Циферка
материал по математике (младшая группа) на тему

Прохорова Юлия Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа "Циферка"  для детей 3-4 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop._programma_tsiferka.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития - детский сад №14» г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена                                                               «Утверждаю»

на заседании педагогического                                                     Заведующая МАДОУ

совета №___ от                                                                              «Центр развития –

                                                                                                          детский сад №14»

«__» _________ 2016                                                                      ___________Г. Х. Нарбекова

                                                                                      Протокол №     от

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

   (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ЦИФЕРКА»

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                              Составитель:

Прохорова Ю.Е.

Саранск 2016-2017 гг.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

8

4.

Содержание изучаемого курса

10

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

16

6.

Список литературы

18

7.

Приложения


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Циферка»

(далее - Программа)

Руководитель программы

Воспитатель

Прохорова Юлия Евгеньевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР - Детский сад №14»

г.о. Саранск

Адрес организации

исполнителя

г. Саранск ул. Полежаева д. 115 «а»

Цель программы

Развитие и совершенствование математических способностей у детей младшего дошкольного возраста

Направленность программы

познавательная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;

- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;

- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше; столько же;

- решать доступные занимательные и игровые задачи;

- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.

.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность дополнительной образовательной программы познавательная, обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование математических умений и навыков; формирование представлений об окружающем мире, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познание».

2. Новизна программы «Циферка». К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в занятиях в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым во время обучения, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации обучения по программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.

3. Актуальность программы. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. У детей в процессе познавательного развития складывается логико-математический опыт, представленный ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения и т. д., в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх.

4. Отличительные особенности программы. Идея программы заключается в том, что ребенок, проведя исследовательскую деятельность с плоскостным раздаточным материалом, имеет возможность сохранить полученный опыт в виде созданной им иллюстрации. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность дополнить свою картинку при помощи цветных карандашей (развить сюжет, дорисовать детали).

5. Педагогическая целесообразность программы.

Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

6. Цель программы – развитие и совершенствование математических способностей у детей младшего школьного возраста.

7. Задачи программы.

обучающие:

- учить практическим действиям сравнения, счета, измерения;

- учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;

- формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;

развивающие:

- развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);

- развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;

- развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;

воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

- воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения навыками учебной деятельности.

8. Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 3-4 года. Дети принимаются  без специального отбора, одной из задач  является дифференцированный подход к процессу обучения.

9. Срок реализации дополнительной образовательной  программы:                1 учебный  год.

 10. Форма  детского  образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

- общее кол-во часов в учебный год (октябрь-май) - 8 часов 30 минут;

- занятие 1 раз в неделю (четверг) во второй половине дня, длительностью 15 минут (один академический час).

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Система диагностики рассчитана на получение необходимой психолого-педагогической информации с целью решения в дальнейшем конкретных практических задач:

- формирование и развитие отсутствующих или недостаточно развитых математических способностей;

- целенаправленная деятельность в работе со способными детьми.

Для проверки знаний ребенка используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности.

К концу 1 года обучения ребенок может:

- сравнивать, группировать предметы по размеру, цвету, форме, цвету;

- понимать смысл обозначений: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа; на, над - под; слов: утро, вечер, день, ночь;

- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше; столько же;

- решать доступные занимательные и игровые задачи;

- проявлять интерес, любопытство к познанию окружающего мира.

Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе свободной игровой деятельности и в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

12. Форма подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговых занятий.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Добро пожаловать в математику

1

15 мин

5 мин

10 мин

2

Знакомство с понятиями один и много

1

15 мин

5 мин

 10 мин

3

Утро. Большой – маленький.

1

15 мин

5 мин

10 мин

4

День. Круг.

1

15 мин

5 мин

10 мин

5

Вечер. Высокий - низкий.

1

15 мин

5 мин

10 мин

6

Ночь. Сравнение  предметов,

1

15 мин

5 мин

10 мин

7

Число 1 и 2. Толстый, тонкий.

1

15 мин

5 мин

10 мин

8

Слева, справа, на, под.

1

15 мин

5 мин

10 мин

9

Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

1

15 мин

5 мин

10 мин

10

Числа 1, 2, 3. Наверху, внизу, посередине.

1

15 мин

5 мин

10 мин

11

Сравнение чисел 2 и 3. Логическая задача.

1

15 мин

5 мин

10 мин

12

Зима. Число 4. Квадрат.

1

15 мин

5 мин

10 мин

13

Геометрические фигуры. Логические задачи.

1

15 мин

5 мин

10 мин

14

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.

1

15 мин

5 мин

10 мин

15

Число 5 и цифра 5.

1

15 мин

5 мин

10 мин

16

Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

1

15 мин

5 мин

10 мин

17

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.

1

15 мин

5 мин

10 мин

18

Времена  года. Овал. Слева, справа.

1

15 мин

5 мин

10 мин

19

Сравнение по высоте.

1

15 мин

5 мин

10 мин

20

Куб, шар.

1

15 мин

5 мин

10 мин

21

Порядковый счет.

1

15 мин

5 мин

10 мин

22

Прямоугольник.

1

15 мин

5 мин

10 мин

23

Геометрические фигуры. Логические задачи

1

15 мин

5 мин

10 мин

24

Счет в пределах пяти.

1

15 мин

5 мин

10 мин

25

Сравнение предметов  по высоте

1

15 мин

5 мин

10 мин

26

Сравнение предметов по величине.

1

15 мин

5 мин

10 мин

27

Ориентировка во времени.

1

15 мин

5 мин

10 мин

28

Счет в пределах пяти.

1

15 мин

5 мин

10 мин

29

Числовой ряд

1

15 мин

5 мин

10 мин

30

Порядковый счет.

1

15 мин

5 мин

10 мин

31

Игра - путешествие.

1

15 мин

5 мин

10 мин

32

Математическая загадка

1

15 мин

5 мин

10 мин

33

Ориентировка во времени

1

15 мин

5 мин

10 мин

34

Развлечение

1

15 мин

5 мин

10 мин

Итого:

34

8 часов 30 мин

2 часа 50 мин

5 часов

40 мин


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 «ЦИФЕРКА»

Тема

Модуль

Количество занятий

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Добро пожаловать в математику

1

Вызвать  у детей интерес к математике, желание узнать новое.

Беседа

фронтальная

Презентация «Программа дополнительного образования «Циферка»

Тема №2

Знакомство с понятиями один и много

1

Учить детей находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из неё один предмет.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Консультация «Как дошкольнику подружиться с математикой».

Тема №3

Утро. Большой – маленький.

1

Познакомить с частью суток - утро. Учить отгадывать загадки  на основе зрительно воспринимаемой информации; сравнивать знакомые предметы по величине.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Беседа с родителями  «Развитие логического мышления у детей».

Тема №4

День. Круг.

1

Познакомить с частью суток – день, с геометрической фигурой – круг; обводить круг по точкам.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Тема №5

Вечер. Высокий -низкий.

1

Познакомить с частью суток - вечер; учить сравнивать знакомые предметы по величине.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Тема №6

Ночь. Сравнение  предметов,

1

Познакомить с частью суток - ночь. Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира».

Тема №7

Число 1 и 2. Толстый, тонкий.

1

Познакомить с числом 1 и 2 и цифрой 1 и 2; сравнивать знакомые предметы по величине: толстый, тонкий.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Беседа с родителями о возникших трудностях при обучении

Тема №8

Слева, справа, на, под.

1

Учить различать и называть пространственные направления от себя; выделять признаки сходства и различия.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Мастер-класс для родителей

«Математические игры для детей младшего дошкольного возраста»

Тема №9

Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник.

1

Познакомить с числом  3 и цифрой 3; продолжать называть числительные по порядку, указывая на предметы; видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Досуг «Математическая страна»

Тема №10

Числа 1, 2, 3. Наверху, внизу, посередине.

1

Закрепить числа и цифры, называть числительные от 1 до 3. Упражнять в ориентировке в пространстве.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Тема №11

Сравнение чисел 2 и 3. Логическая задача.

1

Учить различать равенства и неравенства групп по количеству входящих в них предметов. Развивать  зрительное внимание.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Читаем вместе с детьми: М.Дружинина «Разноцветные стихи»

Тема №12

Зима. Число 4. Квадрат.

1

Познакомить с числом и цифрой 4; обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года – зима.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Круглый стол «В мире занимательной математики»

Тема №13

Геометрические фигуры. Логические задачи.

1

Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Тематическая выставка «Дидактические игры и пособия для математического развития»

Тема №14

Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник.

1

Учить различать равенства и неравенства групп предметов, выражая результаты определения в речи; обследовать форму осязательно - двигательным и зрительным путем.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Участие родителей в создании развивающей среды.

Тема №15

Число 5 и цифра 5.

1

Познакомить с числом 5 и цифрой 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; развивать зрительное внимание.

Беседа.   Практическое занятие

групповая

Изготовление пособия по математике из подручных материалов

Тема №16

Число 5 .Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

1

Закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток. Развивать  логическое мышление.

Беседа.   Практическое занятие

фронтальная

Наглядная информация «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Тема №17

Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача.

1

Учить различать равенств и неравенства групп по количеству входящих в них предметов,

Беседа.   Практическое занятие

групповая

Тема №18

Времена  года. Овал. Слева, справа.

1

Закреплять умение различать и называть времена года.

Беседа.   Практическое занятие

Родительское собрание «Наши успехи и достижения».

Тема №19

Сравнение по высоте.

1

Упражнять в счете в пределах пяти, учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, упражнять в умении составлять предметы из треугольников.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №20

Куб, шар.

1

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно – двигательным способом; уточнить представление о временах суток.

Беседа.   Практическое занятие

Беседа с родителями « Как сделать изучение математики увлекательным» (Логические блоки Дьенеша)

Тема №21

Порядковый счет.

1

Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №22

Прямоугольник.

1

 Учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах пяти.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №23

Геометрические фигуры. Логические задачи

1

Учить видеть форму предметов, соотносить её с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Беседа.   Практическое занятие

Консультация «Математика на кухне»

Тема №24

Счет в пределах пяти.

1

Упражнять в счете в пределах пяти: учить соотносить числительное с существительным; находить заданное фигуры.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №25

Сравнение предметов  по высоте

1

Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Беседа.   Практическое занятие

Совместный досуг «В мире математики»

Тема №26

Сравнение предметов по величине.

1

Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу.

Беседа.   Практическое занятие

Читаем вместе с детьми  О. Емельянова.

Геометрические фигуры и формы.

Загадки для детей.

Тема №27

Ориентировка во времени.

1

 Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №28

Счет в пределах пяти.

1

Упражнять детей в счете в пределах пяти; укреплять знание цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №29

Числовой ряд

1

Игра, чтение.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №30

Порядковый счет.

1

Показ, инсценировка, игра.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №31

Игра -путешествие.

1

Чтение, показ сюжета, беседа.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №32

Математическая загадка

1

Развивать логическое мышление, внимание.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №33

Ориентировка во времени

1

Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете.

Беседа.   Практическое занятие

Тема №34

Развлечение

1

Итоговое занятие по освоению программы дополнительного образования «Циферка»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие формы занятий: фронтальная, групповая.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

- наглядные (демонстрация наглядных пособий);

- практические (упражнение, экспериментирование, моделирование);

- игровые (дидактические игры, ролевые игры);

- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).

Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных праздников и досугов.

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

• видео- и фотоматериалы по разделам занятий;

• литературу для обучающихся по математическому развитию (журналы, учебные пособия, книги и др.);

• литературу для родителей;

• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

• иллюстративный материал по разделам программы (рисунки, таблицы, шаблоны фигур и др.);

 • логические блоки Дьенеша, альбомы для блоков Дьенеша.

Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы связано с наличием следующих средств, предметов, инструментов:

• кабинет со столами, стульями и школьной доской;

• компьютер, проектор.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

  1. Венгер, Л. A. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. A. Венгер. – М. : Педагогика, 1989. – 120 с.
  2. Волина, В. В. Математика / В. В. Волина. – Екатеринбург: Издательство АРДЛТД. – 1997.
  3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающегося обучения /
    В. В. Давыдов. – М. : Высшая школа, 1986. – 310 с.
  4. Дидактические игры и занятия в детском саду / под ред.                            C. Н. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1985. – 92 с.
  5. Ерофеева, Т.И. В кругу друзей математики / Т. И. Ерофеева. – М. : «Просвещение», 2013. – 23 с.
  6. Колесникова, Е. В. Математика для детей 3-4 лет /
    Е. В. Колесникова. – М. : Творческий центр, 2005. – 42 с.
  7. Колесникова, Е. В. Математика для детей 3-4 лет /
    Е. В. Колесникова. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
  8. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова. – М.: «Просвещение», 1990. – 94 с.
  9. Новикова, В. П. Математика в детском саду / В. П. Новикова. – М. : Мозаика – Синтез, 2010. – 22 с.
  10. Султанова, М. Н. Путешествие в страну математики /
    М. Н. Султанова. – М. : Вентана - Граф, 2013. – 67 с.
  11. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей /                         Л. Ф. Тихомирова. – М. : Академия развития, 1996. – 45 с.
  12. Усова, А. П. Игра и организация в жизни детей / А.П. Усова. – М. : Педагогика, 1984. – 125 с.
  13. Фалькович, Т. А. Формирование математических представлений /
    Т. А. Фалькович. – М. : Вако, 2012. – 203с.

Список литературы для детей

  1. Альбом по развитию математических способностей, логического мышления, памяти, интеллекта, цвето - и формовосприятия. – Санкт-Петербург, АСТ, 2013. – 64 с.
  2. Игры для развития математических способностей. – М. : Эксмо, 2013. – 80 с.
  3. Математика для дошколят. Суперраскраска. – Санкт-Петербург, Стрекоза, 2007. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа "Циферка"

дополнительная образовательная программа по математическому развитию в младшей группе...

Веселая циферка

Стихи  про цифры...

Волшебные циферки

Мне сегодня хочется немного рассказать об уникальности методики Николая  Александровича Зайцева  «Стосчет» и  как в более простом формате, я использую ее для формирования эл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) «На помощь к Циферке»

Конспект по ФЭМП для средней группы, с применением социо-игровых технологий...

Циферки

Игры на запоминание цыфр...