3 неделя

«Занимательная математика»

ИЗО Интегрированное занятие    

 «В гостях у Тетушки Совы»

Цель: закрепить умение порядкового и количественного счёта, умение считать от заданного числа, сравнение множеств, умение называть смежные числа, знание о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве, выкладывание из геометрических фигур танграм изображение                                      См. приложение

Подвижные игры с математическим содержанием

 «Обруч»

«Математика в профессиях»

Цель: закреплять умение классифицировать   предметы по 2-4 свойствам.                                                      

Цель – формирование операции классификации по двум признакам, умение определять области пересечения в играх с обручами.

См. приложение

Консультации для родителей

Рекомендации  родителям    

«В мире геометрических фигур» 

«Что такое Математика?»                            «Учим детей логически мыслить»                                    

«Математика дома»

«Игры по дороге домой»

Интегрированное занятие   по лепке с элементами ФЭМП

«Путешествие по сказке «Теремок»»

Цели: совершенствовать порядковый и количественный счет в пределах от 0 до 10, умение находить место числу в числовом ряду, находить его соседей.

Закреплять знания стихов о цифрах. Закреплять знание геометрических фигур. Закреплять знания детей о частях суток, понятиях сегодня, вчера и завтра. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве листа и собственного тела.

Совершенствовать технику создания картинки с помощью пластилина, способом размазывания его по поверхности. Закреплять умение сравнивать предметы по количеству, длине, толщине

См. приложение

Дидактическая игра                                

«Кто больше, а кто меньше?»                                                  

 

Цель: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между».                                          См. приложение

ПИД по ФЭМП

"Удивительная и занимательная математика"

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков     посредством игры-путешествия

См. приложение

Подвижная игра

«Назови свой автобус»

 

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером

См.  приложение

Речевое развитие с элементами ФЭМП «В поисках сюрприза»

  • Цель: Формировать у детей элементарные математические представления,
  • Закрепить правильное произношение звука 3; называть слова на звук 3. Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей. Закрепить название диких животных и их детенышей.

См.  приложение

Экология с элементами ФЭМП

«Письмо от бабы Клавы»

Цель: Развивать экологическое мышление.

Закрепить представление о планете Земля и о источнике тепла – Солнце; эстетическое отношение к окружающей среде. Закрепить количественный счет.

ИЗО - Рисование

«Мастерская геометрических фигур»

Цель: закрепить умение аккуратно, в соответствии с заданием, наклеивать геометрические формы на готовый рисунок;
 аккуратно закрашивать отдельные детали, не заходя за контур, правильно подбирать цвета, соблюдать технику безопасности при работе с клеем.
См. приложение

Математическая викторина

 «Умники и Знайки»

Цель: итоговое мероприятие по закреплению пройденного по ФЭМП

Консультации для родителей

 Памятка для родителей

 

Рекомендации родителям.

 

«Математика на кухне, на даче, на природе»

«Математические игры в домашних условиях»

«Формирование элементарных математических представлений и развитие логического мышления детей старшей группы»

«Рекомендации родителям по формированию элементарных математических представлений – игра»

«Зачем развивать мелкую моторику у детей»

См. приложение

Беседы с детьми на темы:

 «В мире геометрических фигур»                             

 

«В мире пространства и времени»                                          

Цель: Формировать знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах; Учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы  Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.                                  

Цель: формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием

                                                               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.

В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной  категории...

Познавательно-игровой проект по формированию элементарно-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к ор...

"Удивительное путешествие в страну Математики".Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество...

Презентация на тему "ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ" внедрение центра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в предметно-пространственную среду группы в ДОУ

Презентация на тему "ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ" внедрение центра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в предметно-про...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Математики"

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательно-исследовательское развитие, речевое развитие.Формы образовательной деятельности: совместная деятельность с детьми, самостояте...

Образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Веселая математика»

Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:  Способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; Знание ...