Программа по развитию внимания и мышления.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Гришина Анна Владимировна

Для успешного обучения в школе, необходимо в дошкольном возрасте уделять большое внимание развитию таких направлений, которые помогут в дальнейшем сформировать у учащихся любое универсальное действие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_programme.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МОК ЗАПАД

Дополнительная образовательная программа

« Развитие логики, внимания, мышления»

Программа рассчитана на возраст 4-5, 6-7 лет.

Срок реализации 1 год для возраста 6-7лет, 2 года для возраста 4-5 лет.    

                                                                                                                                                                        Потребности социальной адаптации и самореализации личности и развития общества в целом, определяемые объективными параметрами современного уровня развития производственных отношений, выдвигают на первый план новые требования к результатам образования. Как отмечено в Концепции развития образования в Российской Федерации, «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Главная цель программы развитие образно- ассоциативного стиля мышления и всех видов памяти.

   

                                                                                     Воспитатель Гришина А.В.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                    

Для успешного обучения в школе необходимо в дошкольном возрасте уделять большое внимание развитию таких направлений, которые помогут в дальнейшем сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие. Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД ( универсального учебного действия)

 3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию; самоопределения, саморазвития, самовоспитания.

Уже в предшкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно - логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимание учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:

  • элементарные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации
  • активность, раскованность мышления позволяющая находить несколько вариантов решения
  • организованность, целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях

Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе.

 Формирование любого умения проходит 4 этапа.

  • 1 Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
  • 2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
  • 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
  • 4. Контроль.

В программе показано как через специальные игры и упражнения можно, сформировать  умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающем мире. Развитие познавательных процессов у дошкольников напрямую зависит от системности в обучении. Необходимо соблюдать последовательность в применении специальных игр и упражнений с развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Желаемого результата в обучении можно достичь, используя систему. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным и занимательным. Интерес,  может, быть,  достигнут разными методами, одним из важнейших является дидактическая игра. Именно она содержит наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. Роль игры - научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату.

 

  В результате образовательного процесса мы достигаем формирование у

детей ряда важных и востребованных способностей, умений и качеств

личности – а именно:

  • способности восприятия и запоминания разных видов информации
  • устойчивости внимания
  • способности к самообучению и быстрому освоению новых знаний
  • свободы и выразительности речи
  • навыка продуктивного общения
  • кругозора и общей культуры
  • уверенности в своих силах

Цель программы:  

  • научить анализировать, думать, рассуждать
  • повысить  предметно – понятийные представления

  Задачи программы:

  • развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, развить образно - ассоциативное мышление и образную речь
  • формирование социальной активности, культуры общения и поведения в социуме
  • развитие самостоятельности, формирование потребностей в самопознании, саморазвитии.

Основные принципы работы по данной программе:

  • принцип развития.  Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность к дальнейшему развитию.
  • принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  • принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь,  и который так или иначе переживаю и осмысливаю для себя.
  • принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  • принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
  • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
  • креативный принцип. Необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам  не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой,  как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе. 

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, продолжительностью 30 минут, по 64 занятия в год.

Формы занятий.

  • совместная деятельность с педагогом
  • групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия, проводимые преимущественно в игровой форме
  • Соревнования и конкурсы

Формы контроля.

  • контроль выполнения заданий на каждом занятии
  • ведение « Дневника достижений»
  • участие в конкурсах

Общая схема организации занятия (30 мин).

  1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–7 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения.  Дети  сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–5 мин).

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–8 мин).

Педагог  с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое,  дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

5. Повторение и развивающие задания.

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.

 

    Педагог  прививает старшим дошкольникам следующие  учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия дошкольников  качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.

   

 Классификация игр используемых в процессе обучения:

  • дидактические
  • развивающие
  • игры на развитие пространственного воображения
  • игры со счетными палочками
  • загадки
  • логические задачи
  • игры, способствующие развитию творческому воображению

В системе отслеживания и оценивания результатов обучения могут использоваться тестирования, выставки, конкурсы.

Учебно- тематический план:

Наименование разделов и тем

Продолжительность( общее количество часов)

1.

Развитие внимания, памяти

64

2.

Развитие мышления

64

3.

Развитие речи

64

4.

Развитие моторики

64

К концу года обучения дети должны :

  • быть способными к самообучению и освоению новых знаний
  • способны воспринимать и запоминать разные виды информации
  • уметь концентрировать свое внимание
  • уметь свободно и выразительно выражать свои мысли  
  • развить кругозор
  • быть уверенными в своих силах

Содержание основных разделов программы.

  1. Развитие внимания и памяти

Занятия знакомят детей с понятием «память» и видами памяти.

На занятиях по данному разделу проводятся тесты для проверки

различных видов памяти. Для детей дошкольного возраста тесты проводятся в форме игры.

