СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
методическая разработка по математике на тему
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:" СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_matematika.docx | 1005.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель:
Парфенова Елена Анатольевна
г.Тейково
2016г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...8
Аналитические результаты опыта работы…………………………………...…...11
Заключение………………………………………………………………………….13
Литература…………………………………………………………………………..17
Перечень разработанного материала……………………………………………...18
Введение
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.
Математика - это одна из наиболее важных областей знания современного человека. В наше время, когда люди широко используют технику (в том числе и компьютерную) - это требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.
В мир математики ребенок попадает с маленького возраста. А в течении всего дошкольного возраста у ребенка начинают формироваться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут служить фундаментом для развития его интеллекта и учебной деятельности.
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главная из которых - это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.
К проблеме обучения математике дошкольников обращались педагоги и ученые Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.
Специальных пособий они не разработали, а основные свои идеи включили в книги по воспитанию и обучению.
Современные педагоги внесли новые подходы к обучению детей элементам математики. Щербакова Е. И. разработала учебное пособие «Теория и методика математического развития дошкольников». В своем пособии она использовала прогрессивные идеи классической и современной педагогики и психологии по проблемам обучения детей дошкольного возраста элементам математики (Л. А. Венгер, Р. Грин, В. В. Данилова, Е. Дум, Т. И. Ерофеева, Я. А. Коменский, В. К. Котирло, В. Лаксон, А. М. Леушина, М. Монтессори, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр, Е. И.Тихеева, М.Фидлер, Ф.Фребель и др.).
На современном этапе проблемой математического развития детей занимались Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я. и др. Они считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок - это облегчает процесс обучения и заинтересовывает детей (так как дети дошкольного возраста любят сказки, герои сказок любимы детьми, почти во всех сказках можно найти математическое начало, поэтому и принимается, и усваивается детьми незаметно, и легко).
Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребёнка, которая позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия – это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Актуальность. На основании Концепции математического образования в Российской Федерации (утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г), где в основу разработки системы были положены базовые принципы, цели, задачи и основные направления для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, показывает, что математика для дошкольника должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом. В связи с этим меня заинтересовала проблема, как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ.
Использование сказки в процессе обучения позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету.
Сказку считаю одним из важных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Поэтому определила тему самообразования: «Сказка, как средство формирования математических представлений у дошкольников».
Целью работы стало: создание системы работы по развитию математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей дошкольного возраста.
Для реализации цели поставила следующие задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: (анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям).
- Развивать у детей высшие психические функции: умение рассуждать и доказывать;
- Развивать у детей временные и пространственные представления;
- Учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни;
Для повышения профессиональной компетентности поставила следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно – пространственную развивающую среду в группе (разработка картотеки игр и игровых упражнений для формирования математических представлений через сказку у дошкольников).
3. Разработать и реализовать перспективные планы.
4. Провести мониторинг с целью определения уровня сформированности математических представлений у дошкольников через использование сказки.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.
Новизна опыта заключается в разработке и использовании авторских математических игр и упражнений с элементами сказок в работе с детьми дошкольного возраста.
В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:
- Принцип индивидуального подхода (предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности).
- Принцип научности обучения и его доступности (означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания).
- Принцип активности (в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка).
- Принцип последовательности (предлагает такой логический порядок изучения учебного материала, когда вновь полученные знания опираются на ранее полученные).
Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические.
- Наглядный метод обучения: (демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей).
- Словесный метод: (рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры).
Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.
- Практический метод (упражнения, опыты, продуктивная деятельность)
- Игровой метод, основанный на ведущем виде деятельности дошкольников – игре.
На этапе завершения дошкольного образования формируются следующие целевые ориентиры:
- Дети активно используют математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
- У детей сформировано активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умеют выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
- Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
- Ребенок способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Основная часть
Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена необходимая методическая литература и опыт других образовательных организаций. Свою работу решила построить по следующим направлениям:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Работа с воспитателями ДОУ и педагогами школы.
