Роль дидактического материала по математике в ДОУ.
консультация по математике на тему

Галезник Галина Анатольевна

         

 

   СОДЕРЖАНИЕ

1. Роль дидактических игр на занятиях по математике в ДОУ.

2. Классификация дидактических игр.

3. Место и продолжительность проведения дидактических игр

на занятиях по математике.

4. Разработка и усовершенствование дидактических игр в зависимости от

цели и задач математического занятия.

5. Значение дидактических игр для развития познавательных интересов у

дошкольников.

 

1. Роль дидактических игр на занятиях по математике в ДОУ.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети  - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В процессе дидактической игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.  Дидактическая игра часто  определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

Дидактическая игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических занимательных игр. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных особенностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении в других видах деятельности, новой обстановке.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

 

2. Классификация дидактических игр.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

Игры с цифрами и числами

Игры путешествие во времени

Игры на ориентирование в пространстве

Игры с геометрическими фигурами

Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", «День и ночь», «Пара», «Давай потанцуем» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Вторая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели. Например, игра «Путешествие во времени». Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.  То же самое касается частей суток предлагается игра «Перепутанница».

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате", «Муха», «Геометрическое лото» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

К четвертой группе можно отнести игры, связанные с формой геометрических фигур, длиной. Детям предлагается узнать в окружающих предметах - форму круга, треугольника, квадрата. Игра «Найди и расскажи», в которой детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли, игра «Забавные человечки», в которой закрепляются приемы сравнения предметов по длине и одновременно уточняются отношения выше, ниже, дальше, ближе. А также игра «Волшебный мешочек».

К пятой группе можно отнести дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", «Что изменилось» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1. дидактическая задача; 2. игровая задача; 3. игровые действия; 4. правила игры; 5. результат.

3. Место и продолжительность проведения дидактических игр  на занятиях по     математике.

Место дидактической игры в структуре занятия по математике определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения.

 

При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:

• игра не должна быть скучной и надоедливой;

•  игра не должна слишком возбуждать детей, так как последующее объяснение не будет воспринято должным образом;

•  игра должна соответствовать цели урока;

инструкции должны быть четкими;

•  характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;

•  в конце игры должен быть подведен итог; необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;

• игра должна быть развивающей.

 

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Дидактические игры по математике можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на прогулке, в повседневной жизни.

 

4. Разработка и усовершенствование дидактических игр в зависимости от

цели и задач математического занятия.

Начиная с 2–3-летнего возраста, маленький человек пребывает в потоке телеинформации, где сменяемость передач, возможность переключения каналов, сама манера построения фильмов – все это мозаика, приучающая с детства воспринимать различные сведения вне явной, линейной связи друг с другом.

В связи с этим современное обучение должно стремиться к приобретению новых черт, отражающих как специфику современной культуры, так и  специфичность мировосприятия и мироощущения «нового» обучаемого.

Многие поколения методистов говорили о необходимости замены на занятии одного вида деятельности другим. Педагоги, которые успешно это делают, таким образом не дают накапливаться у детей усталости, поддерживают на уроке интерес к работе, обеспечиваю разнонаправленность внимания.

Для усовершенствования скучного современного занятия необходимо, чтобы на нем происходили какие-то события (имеются в виду именно события учебного характера). Но это должны быть события в полном смысле слова, которые привлекали бы внимание учащихся самим фактом своего существования и привлекали бы настолько, что ребенок, становясь участником происходящего учебного события, усваивал бы его содержательное ядро легко, на минимуме волевого усилия. Для этого разрабатываются новые дидактические игры по математике.

В дидактической игре наиболее популярное средство дошкольного обучения, ребенок учится счету, речи и т.п., выполняя правила игры, игровые действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

По словам Сорокиной А.И., дидактическая игра - это игра познавательная, направленная на расширение, усугубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.  По словам Усовой А.П., дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия, она реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, итог ее решения обнаруживается в финале.

Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

5.  Значение дидактических игр для развития познавательных интересов у

дошкольников.

Используя различные дидактические игры на занятиях по математике,  дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников,  но  и  то,

чему он их обучает, то есть ему должна  быть  ясна  математическая  сущность

тех представлений, которые  он  формирует  у  детей.  Широкое  использование

специальных обучающих игр  так  же  важно  для  пробуждения  у  дошкольников

интереса  к   математическим   знаниям,   совершенствования   познавательной

деятельности, общего умственного развития

Играя и занимаясь с детьми,  воспитатель  способствует  развитию  у  них

умений и способностей:

-  оперировать   свойствами,   отношениями   объектов,   числами;   выявлять

простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

-   сравнивать,   обобщать   группы   предметов,    соотносить,    вычленять

закономерности чередования и следования, оперировать в плане  представлений,

стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности,  самостоятельность  в  уточнении  или

выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом  или  выполненном  действии,  разговаривать  со

взрослыми, сверстниками  по  поводу  содержания  игрового  (практического)

действия.

Основное значение дидактических игр – это обеспечивать упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств  предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.  В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

Целенаправленное  развитие  элементарных  математических   представлений

должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

 

1.  Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа - 2004 - №4.

2.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М.:Просвещение, 1987

3.  Щербакова Е.И.  Методика обучения математике в детском саду - М: Академия

4.  Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1974.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по математике (порядковый счет)

Предлагаемые карточки можно использовать для организации дидактических игр для закрепления порядкового счета, развития пространственных представлений, для формирования умения находить общее и различие...

"ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО МАТЕМАТИКЕ"

1. Найди соседей числа. Узнать какое число стоит перед, какое за или между цифрами ( _ 5 _ = 4 5 6; 8 _ 10 = 8 9 10 )2. Состав числа. На домик кладется цифра, в домик надо поселить цифры, которые в су...

Дидактический материал по математике

В презентации подобран материал для успешного освоения дошкольниками математики....

Дидактический материал по математике. Шаблоны цифр. Счет.

Цель: формирование элементарных математических представлений.Задачи:- Закрепление счета в пределах 10;- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)...

"Роль дидактических игр в математике"

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности и основным средством воспитания и обучения детей....