Конспекты занятий по математике Для детей старшей и подготовительной группы По теме: «Деление целого предмета на части»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Аринина Марина Сергеевна

Три конспекта по математике на деление целого предмета на части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_matematike.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий по математике

Для детей старшей и подготовительной группы

По теме: « Деление целого предмета на части»

Составлено: Арининой Мариной Сергеевной

Конспект занятия №1

Программное содержание:

- Учить детей делению целого предмета на 2 равные части

- учить отражать в речи действие и результаты деления ( сложили пополам, получилось 2 равные части, половина целого, одна из двух равных частей);

- закрепить у детей представления о геометрических фигурах: прямоугольнике, квадрате, круге, шаре, кубе, конусе, цилиндре;

-продолжать развивать зрительную и слуховую активность, способствовать формированию логического мышления, развивать активную речь;

- учить детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полно и развернуто, воспитывать аккуратность.

Подготовка к занятию

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный: фланелеграф, прямоугольный лист бумаги, игрушечные медведи 2 шт.,пирог, яблоко.

Раздаточный : прямоугольный лист бумаги;

Организация и  методика проведения занятия

Т.В.Тарунтаева « Развитие элементарных  математических представлений у дошкольников»

Л.С.Метлина « Занятия по математике в детском саду»

Действия воспитателя

1 часть: игровая ситуация

Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости!

( вносятся два игрушечных медвеженка)

Это Мишка и Тишка..

Я не ожидала, что у нас будет столько гостей и испекла только один пирожок. Что же делать?

Разрезаю пирог пополам – кладу на тарелки Мишке и Тишке.

И другие угощения я приготовила только для одного гостя.

Что же мне делать?

Беру яблоко и делю его пополам.

Показываю и говорю, что половинки одинаковые, равные .

По другому эти половинки называют еще частями.

Наши медвежата наелись и им очень хочется порисовать, но у меня опять приготовлен только один лист бумаги.

Что же делать?

Выполняю то, что сказали дети, проговаривая свои действия

Я складываю лист пополам, точно подравниваю концы, заглаживаю линию сгиба.

Разрезаю. Показываю.

На сколько частей я поделила лист?

Правильно.

Я сложила лист один раз пополам и поделила его на две равные части.

Накладываю половинки друг на друга и показываю, что они одинаковые.

Вот одна половинка листа. Показываю.

Что я показала.

А это?

Сколько всего половинок?

Что такое половинка, как вы думаете?

Уточняю ответы детей.

Половинка – это одна из двух равных частей целого. Половинками называют обе части.

А если я сложу лист не пополам.

Это половинки? Почему?

2 часть: работа с раздаточным материалом

А теперь посмотрите, у вас на столах лежат листочки бумаги, разделите их на две равные части.

Слежу, чтобы дети сложили лист точно посередине.

Что  вы сделали?

Как разделили?

Что получилось?

3 часть: Игровое упражнение          « Посмотри вокруг»

Мы с вами хорошо позанимались, узнали много нового, а теперь поиграем. Посмотрите, пожалуйста вокруг и назовите мне те предметы, которые имеют форму шара ( куба, цилиндра, конуса, прямоугольника, квадрата, круга …)

Действия детей

Медвежата.

Предлагают разные варианты в том числе разделить пополам.

Разделить пополам, поровну.

Разделить лист бумаги пополам, одну половинку дать Мишке. А другую Тишке.

На две.

Половинку.

Тоже половинка.

Две.

Это части.

Нет. Они не равны.

Дети делят.

Разделили.

Пополам, поровну.

Две половинки, две части.

Ответы детей.

Конспект занятия №2

Программное содержание:

-Закрепить умение делить предмет на 2-е равные части ;                                                                          - учить детей делить целый предмет на 4-е равные части, отражать в речи действие и результат;                                                                                                             - дать представление о том, что целое больше части;                                                              - активизировать в речи детей слова четыре равные части, одна из четырех частей, 1/4, 2/4, ...;                                                                                                                    - учить анализировать и воссоздавать предметы сложной формы, составленные из моделей геометрических фигур одного- двух видов разных размеров.            

- учить детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полно и развернуто, воспитывать аккуратность.

Подготовка к занятию

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный:  фланелеграф, 4-е  куклы, лента, прямоугольник из бумаги, картинки: «ракета» ,  « дом с забором»,  « кораблик»

Раздаточный : по 2-а прямоугольных  листа бумаги на каждого ребенка, конверты с набором моделей геометрических фигур( квадратов, прямоугольников, треугольников различных видов и размеров)

Организация и  методика проведения занятия

Т.В.Тарунтаева « Развитие элементарных  математических представлений у дошкольников»;

Л.С.Метлина « Занятия по математике в детском саду»;

А.В. Белошистая « Занятия по развитию математических способностей».

Действия воспитателя

1 часть: игровая ситуация

На предыдущих занятиях мы с вами научились делить предмет на 2-е равные части.                                            

Предлагаю разделить прямоугольник пополам одному из детей.

Задаю вопросы:

Что ты сделал?

Как называются части?

Почему их можно так назвать?

Посмотрите к нам в гости пришли подружки  куклы: Катя, Маша, Лена, Наташа ( вношу кукол).

У меня есть красивая лента, но к сожалению только одна. Что мне делать?

Сколько частей получится, если я сложу ленту пополам 1 раз?

Сколько частей получится, если я сложу ленту 2-а раза пополам ( пополам и еще раз пополам) ?

Складываю ленту 2-а раза пополам, разрезаю, получаю 4-е равные части.

Как мы разделили ленту на 4-е равные части?

Сколько частей получилось?

Любой кусочек этой ленты – это одна часть.

Завязываю ленты куклам.

2 часть: работа с раздаточным материалом

У вас на столах лежат 2-а прямоугольника.

Возьмите один из них и разделите  на 4-е равные части.

Что вы сделали?

Как вы разделили  прямоугольник на 4-е равные части?

Как называется один, любой листочек из 4-х?

Покажите мне одну из четырех частей.

А теперь покажите мне целый прямоугольник.

Сравните их и скажите, какой из листочков больше?

Часть или целое?

Покажите мне одну часть из четырех.

Покажите мне две части из четырех. Что больше? Часть или целое?

Покажите мне три части.

 из четырех. Что меньше Часть или целое?

А сейчас я скажу немного по-другому.

Покажите мне 1/4.

Сколько частей показали? Что меньше  часть или целое? Что больше часть или целое?

(аналогично 3/4 ; 2/4.)

3 часть: работа с раздаточным материалом

Отложите свои листочки в сторону и посмотрите на картинку ( вывешиваю аппликацию « Ракета»

Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите:

Из каких частей состоит ракета?

Из каких фигур состоит каждая часть ракеты?

Составьте такую же фигуру.

( предлагаю собрать еще 2-3 фигуры по образцу: дом с забором , кораблик)

 Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Чему научились? Что понравилось?

Действия детей

Разделил прямоугольник пополам, поровну.

Половинками.

Потому, что они равны.

Разделить ленту между всеми куклами  поровну.

Две.

Четыре?

Сложили пополам и еще раз пополам.

Четыре.

Дети делят.    

Разделили прямоугольник на 4-е равные части.

Сложили прям-к пополам и еще раз пополам.

Любой листочек из 4-х называется частью.

Дети показывают.

Дети показывают.

Целое.

Целое.

Часть.

   

Ответы детей.

Дети смотрят.

Нос, середина, хвост.

Треугольники и квадраты.

Дети составляют.

Ответы детей.

Конспект занятия №3

Программное содержание:

-Закрепить  деление  предмета на 2-е  и 4-е равные части методом сложения, разрезания;                                                                                                                 - учить детей делить целый предмет на2-е и  4-е равные части с помощью мерки  отражать в речи действие и результат;                                                                                                             -  закрепить представление о том, что целое больше части, часть меньше целого;                                                                                                                              - активизировать в речи детей слова четыре равные части, одна из четырех частей, 1/4, 2/4, ...;  

- упражнять детей в счете ;                                                                                                     - упражнять в составлении  моделей знакомых геометрических фигур  частей по образцу ;                                                                                                                 - учить детей внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы полно и развернуто, воспитывать аккуратность.

Подготовка к занятию

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный:  фланелеграф, доска, шнур, модели геометрических фигур: прямоугольник, круг, квадрат, фигура овальной формы

 Раздаточный:  , конверты с набором моделей геометрических фигур, разрезанными на 2 и 4 части.

Организация и  методика проведения занятия

Т.В.Тарунтаева « Развитие элементарных  математических представлений у дошкольников»;

Л.С.Метлина « Занятия по математике в детском саду»;

В.П.Новикова « Математика в детском саду».

Действия воспитателя

1 часть:

Кто мне скажет, что мы делали с вами на прошлом занятии?

Правильно, делили предметы на равные части, поровну?

Какими способами мы это делали?

 А как же нам поступить, если предмет нельзя сложить?

Рисую на доске прямоугольник.

( у меня на столе лежит шнурок, равный длине прямоугольника, нарисованного на доске)

Подумайте, как его можно разделить на 4-е равные части?

(Чем можно измерить прямоугольник?

 Какую можно выбрать мерку?

Как можно разделить шнурок?)

Хорошо.

Получившийся, сложенный шнурочек надо отложить четыре раза на прямоугольнике и мелом сделать отметки.

Так мы с вами разделим прямоугольник на 4-е равные части с помощью мерки.

Что мы сделали?

 Как разделили прямоугольник?

Что получилось, Сколько частей?

Каждая из этих частей называется  одной четвертой.

Покажите мне 1 часть ( вызываю ребенка к доске)

Аналогично ( 2 части, 3…1/4, 2/4 ,…).

2 часть: работа с раздаточным материалом

Помещаю на фланелеграф модели геометрических фигур ( круг, квадрат, прямоугольник, фигуру овальной формы).

Вызываю ребенка, прошу его показать фигуру и назвать ее.

У вас на столе, в конвертах лежат такие же фигуры, но они разрезаны на 2-е или 4-е равные части. Если вы правильно подберете части друг к другу, то получите целые фигуры.

После выполнения задания прошу детей назвать полученную фигуру и количество частей в ней.

3 часть: игровое упражнение

« Кто знает – пусть дальше считает».

Ребята, давайте с вами немного поиграем.

Встаньте в круг.  Я брошу мяч одному из вас, и назову число. Тот кому я бросила мяч должен будет продолжить счет , назвать два следующих числа и вернуть мяч мне.

( Игру проводится в быстром темпе)

Действия детей

Делили предметы на 2равные части и на 4-е.

Складывали, разрезали,

Надо взять шнурок, измерить прямоугольник, а потом шнурок сложить пополам и еще раз пополам.

Разделили прямоугольник.

Мы разделили прямоугольник с помощью мерки .

Получилось 4-е части.

Дети выполняют задание.

 

 В конце занятия уточняю у детей, чему

они сегодня научились, что нового

узнали. Отмечаю тех, кто хорошо и

правильно отвечал, активно работал

 листочком с «дерева знаний».

Благодарю за хорошую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике у детей старшей группы на тему:"Путешествие в сказку Зимовье".

На этом занятии дети закрепляют знания о порядковом счёте,о геометрических фигурах(определять их на ощупь,строить геометрические фигуры из палочек).Через игру у детей формируется познавательный интере...

Конспекты занятий по математике Для детей старшей и подготовительной группы По теме: « Деление целого предмета на части»

Программное содержание:- Учить детей делению целого предмета на 2 равные части- учить отражать в речи действие и результаты деления ( сложили пополам, получилось 2 равные части, половина целого, одна ...

ПРАЗДНЕЧНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП «ВМЕСТЕ С МАМОЙ - ЦЕЛЫЙ ЧАС!»

В СИНЕМ НЕБЕ ЗВЁЗДОЧЕК НЕ СЧЕСТЬ, У ВСЕЛЕННОЙ - МНОЖЕСТВО ПЛАНЕТ! НА ПОЛЯХ ЦВЕТАМ ВЕСНОЮ ЦВЕСТЬ. СТОЛЬКИМ, ЧТО ЧИСЛА ТАКОГО НЕТ!КАК ЖЕ МНОГО ЛИСТЬЕВ  У БЕРЁЗ! И РОСИНОК УТРОМ ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математики».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математики»....

Конспект занятия по математике для детей старшей группы ДОУ. Тема «Число 1»

Конспект НОД по «Познавательному развитию» (ФЭМП). Старшая группа...