Для реализации работы с детьми были использованы следующие педагогические условия:
- Учёт возрастных, речевых, психических и индивидуальных особенностей дошкольников.
- Использование игр в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Привлечение родителей и педагогов в процесс формирования математических представлений посредством сказки у детей дошкольного возраста.
Для работы с детьми разработала и использую перспективное планирование по формированию математических представлений через сказку на все возрастные группы, картотеку игр и игровых упражнений, которые широко использую в непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» и в режимных моментах.
В младшем возрасте использовала более простые игры и упражнения по формированию математических представлений посредствам сказок: «Колобок» (знакомство с геометрическими фигурами), «Три медведя» (знакомство с понятиями высокий-низкий, длинный-короткий, большой-маленький), «Помоги Курочке Рябе» (собери целое).
Для детей старшего дошкольного возраста игры и игровые упражнения усложнялись: например сказка «Лиса, заяц и петух» (ориентировка в пространстве), сказка «Зимовье зверей» (количество и счет), сказка «Златовласка» (измерение).
При обучении детей элементарным математическим представлениям, использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания.
Игры и игровые упражнения подбирала по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В группе оборудовали центр «Сказочная математика» :
- Подобрали дидактические игры; развивающая игра "Математика"; конструктор "Цифры"; развивающая игра "Собери сказку"; математическое домино; развивающая игра "Поиграем, посчитаем» и т.д.;
- Оформили папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты» и т.д.;
- Оформили театрализованный уголок. Театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный театр, (в качестве героев выступают сами дети).
- Подобрали методическую, художественную литературу, - аудио и – видео записи через которую дети инсценируют сказку, у детей складывается целостное представление о сказке, как о литературном произведении.
Для воспитателей подготовила и провела семинар – практикум по теме: «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений»; буклет «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку»; памятки «Как вызвать интерес к математике у детей дошкольного возраста».
Активными участниками образовательного процесса являлись и родители. Взаимодействие с ними происходит по разработанному плану, в котором указаны формы проведения, и тематика встреч.
Дети совместно с родителями приняли активное участие в проекте «Математический Знайка», который проходил в рамках исполнения плана мероприятий по реализации Концепции математического образования в РФ.
Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Как развить математические способности детей сказкой», наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Нетрадиционные методы работы со сказкой», разработала памятку для родителей по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку
«Сказочные игры и упражнения по математике, в которые можно играть дома»
Аналитические результаты опыта работы
Для определения уровня развития математических знаний и умений у дошкольников руководствовалась методикой обследования С.Е.Гавриной; Н.Л.Кутявиной; И.Г.Топорковой; С.В.Щербининой. (Приложение)
Сравнительная диаграмма уровня математического развития дошкольников
Мониторинг показал, что качество проводимой работы по формированию математических представлений через сказку у детей дошкольного возраста с 2013-2015 учебного года повысился на 40%.
В результате проведенной работы дети к старшему дошкольному возрасту могут:
- Различать и называть части суток, дни недели, месяцы, времена года.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал, шар, куб, цилиндр и др.) и определять их свойства. Составлять композиции из фигур.
- Знают цифры от 0 до 10, прямой и обратный счет, соседей числа. Сравнение чисел.
- Могут соотносить цифры (0-9) с количеством предметов.
- Решать задачи на сложение и вычитание в одно действие.
- Сравнивать 2 группы предметов, используя знаки сравнения «>», «<».
- Сравнивать предметы по длине, измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
Использование сказок положительно влияет на развитие математических способностей.
Комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов; помогают запомнить простейшие математические понятия: (справа, слева, впереди, сзади) воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизаци
Заключение
При использовании сказок в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста основной акцент делается на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.
