Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Александрова Елена Борисовна

Учить детей применять свои знания в изменившихся условиях: "Космическое путешествие". Умение делить квадрат на восемь равных частей, путем складывания по диагонали. Упражнять детей в сложении и вычитании чисел. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение анализировать, логически мыслить. Учить детей преодолевать трудности, вызвать у детей желание прийти на помощь, давать самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosmicheskoe_puteshestvie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Кстовского

муниципального  района

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 41 села Чернуха

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Космическое путешествие».

                                   Воспитатель: Александрова Елена Борисовна

                                        МБДОУ д./с. № 41, с.Чернуха.

                                              2015 г.

Задачи:

Учить детей применять свои знания в изменившихся условиях: «Космическое путешествие». Умение делить квадрат на восемь равных частей, путем складывания по диагонали. Упражнять детей в сложении и вычитании чисел. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать умение анализировать, логически мыслить. Учить детей преодолевать трудности, вызвать у детей желание прийти на помощь, давать самооценку.

Методические приемы:

Игровая ситуация, внесение письма, проблемная ситуация, сюрпризный момент.

Словарная работа:

Активизация словаря – планета, капитан, ракета, профессор.

Формирование словаря – одна восьмая, две восьмых.

Материал:

Игра «Сфинкс» на каждого ребенка, фишки, квадрат из цветной бумаги, ножницы, набор геометрических фигур разного размера и цвета, три обруча, образцы игрушек, составленных из восьми треугольников, плакат с изображением «Луношки» и примеров.

Предварительная работа:

Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, деление квадрата и круга на четыре части, классификация геометрических фигур по двум признакам (цвет и форма, величина и цвет).

Ход занятия.

Воспитатель

Предполагаемые ответы и действия детей

-Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте посмотрим от кого. Оно от профессора Знайкина. Он приглашает побывать на планете «Математика».

- Ребята, вы хотите попасть на эту планету?

- А на чем мы можем долететь до планеты?

- Давайте займем свои места и изготовим из деталей «Сфинкса» нашу ракету (показываю образец постройки, провожу индивидуальную работу: детям, которые испытывают затруднения даю подсказку, с чего начать работу, с какой детали. Детей, которые закончили быстрее остальных, прошу оказать помощь: - Вова, ты уже справился- помоги, пожалуйста, Ире, чтобы она побыстрее отправилась в полет).

- Ну вот, наши ракеты готовы. Ребята, у каждого космического корабля должен быть капитан. Как же нам его выбрать?

- Каким должен быть капитан?

- Правильно, а еще он должен быть сообразительным и внимательным. Сейчас мы его выберем. Я вам буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. У кого фишек окажется больше, тот и будет капитаном.

- Сколько ушей у двух малышей?

- Сколько концов у одной палки?  А у двух палок?

- Сколько дней в неделе?

- Ты, да я, да мы с тобой – это сколько человек?

- Сколько шей у пяти журавлей?

- Четыре ноги, а ходить не может.

- Сколько хвостов у двух ослов?

- Какой день недели наступит после воскресенья?

- На столе стоит три стакана с ягодами. Ваня съел один стакан ягод. Сколько стаканов стоит на столе?

- Стоит дуб, на дубу три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок ?

- Сколько будет два плюс три?

- Сколько месяцев в году?

- А теперь, ребята, посчитайте у кого сколько фишек. У кого 2 фишки, 3, 4? Как вы думаете, кто у нас будет капитаном?

- Капитаном у нас будет …

- А теперь нам пора отправляться в путь. Капитан дает обратный отсчет и команду «Пуск!».

- Давайте закроем глаза (включаю таинственную музыку, располагаю на мольберте изображение планеты).

- Вот, ребята, мы с вами и прилетели на нашем космическом корабле на планету «Математика». А как вы думаете, кто живет на этой планете?

- Ну что же, начнем наше путешествие. А вот и первая станция. Здесь живут цифры. С какими цифрами, ребята, вы уже познакомились?

- А что можно делать с цифрами?

- Профессор Знайкин  хочет знать, хорошо ли вы знаете цифры и умеете ли вы считать.

На планете есть космодром и у каждой ракеты есть номер. Но ракеты так много летают, что на некоторых из них стерся номер, а ракеты должны стоять по порядку.  Профессор хочет вас попросить, чтобы вы «вписали» пропущенные цифры (раздаю карточки с пятью ракетами, на одной из которых пропущена цифра).

- Ребята, будьте внимательны, ведь цифры должны стоять по порядку (проверяю правильность выполнения задания).

- Ну вот, ребята, с первым заданием вы уже справились. Но мне кажется, что я слышу какие – то сигналы. Послушайте! Кто – то просит о помощи.

- Посмотрите, дети, какая – то паутина и там внутри кто – то есть. Что нам делать?

- Но ведь это не простая паутина, а космическая. И выручить из беды неизвестное существо мы сможем, если правильно решим примеры.

- Каждый решит по одному примеру, и, я думаю, тогда паутина порвется.

(Провожу  индивидуальную работу).

- Вова, проверь еще раз, правильно ли ты сложил числа.

- Саша, будь внимательна. Сколько будет четыре плюс один?

- Дети, а теперь давайте все вместе проверим, правильно ли вы решили примеры.

- Дима, как ты думаешь, Вова правильно посчитал?

(Когда все примеры решены – «паутина» рвется, появляется космический человечек).

- Посмотрите, ребята, мы с вами освободили какого – то человечка это , наверное, тоже житель планеты. Давайте ему придумаем имя.

- Ребята, я предлагаю взять его путешествовать вместе с нами.

- Как вы думаете, профессор Знайкин будет доволен, если посмотрит, как мы решали?

- Ребята, нам  надо отправляться в путь.  Следующая станция – «Геометрические фигуры».

- Какие фигуры вы знаете?

- Чем фигуры могут отличаться друг от друга?

- На своей планете профессор построил для фигур три дома. А они пошли гулять – заплутались, сбились с пути и не знают куда им идти. Поможем фигурам найти свой дом.

(Подходим к трем обручам. Геометрические фигуры разложены вне обручей.

- В красном обруче должны быть все красные фигуры, в зеленом – все треугольники, а в желтом – все маленькие фигуры. Ребята, вы по очереди будете брать геометрические фигуры и,  определять где у не дом.

- Какая фигура должна лежать на пересечении красного обруча и зеленого?

- Какая фигура должна лежать на пересечении зеленого и желтого обручей?

- Какая фигура должна лежать на пересечении трех обручей?

- Посмотрите, ребята, все ли фигуры попали в свой дом?

- Я теперь надеюсь, что они не потеряются.

- Следующая станция «Разминка».

- Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолет

Раз, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре

И на месте походили.

- Один, два – все вставайте.

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь,

Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

- Мы с вами зарядились, теперь можно отправляться в путь дальше. Следующая станция – стация «Деления».

- Ребята. Вы умеете делить?

- Как можно разделить предмет?

- На сколько частей?

- Вспомните, на сколько частей мы делили квадрат?

- Как мы это делали?

- Сегодня профессор хочет нас научить делить квадрат на восемь частей. Сначала сложим квадрат пополам. А потом?

- Сколько частей у нас получилось?

- Как можно назвать одну часть из четырех?

- А как вы думаете, как надо сложить квадрат, чтобы получилось восемь частей?

- Надо квадрат развернуть и сложить его по диагонали.

- А теперь, сколько частей получилось?

- На какую геометрическую фигуру похожи эти части?

- Как можно назвать одну фигуру из восьми?

- Одна восьмая.

-А теперь, ребята, разрежьте ножницами части и еще раз посчитайте, сколько же частей у нас получилось?

- Ребята, а профессор Знайкин приготовил для вас сюрприз. Оказывается из этих треугольников можно сделать игрушки. И он, ребята, хотел бы вас попросить, чтобы вы сделали такие игрушки и подарили малышам, чтобы они тоже выросли такими же умными и сообразительными. Он приготовил для вас образцы этих игрушек. Сейчас мы с вами потренируемся, как их можно сложить.

- На этом, ребята, нам пора заканчивать свое путешествие. Как вы думаете, профессору понравилось, как мы справились с его заданиями?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто хочет рассказать о себе, что он узнал нового, что было трудно, что легко?

- Ребята, я думаю, что нам тоже надо написать письмо профессору и рассказать о своем путешествии.

- А теперь отправляемся в обратный путь. Капитан дает команду, закрываем глаза и попадем обратно в детский сад.

 

-Да, хотим.

-На самолете, ракете, звездолете.

- Капитан должен быть смелым и храбрым.

- Четыре уха.

- Два конца.

- Четыре конца.

- Семь дней.

- Два человека.

- Пять шей.

- Это стул.

- Два хвоста.

- После  наступит понедельник.

- Три стакана.

- На дубе яблоки не растут.

- Это будет два.

- В году 12 месяцев.

- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

- На это планете наверное живут цифры и фигуры.

(Дети считают от1 до 10)

- Можно складывать, вычитать, сравнивать.

- Надо порвать паутину.

- Выручить.

(Дети решают примеры на сложение и вычитание).

(Дети зачитывают свои примеры, а остальные определяют правильность решения)

- Инопланетянин, Луношка.

- Да, мы решили все правильно.

- Квадрат, круг, треугольник, овал.

- У одних есть углы, а у круга и овала углов нет.

(Дети по порядку берут фигуры, определяют в какой «дом» ее поселить).

- Все красные треугольники.

- Все маленькие треугольники.

- Маленький красный треугольник.

- Да.

(Дети делают движения в соответствии с текстом).

- Да.

- Пополам.

- На две части, на четыре части.

- Мы складывали.

- Сложим еще раз пополам.

- Четыре части.

- Одна четвертая, четверть.

- Еще раз пополам

- Восемь частей.

- Одна восьмая.

(Дети выкладывают на альбомном листе одну из моделей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Встреча с медвежонком»

Детям предлагается полететь на самолете, но самолет ломается и дети приземляются в лесу. Как же им добраться до детского сада? Они встречают мишку, он предлагает выполнить его задания, тогда он покаже...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказочный лес»

Закрепить знание числового ряда, упражнять в разгадывании загадок, учить пользоваться условной меркой при измерении жидких и сыпучих веществ. Формировать в умении группировать геометрические фигуры по...

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в Антарктиду"

Задачи:Закреплять у детей прямой и обратный счет в пределах десяти. Продолжать учить сравнивать и действовать с числами. Развивать умение "читать" схему и строить по ней (палочки Кюизенера), анализиро...

Конспект познавательной игры по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе: «Путешествие в Антарктиду».

Задачи:Закреплять у детей прямой и обратный счет в пределах десяти. Продолжать учить сравнивать и действовать с числами. Развивать умение "читать" схему и строить по ней (палочки Кюизенера), анализиро...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическое королевство» в средней группе

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в математическое королество" в средней группе...