Формирование зрительно - предметного восприятия и словаря - одна из важных составляющих дошкольника. Достаточное развитие речевых и зрительных функций является необходимым и для формирования мышления.

 

  1. Развитие мышления.

Наглядно-образный тип мышления

С  трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», ребенок начинает мыслить, оперируя системой образов. Этот тип мышления отражается в способности ребёнка к рисованию. Рисуя, ребенок воплощает в действительность, возникающие в его сознании образы. Развитие этого типа мышления способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления  —  словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений.

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются :

  • Сравнение
  • Обобщение
  • Анализ
  • Синтез
  • классификация

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Развитие образно-ассоциативного мышления.

Занятия этого раздела направлены на развитие образно-ассоциативного

мышления. Чем лучше будут развиты эти стили мышления, тем выше

будет скорость запоминания. Поэтому, особенно на первых порах, этому

разделу отводится большее количество часов.

В первую очередь дети знакомятся с понятием «ассоциация»,

тренируются в подборе произвольных ассоциаций, выстраивании цепочек

ассоциаций. Для повышения темпа подбора произвольных ассоциаций можно

использовать различные игры и упражнения, например «Найди пару»,

«Ниточки слов», «Умные цепочки» и др. Важно, чтобы каждый ребёнок

научился не только быстро подбирать ассоциации, но и объяснять (оценивать)

получившуюся пару слов.

Следующим этапом работы является переход от непроизвольных

ассоциаций к конкретным (заданным). Для этого дети знакомятся с органами чувств .

Особое место в данном разделе занимают обобщающие занятия по

подбору управляемых ассоциаций, в которые педагог может включать

упражнения на запоминание последовательности слов (постепенно от 5 до 10-

15)

На протяжении всего раздела каждое занятие должно включать игры и

упражнения на развитие образного мышления. Дети осваивают приёмы

выделения главных признаков. На занятиях можно

использовать игры «Что это?», «Превращалки», «Внимательные глазки».

Кроме этого необходимо научить детей видеть (представлять) образы в

штрихах картин, узорах, обоях, окружающих объектах, цветах. Данные упражнения

также способствуют развитию связи между левым и правым полушариями

мозга, а, следовательно - повышают способности к образно-ассоциативному

восприятию мира.

  1. Развитие образной речи.

Так как главной задачей программы является не просто развитие

образной памяти, а развитие и совершенствование умения запоминать

информацию в общении или при изучении каких-либо литературных

источников, в программу включён раздел «Развитие образной речи».

На занятиях дети знакомятся с алгоритмами составления мини-рассказов,

рассматривая объект рассказа снаружи (описательно) и «изнутри» (используя

метод эмпатии). Дети дошкольного и младшего школьного возраста составляют

мини-рассказы о предмете, букве, цифре, геометрической фигуре,

произведении искусства.  С детьми младшего школьного возраста можно

использовать игру «Испорченный телефон», «Звенья одной цепи» и др.

Помимо работы с прозой, в данном разделе ведётся работа со

стихотворными формами, начиная от простого к сложному. Дети дошкольного

возраста знакомятся с понятиями «рифма» и «ритм» на

примере сказки Н. Носова «Незнайка и его друзья» (глава «Как Незнайка

сочинял стихи»), совместно с педагогом делают выводы о прочитанном и

формулируют правила стихосложения. Эти правила обобщаются в алгоритм, и

на его основе учащиеся составляют двустишия и четверостишия на заданные

темы. На занятиях можно использовать различные игры и упражнения - такие

как «Найди рифму», «Что напутал поэт», «Продолжи стихотворение».

  1. Развитие моторики

Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения.

  • Пальчиковые игры и упражнения (игры манипуляции, сюжетные пальчиковые упражнения, пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой)
  • Игры с палочками Кюизенера
  • Работа с крупами
  • Игры  - шнуровки


Литература:

Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа внимания». Методика развития и коррекции внимания.

А.В. Белошистая « Развитие логического мышления у дошкольников».

А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей».

Е.В. Соловьева « Математика и логика для дошкольников».

В.П. Новикова, Л.И. Тихонова « Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

М. Аромштам, О. Баранова « Пространственная геометрия для малышей».

Е.В. Колесникова « Я решаю логические задачи».

К.В. Шевелев « Развитие математических способностей у дошкольников».  

Приемы  эйдетики для детей – упражнения.

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка»

Л.Г. Петерсон, Н.П.Холина «Раз – ступенька, два – ступенька».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры – помощники, для развития внимания, памяти, мышления.

В материале описаны виды памяти, их развитие и подборка игр....

Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет.

Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие внимания и мышления.

Конспект занятия разработан для индивидуального занятия для детей старшего дошкольного возраста....

памятка для родителей "Развитие внимание, памяти, мышления посредством развивающих игр"

Пямятка для родителей содержит информационный материал о развитии познавательной сферы дошкольника, упражнения для занятий с детьми в домашних условиях, дан список настольных игр....

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

Практический материал для педагогов и психологов...