Таким образом, в заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование сказок в системе математического развития у дошкольников считаю наиболее приемлемым, так как сам педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе математического развития своих детей.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование сказок в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста является эффективным и действенным.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме, расширяя её разными видами устного народного творчества (стихи, потешки, загадки и т.д.); пополнять предметно-развивающую среду в группе; создание авторской программы по «формированию математических представлений через малые фольклорные формы»; разработка компьютерных математических игр и распространение их в сетевом пространстве.
Литература
1.Концепция математического развития в РФ (Утвержденная Правительством РФ от 24.12.2013г)
2. «РАДУГА» (Доронова Т.Н., Гризик, Соловьева Е.В., Якобсон С.Г., М.: Просвещение, 2010г.)
3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. (Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада), пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 23.
4.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа Учебно-методическое пособие- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000.
6. Колесникова Е.В. Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками, М.: Творческий центр СФЕРА, 2011.
7.Е.С.Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА, 2009.
8.Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. -Новосибирск: 2000.
9.Ерофеева Т.И. и другие. (Математика для дошкольников) М.: Просвещение 1992.
10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.,1990.
11. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ М.:ТЦ СФЕРА, 2005.
12.С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина и др. Математика. М.:РОСМЕН, 2015. (Школа для дошколят)
Перечень разработанного материала
- Перспективные планы средняя, старшая, подготовительная группы.
- Картотека игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений посредством сказки.
- Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие»: «Путешествие Лелика», «Веселый счет», «В гостях у сказки», «Цветик-Семицветик».
- Семинар – практикум для педагогов по теме: «Сказка как средство формирования элементарных математических представлений»;
- Памятка для педагогов по теме: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку»;
- Памятка для педагогов по теме: «Как вызвать интерес к математике у детей дошкольного возраста»;
- Собрание для родителей по теме: «Как развить математические способности детей сказкой»,
- Наглядно-информационные консультации: «Сказочная математика для дошкольников», «Развитие математических способностей у дошкольников», «Нетрадиционные методы работы со сказкой»,
- Памятка для родителей по теме: «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через сказку «Сказочные игры и упражнения по математике, в которые можно играть дома»
- Папки для рассматривания: «Веселый счет», «Математические домики» (состав числа), «Сказочные лабиринты» и т.д.;
- Дидактические игры: «Сказочный счет», «Математические пазлы», «Математическое панно «Теремок», «Домики сказочных героев» (состав числа).
Диагностическая карта
обследования математического развития у детей старшего дошкольного возраста
Дата обследования____________ Детский сад______________ Возрастная группа____________
Цель: ________________________________________________________________________
Тема | № задания | Результаты | ||
СЧЕТ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
СОСТАВ ЧИСЛА | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 | ||||
ГЕОМЕТРИЯ | Задание 1 | |||
Задание 2 | ||||
Задание 3 | ||||
Задание 4 | ||||
Задание 5 | ||||
Задание 6 |
Высокий уровень- больше половины заданий ребенок выполнил самостоятельно и без ошибок; остальные задания ребенок выполнил с мелкими ошибками, исправил самостоятельно.
Средний уровень- больше половины заданий ребенок выполнил с мелкими ошибками, исправил их самостоятельно, при выполнении заданий ребенку потребовалась небольшая помощь взрослого, возможно, несколько заданий (1-3) ребенок не смог выполнить или выполнил только с помощью взрослого
Низкий уровень- ребенок не смог выполнить больше половины заданий или выполнил их с помощью взрослого; меньше половины заданий ребенок выполнил с мелкими ошибками, исправил их самостоятельно, возможно, ему потребовалась небольшая помощь взрослого.
В соответствии с видами деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разработана модель предметно-развивающей среды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".
Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....
Фольклор как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Фольклор как средство формирования математических представлений...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной к...
Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».
На мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их р...
Сборник дидактических игр, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Формирование математических представлений — одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста.Поэтому данный сборник дидактических игр будет очень актуален для воспита...
Сказка, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Сценарий занятия по ФЭМП в младшей группе детского сада...
- Мне нравится (1)