"Инновационная деятельность на базе КФУ"
учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа) по теме

Хусаинова Зинира Глимхановна
Танграм, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
 
     Головоломка Танграм успешно используется  в работе с детьми, интерес к ней  то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом, как развивалась наша игра. Конечно, Танграм использовался мной в работе с детьми давно, но не настолько творчески.  В этом году мои воспитанники пойдут в школу, а к творчеству подтолкнули именно они. Знакомство с игрой   началось в старшей группе, для каждого ребёнка была изготовлена головоломка из цветного картона. На первых порах знакомства с игрой дети создавали фигуры по образцу. Допускали ошибки, не использовали все фигуры, накладывали их друг на друга. Затем дети решили выкладывать фигуры по замыслу. Обычно у мальчиков это были роботы, а у девочек конфеты, животные. Детям казалось, что это очень сложная головоломка. Как же заинтересовать детей, мотивировать? Пришла идея придумать сказку про Танграм. И вот сказка придумана. Подготовлена презентация. 
Сказка про Танграм.
        В Королевстве Математики жили, не тужили цифры, математические знаки и геометрические фигуры. Однажды над дворцом пролетал озорной ветерок. «О!», удивился озорной ветерок, «Какие красивые флажки на крыше. Я хочу с ними поиграть». И стал дуть на красные треугольные флажки. Флажки весело затрепетали. Затем ветерок   увидел красивые окна во дворце. Они были круглые, квадратные, треугольные и овальные, окна радостно улыбались. Ветерок подумал, что окна улыбаются ему, и решил с ними поздороваться. Он так сильно подул, что они  посыпались на землю и разбились на маленькие осколки. «Ай-яй-яй, что я наделал! Надо немедленно все исправить». Тогда ветерок подул на осколки, и они превратились в красивые разноцветные окна и взлетели на свои места. Каждое окно состояло из семи геометрических фигур; двух четырехугольников и пяти треугольников. Попробуй и ты собрать окно из этих фигур, используя все семь геометрических фигур, не накладывая, их друг на друга
       Только пять детей смогли выложить квадрат на память, поэтому пришлось оставить последний слайд для просмотра, как образец. И в другие дни ребята просили снова показать и рассказать  сказку,  предлагали соревнование, кто быстрее выложит квадрат без образца, с образцом, помогали друг другу.
Затем мы решили выкладывать симметричные фигуры. Дети распределились парами; те, у кого, получается легко выполнять задание, взяли в пары тех, кто делает медленнее. У каждого свой набор, значит, фигура выполняется симметрично из двух наборов. Выкладывали ёлку, прямоугольник из двух квадратов, квадрат из двух треугольников, зайцев, котов. (Рис.1).                    Для выкладывания симметричных фигур, распечатала образцы с поворотом по вертикали. Дети выкладывали на скорость, какая пара сделает первой.  Постепенно мы пришли к созданию коллективной работы.  Первые работы не были объединены  в единый сюжет или тему. Просто фигуры, кто что захотел, то и выложил. Тут идею предложили девочки, они обсуждали, кто к кому пошёл в гости.  Затем мальчикам понадобился мяч для футболистов.
Таким образом, мы перешли к другому этапу - изготовлению декораций для наших сюжетов. Вырезали и раскрашивали разные деревья, цветы, грибы, пеньки,  солнце, облака, капли. Постепенно с расширением сюжетной тематики, приходилось изготавливать новые декорации: звёзды, месяц, снежинки, волны, пальмы. Примерное развитие сюжетной линии раскрывается в таблице. (Приложение 1).
