Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет.
рабочая программа (старшая группа) по теме

Пузикова Наталия Владимировна

Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №23 компенсирующего вида Невского района.


Рекомендации для родителей по развитию внимания и мышления для детей 5-7лет.

Разработала воспитатель высшей

 квалификационной категории

                                                           Пузикова Наталия Владимировна

Санкт – Петербург 2013год.

Что значит быть внимательным?

Чтобы максимально упростить ответ на этот вопрос, можно сказать так: чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания- концентрированность, устойчивость, объём, распределяемость и переключаемость.

Теория

-Концентрированность- это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

-Устойчивость- это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

-Объём внимания- это количество объектов, которое человек способен воспринять, при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребёнок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3предметов.

-Распределяемость- это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнение не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

-Переключаемость внимания- это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также  быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Тренировка наглядно-образного мышления.

Прежде чем перейти непосредственно к образному мышлению, считаем важным несколько слов сказать об этапах развития мышления вообще.

Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребёнок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние или свойства, затем происходит интериоризация этих действий, т.е. переход во внутренний план, они превращаются в действия мыслительные. При этом мыслительные действия ребёнка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками (словами, числами и д.р). В соответствии с этим различают три формы мыслительной деятельности- наглядно-действенную, образную и словесно-логическую.

Теория

-Мышление- это активный поиск связей  отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений (например, причинно- следственных и др.), на выделение в предметах и явлениях существенного, общего и единичного отличает мышление от других познавательных процессов.

-Наглядно-действенное мышление – это выделение связей  отношений путём реального действия с предметами. Этот вид мышления является первичным и, в сравнении с другими видами мышления, значительно преобладает у детей до 4-5лет. Ребёнок 5-7 лет прибегает к этому виду мышления, как правило, тогда, когда перед ним встаёт задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало. В других случаях доминирующую роль начинают играть действия с образами. Действуя в уме с образами, ребёнок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путём решает стоящую перед ним задачу. Обеспечивает этот процесс образное мышление. В 6-7 лет ребёнок всё больше начинает действовать со знаками. Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов. В качестве заместителей этих предметов используются слова и числа. Мышление, оперирующее знаками. Называется логическим мышлением.

-Различия между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для различных задач. Образное мышление является более эффективным в тех случаях, когда существенные свойства предмета или явления можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Однако когда эти свойства оказываются скрытыми, и представить их нельзя, но можно обозначить их словами или другими знаками, задача может быть решена только с помощью логического мышления.

Основной акцент в тренировке мышления ребёнка 5-7лет следует делать на развитии образного мышления, поскольку, как показывают экспериментальные данные, успешность обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит от сформированности именно этого вида мышления. Высокий уровень развития логического мышления сам по себе ещё не гарантирует такого успеха.

Что именно нужно развивать?

Образное мышление – основной вид мышления детей 5-7 летнего возраста. И как показывают исследования психологов, уже в этом возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно, преобразовать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:

1.Осуществлять мысленное преобразование образа.

Основным содержанием образного мышления является оперирование образами. А оперирование образами, в свою очередь, предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое, и многие другие. При  этом важно, чтобы образ не расплывался, не бледнел и не исчезал. Несмотря на сложность, некоторым из указанных способов мысленного преобразования образа могут овладеть даже пятилетние дети. Но для этого нужна специальная тренировка.

2.ориентироваться в  пространстве с помощью простого  плана-схемы, а также самостоятельно его  создавать.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности – пространственного мышления – является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. Способность ориентироваться в пространстве имеет с самого раннего возраста огромное жизненное значение для ребёнка, пронизывая все виды его деятельности. В своём развитии она проходит два основных этапа: первый – это непосредственная ориентировка в пространстве, осуществляемая на уровне восприятия, второй – опосредованная, опирающаяся на пространственные представления. В 6лет ребёнок уже неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому всё более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает, прежде всего, развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.

3.»Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; но является наглядным, но обобщенным и схематизированным отображением этого объекта, выделяющим в нём содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по строению и применению схематизированных образов, отображающих и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий. Так, например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребёнок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.

4.Планировать свои действия в уме.

С развитием образного мышления появляется ещё одна важная способность – это способность планировать свои действия в уме. Она даёт человеку возможность представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что ещё реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, эта способность даёт возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к правильному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены.

Наиболее интенсивно способность действовать в уме начинает развиваться в школьном возрасте, когда формируются навыки учебной деятельности. Однако основы развития этой способности необходимо закладывать ещё в дошкольном возрасте.

Используемая литература.

1.Д. Лапп «Улучшаем память – в любом возрасте». Издательство «Мир», Москва 1993г.

2.И.Ю. Матюгин, И. Рыбникова «Запоминание цифр». Эйдос, Москва 1993г.

3.И.Ю. Матюгин, Бонк И.А. «Как развивать внимание и память вашего ребенка», Эйдос, Москва 1995г.

4.Общее руководство. Изд. И.Ю. Матюгин, «126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти»., Эйдос, Москва 1993г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится - вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка...

Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста...

Общие рекомендации для родителей по развитию внимания, для детей с ОВЗ младшего и среднего возраста.

Работая воспитателями, в средней группе для  детей с ОВЗ, мы заметили, что родителям порой не хватает ясных и четких рекомендаций по организации и содержанию занятий с детьми за пределами ДОУ. Мн...

Игровая презентация "Упражнения для развития внимания, логического мышления у детей с ОВЗ"

Игровая презентация содержит следующие задания: "Какая картинка лишняя", "Подбери пару", Найди предмет такого же цвета", "Найди предмет такой же формы". Благодаря пр...

Рекомендации для родителей по развитию внимания детей с РАС.

Рекомендации для родителей по развитию внимания детей с РАС....