Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Поможем Буратино»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Туктамисова Альбина Асылбековна

Ведущая образовательная область:

-     «Познавательное развитие»

Занятие проводится с детьми старшей группы (5 – 6 лет), с подгруппой в 12 человек.

Цель занятия: закреплять математические знания, практические умения и навыки через создание проблемной ситуации.

Задачи:

- Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

- Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Закреплять знания основных цветов.

- Развивать логическое мышление, внимательность.

-Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, самый короткий (и наоборот).

- Уточнить представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.

При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (рисунки-схемы, картинки частей суток на экране), словесный метод (задания для детей, беседа по заданиям), прием эмоциональной заинтересованности (спасти Мальвину), игровой прием (проблемная ситуация), использование звуковых эффектов (музыкальное сопровождение подвижной игры).

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции (задания от Карабаса-Барабаса). Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение помочь Буратино спасти Мальвину. Дети сопереживают Буратино и соглашаются выполнить задания.

Для усиления интереса к занятию вводятся конверты с заданиями от Карабаса-Барабаса. В первой половине занятия дети сравнивают две группы предметов, отгадывают загадки и закрепляют знания о геометрических фигурах. В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей (просмотр картинок времени суток, использование проектора). Было наглядно показано, чем отличаются времена суток.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми. Воспитывает у дошкольников дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.

На заключительном этапе проводится рефлексия деятельности.

Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

          Конспект образовательной деятельности составлен на основе перспективного планирования, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский, реализуемой в ДОУ, возрастных особенностей детей 5-6 лет, индивидуального подхода, системно-деятельностного подхода.

Данный конспект представлен в рамках систематической работы с воспитанниками старшей группы. Занятие проводится в начале учебного года, на этапе повторения и закрепления ранее пройденного материала.

Конспект составлен на основе интеграции нескольких образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие).

Благодаря созданию проблемной ситуации, разнообразному пособию, современным ИКТ, дети были активны, показали свои знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tuktamisova_a._stsenariy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» п. Первомайский

Конспект  образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

«Поможем Буратино»

                                                                                                           Разработала:

                                                                                     Воспитатель I  квалификационной категории

                                                                                  Туктамисова Альбина Асылбековна.

                              2016г

        Тема: «Поможем Буратино»

Цель: Закреплять математические знания, практические умения и навыки через создание проблемной ситуации.

 Задачи:

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на         основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

 Развивать логическое мышление, внимательность.

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, самый короткий (и наоборот).

Закреплять знания основных цветов

 Уточнить представления о последовательности частей суток.        

Оборудование и материалы: конверты разного цвета, игрушки-зверята, игрушки-машинки, фигуры( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), рисунки-таблички на каждого ребёнка, счётные палочки Кюизенера, презентация., экран, проектор, муз.центр.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа с детьми: беседа по мультфильму «Приключения Буратино», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

                     Ход занятия:

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

                        Я – твой друг, и ты мой друг.

                        Крепко за руки возьмёмся

                        И друг другу улыбнёмся.

Звучит минусовка из мультфильма «Приключения Буратино».

 В группу вбегает Буратино.

Буратино: Ой, куда же я попал?

Воспитатель: Это детский сад Звездочка, группа «Ладушки». Здравствуй Буратино. Ребята, поздоровайтесь с нашим гостем.

Дети: Здравствуй, Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Но ведь мне нужно совсем в другое место .

Воспитатель: А куда же тебе нужно? И что у тебя случилось?

Буратино: Карабас-Барабас заколдовал Мальвину и сказал, что колдовство его пройдет, когда я выполню все его задания (показывает конверты). Но я не могу их выполнить, ведь я же так и не попал в школу (плачет). А Пьеро сказал, что в стране Математики мне помогут. А я так и не нашел туда дорогу.

Воспитатель: Не переживай Буратино. Наши ребята тоже очень хорошо знают математику и с удовольствием тебе помогут освободить Мальвину. Ребята, вы поможете Буратино?

Дети: Да.

Воспитатель: Давай же скорее свои задания. Ребята, посмотрите что это?

Дети: Это конверты

(Конверты  разного цвета)

Воспитатель: С какого конверта мы начнем?

Дети:

Воспитатель: Какого он цвета?

Дети:………….

Воспитатель: Буратино, открывай скорее конверт.

Буратино: Тут какие-то буквы…

Воспитатель: Давай я прочитаю (берет у Буратино конверт, открывает, читает). Ребята, слушайте внимательно:

У цапли ноги длинные, а у утки…

Арбуз большой, а яблоко….

Шарф узкий, а плед….

Грузовая машина высокая, а гоночная…

Если стол выше стула, то стул…

Если правая рука справа, то левая…

Если сестра старше брата, то брат…

 (Дети отвечают на вопросы, присаживаются на стульчики )

Буратино: Вот это да. Какие ребята вы молодцы, на все вопросы ответили.

Воспитатель: Ребята, а какого цвета будет следующий конверт?

Дети:

Воспитатель: Здесь написано: «Загляните в корзину и сделайте следующее задание:………….»

Воспитатель:  Малика, поставь на верхнюю полку зверят (4) и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же машин и поставить их на нижнюю полку так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
   «Что можно сказать о количестве зверят и машин?  – По сколько зверят и машин? Как сделать так, чтобы зверят стало пять?»
   Дети помогают выполнить задания.
   «Сколько стало зверят?  (Дети пересчитывают.)

Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
   Сколько зверят? Сколько машин?  

– Сравните, что больше? Четыре машины и пять зверят – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»

  Воспитатель: Молодцы! А ты Буратино запоминай. Ребята, а какой конверт следующий?

Дети:

Воспитатель: Какого он Цвета?

Воспитатель: В этом задании Карабас-Барабас просит Буратино, чтобы он

отгадал загадки .

Воспитатель: Поможем Буратино отгадать загадки?

Дети: Да.

Воспитатель: Слушайте внимательно.

Он давно знаком со мной

Каждый угол в нем -  прямой

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат)

Теперь отгадайте следующую загадку:

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?   (круг)

 Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам  (треугольник)

У меня углы прямые,

Как и у квадрата.

Но длина у двух сторон

Разная, ребята.

Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

(На экране показываются правильные ответы.)

Воспитатель: Вот видишь Буратино какие наши ребята молодцы!

Буратино: Все я устал больше ничего не хочу.

Воспитатель: Ну как же Мальвина? Ребята, что можно сделать чтобы Буратино отдохнул?

Дети: Поиграть.

Буратино: Играть я люблю.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Воспитатель: Ребята, сейчас вы все и ты Буратино возьмёте геометрические фигуры. Пока играет музыка мы танцуем, как только она закончится все бегут к своим домикам.

Играет минусовка из мультфильма «Приключения Буратино, музыка заканчивается дети прибегают к своим домикам   . Игра повторяется 3 раза.

Воспитатель: Открываем следующий конверт

Воспитатель: Какого он цвета?

Воспитатель: А здесь задание «Дорисуй недостающую фигуру».

Ребята, я вам предлагаю сесть за столы и выполнить это задание, а ты Буратино учись.

(Дети рассаживаются за столы, воспитатель раздает рисунки-таблички)

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите  какой фигуры не хватает?

(На экране у воспитателя увеличенная  рисунок-схема)

http://thelib.ru/books/00/16/20/00162021/i_001.png

Буратино: И откуда же ваши дети все знают?

Воспитатель: Просто они очень внимательные и любят заниматься. Правда, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: А еще наши ребята знают разминку о тебе Буратино. Хочешь посмотреть?

Буратино: Да.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

(повторяют два раза)

Воспитатель: Буратино, давай откроем следующий конверт.

Ребенок:

Воспитатель: Какого он цвета?

Воспитатель: В этом конверте много палочек, а задание следующее: нужно построить лесенку и разложить ступеньки от самой длинной до самой короткой.( Работа с палочками Кюизенера)

Дети раскладывают палочки. Буратино смотрит и учится. Воспитатель с детьми обсуждают правильность выполнения задания. Один ребенк выполняют на доске.

Воспитатель: Ребята, у Буратино остался еще один конверт .

Давай Буратино посмотрим, что же в этом конверте?

Буратино достает диск.

Воспитатель: Ребята, наверно Карабас-Барабас приготовил Буратино видео задание, давайте посмотрим.

Воспитатель читает задание: «Определение время суток по картинке».

 (Дети смотрят на экран и называют время суток)

Воспитатель: Вот Буратино, наши ребята легко справились с твоими заданиями. Мы надеемся, что когда ты вернешься, Карабас-Барабас уже отпустит Мальвину.

Буратино: Молодцы ребята, вы так мне помогли. Теперь я обязательно спасу Мальвину. За это я вас отблагодарю и подарю вам диск с мультфильмом обо мне. Ну все, ребята, мне пора. Спасибо за помощь, до свидания!

Дети: До свидания, Буратино!

Воспитатель: Вот ребята, какие вы молодцы помогли Буратино спасти Мальвину. Ребята, а что же вам пришлось сделать, чтобы помочь Буратино?

Дети:…………………………………….

Воспитатель: А какое задание вам больше всего запомнилось? Тебе,……….. Тебе,…………….

Воспитатель: ……………, а что для тебя было самым трудным?

Воспитатель: Ну а теперь я предлагаю вам отдохнуть, а потом посмотреть мультфильм, который подарил вам Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Помоги Буратино»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Помоги Буратино» Цель: закрепить с детьми дни недели, их последо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Поможем Незнайке"

Конспект предназначен для обобщения представлений и умений по ФЭМП у дошкольников старшей группы, полученных в течение учебного года. В ходе занятия дети обобщают и закрепляют знания о временах года, ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Поможем Буратино»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Поможем Незнайке»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе«Поможем Незнайке» Цель: Формирование математичес...