      И вот наступил момент, когда дети захотели закреплять результаты своего творчества. Выкладывая фигуры на листе, обводили их простым карандашом по контуру, а затем закрашивали их цветными карандашами, фломастерами. Дети рисовали линии для вычленения каждой фигурки, дополняли работу деталями. Получались необычные рисунки. Возникла проблема в соблюдении пропорций фигур, медведи, зайцы, бабочки были одного размера. И вот  я распечатала ещё наборы среднего и малого размера. Это создало новые возможности для творчества. Теперь сюжеты наполнились новым смыслом, зайчик стал меньше лисички,  медведь самым большим, комар самым маленьким. Дети захотели наклеивать фигуры на лист бумаги. Что же сделать, ведь фигурки толстые, а потом когда мы их наклеим, то чем будем играть дальше?  Распечатала коллажи на цветной ксероксной бумаге (Рис. 2), где учитывала необходимость в разной величине фигур.
.           
Рисунок 2.
И вот пришло время для выкладывания аппликаций из фигурок. Тут пригодилось умение детей тонировать бумагу, так как была необходима цветная бумага для фона. Обычно мы тонируем бумагу для рисования малярными кисточками, акварелью. Дети забирали аппликации  домой, это стало посылом  для вовлечения родителей в нашу творческую деятельность.
      Предложила родителям создать дома совместную аппликацию «Моя семья». Как дети были горды своими работами, постарались выслушать все рассказы детей, вместе рассмотрели  работы, дети слушали друг друга.  Некоторые  дети рассказали, что дома они тоже сделали такую головоломку. 
Постепенно у нас накопились папки с образцами, где были и сплошные и расчлененные образцы, с зеркальным отображением. Сгруппировались домашние и дикие животные, домашние и дикие птицы, растения, предметы, цифры, дома, корабли, люди. Дети предлагали сюжеты, иногда сюжет исходил от одной фигуры. Например, фигура сидящего человека – это рыбак или человек у костра. Интересно выбирать фигуры в соответствии с характером  персонажа. Какую фигуру зайчика выбрать  к сказке Теремок, какого к сказке Колобок?  А кто больше черепаха или львёнок? Теперь не надо просить ребят сочинить рассказ, а они требуют, чтобы их выслушали. А если фоном включить песню, мультфильм? Получается как в театре. 
        Теперь у нас есть большой Танграм. Изготовление его заняло немало времени, его у нас 8 наборов размером 70*70 см. Это самые любимые наборы. Они  пригодятся на занятиях математикой, где дети будут выкладывать фигуры на скорость, при организации КВН. (Мы использовали его в математическом КВН по шведской сказке-мультфильму  «Заколдованный мальчик»). Какие ещё у нас планы? Конечно, неисчерпаемы темы сказок и рассказов, теперь мы учимся выкладывать Танграм по жанровым картинам художников. Собираемся выложить картину по сказке Р.Киплинга «Маугли», а ещё мы видели, как используют Танграм в театральных постановках, без освещения (фигуры покрашены светящимися в темноте красками). Хотим освоить и другие головоломки «Колумбово яйцо, Квадрат Пифагора. Удачи всем, в творческом развитии.
  
 
      
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ КФУ

Использование элементоов психогимнастики на музыкальных занятиях и в режимных моментахПсихогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекц...

«Инновационная деятельность на базе КФУ»

Индивидуальный план работы по инновационной работе: "Реализация интегрированного подхода в работе над художественно-эстетическим развитием дошкольников средствами игровых технологий по методике М.И. Р...

Программа региональной инновационной площадки на базе МАДОУ № 16 "Тополек" г. Енисейска

Программа региональной инновационной площадкиМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Тополек» города ЕнисейскаВ данном проекте мы предла...

Инновационная площадка на базе нашего ДОУ проект нравственно-патриотического характера "Мы юные друзья кадетов"

Тема: Формирование патриотизма дошкольников посредством кадетского движения в рамках социального партнерстваДобрый день, уважаемые коллеги! Одной из основных задач в нашем детском саду является формир...

Приказ "Об организации работы региональной инновационной площадки на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» в 2021 – 2022 учебном году"

Во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 31.01.2020 №116 «Об утверждении перечня образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятел...