ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БАЗЕ КФУ
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая группа) на тему

Каримуллина Венера Равкатовна

Использование элементоов психогимнастики на музыкальных занятиях и в режимных моментах
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основная цель –  умение детей распознавать основные жизненные эмоции. Занятия  психогимнастикой направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Дети учатся азбуке выражения эмоций, умению управлять эмоциями. Основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.

Основные достоинства психогимнастики:

·        игровой характер упражнений;

·        сохранение эмоционального благополучия детей;

·        опора на воображение;

·        возможность использовать групповые формы работы  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zzt_ispravlennyy.doc171.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих технологий

на музыкальных занятиях

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

           

  Музыка является самым действенным и организующим средством. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки. С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. В 70-80-е годы было издано несколько монографий, посвященных музыкотерапии, в каждой из которых имеются главы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе,1974), ранним детским аутизмом (Р.О. Бенензон, 1973), органическими заболеваниями головного мозга (ЭюКоффер – Ульрих,1971). В Берлине вышла книга Ю.Брюкер, И. Медеоаке и К. Ульбрих «Музыкотерапия для детей», в которой очень детально рассмотрены все возможные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.

 В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. А для этого необходимо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные).

Г.П. Шипулин еще в 1928г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление и внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, впитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка. Выработка механизмов торможения подкрепляются упражнениями под музыку. Если можно считать прочно установленной зависимость моторики от психического состояния, так возможно и обратное влияние моторики на психику.

Оздоровительные технологии – достаточно новое направление как в
музыкальном, так и в физическом воспитании школьников. Они должны обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей,
формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
-- развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах деятельности, исходя из возрастных и индивидуальных
возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи, связную речь и ее
грамматический строй;

-- формировать начала музыкальной культуры.

-- создавать предметно-развивающую среду и условия для  формирования гармоничной личности ребенка;

-- формировать положительное отношение ребенка к окружающему, к своей
   семье, сверстникам и к самому себе.

 -- развивать  у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов,
   идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических
   особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности.

-- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье,
  с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные
возможности детского организма.

Результатами  музыкально-оздоровительной работы являются:
1.Повышения уровня развития музыкальных и творческих способностей
  детей.
2.Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
3.Повышения уровня речевого развития.
4.Снижение уровня заболеваемости ( в большей степени простудными
  заболеваниями).
5.Стабильность физической и умственной работоспособности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия,в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих  
способностей. В каждом разделе музыкального занятия (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) возможно и даже необходимо использовать оздоровительные технологии.
Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные
.

Слушание музыки на занятии может предварять психологический этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая – настроение возбуждения, подвижное и неспокойное поведение. (Б.Г.Ананьев). Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции или делает ярче образные представления детей (этюды типа «Гроза», «Ябеда» и т.п.). В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

 Важное  место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие.

На ладони и на стопе находятся около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный желудка, большой головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное соотношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речью. Развитие руки и речи идёт одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать  кисть руки как орган речи».

Что даёт пальчиковая гимнастика детям?

- Способствует овладению навыками мелкой моторики.

- Помогает развивать речь.

- Повышает работоспособность коры головного мозга.

- Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание,
  память, воображение.

- Снимает тревожность.

В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Я использую  в своей работе пальчиковые игры  Е. Железновой, О. Узоровой, П.И.Ткаченко, авторские игры с учетом НРК, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия  и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми -   народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.


ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
Е. Железновой

1. КАПИТАН

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой

По волнам с жемчужной пеной.

Я - отважный капитан,

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик

Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой.

2. ДОМИК

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,

изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

3. ГРОЗА

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз;

пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,

показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,

изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

4. БАРАШКИ

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

5. МОЯ СЕМЬЯ

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

6. КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;

затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,

как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;

кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки

медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:

пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Речевое  музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.  Работая в этом направлении, я опираюсь на методику К.Орфа. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.  

         В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях вокального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Примеры речевых игр:

.

  Овощи ( речевая-ритмическая игра )

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох!

1)      декламировать со звучащими жестами.

2)      Передавать ритм триолями.

3)      Можно песню инсценировать.

 

Мышки ( речевая-ритмическая игра с элементами театрализации )

Вышли мышки как-то раз поглядеть который час.

1,2,3,4, мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон: бом, бом, бом, бом.

Убежали, убежали, убежали мышки вон.

1)      разучивать со звучащими жестами.

2)      Инсценировать потешку.

3)      Подключить аккомпанемент инструментов.( шорохи, бой часов )

 

Тра-та-та ( речевая игра с элементами театрализации)

1  Тра-та-та, тра-та-та.

    Вышла кошка за кота.

2  За Кота Котовича?

1  За Петра Петровича!

1,2  Он усат, полосат, в ушах кисточки висят.

       Ну не кот, а просто клад.

Игра-диалог, где важны интонация, мимика, жесты.

Вторая часть исполняется «тутти», на последнюю строфу обнимаются и разговаривают лицом к зрителям, выставив ногу на каблук на слово

клад. Игра повторяется со сменой ведущих.

 

Герасим-грачевник ( речевая-ритмическая игра )

А.  1. Ах, ах, грач на горе-знать весна на дворе.

      2. Голубочки, голубочки принесите по клубочку.

      3. Воробейки, воробейки принесите всем по швейке.

      4. Чечётки, чечётки принесите всем по щётке.

      5. А синицы молодицы принесите всем по спице.

      6. Жаворонки, прилетите весну-красну принесите.

В.  Грач зиму да расклевал, его Герасим-грачевник звал.

      1) Разучивание со звучащими жестами.

2) Рондо  А(1)  В; А(2)  В; А(3)  В и т.д.

3) Подвижная игра. Дети стоят в линии. А – ребёнок с одного конца перебегает на другой змейкой между игроками.

В – все вместе. Игра повторяется с новым ведущим.

 

Туча ( речевая-ритмическая игра с движениями )

Туча по небу плыла                      вращение кулаком правой руки.

Дождик за руку вела    лев.рука с растопыренными пальцами, большой палец в кулаке пр.р.

Он шагал на тонких ножках          два пальца идут по коленям

В чёрных лаковых сапожках        

Дождик всюду наследил               два хлопка в ладоши, два хлопка по груди.

На крылечке походил.

В тёплой луже                                два шлепка

Потоптался                                     кулачками быстро по коленям

Топнул                                            кулаком по правому колену

Шлёпнул                                         шлепок по левому колену

И умчался                                        провести по коленям внешними сторонами ладоней.

Возможна ритмодекламация под музыку «Дождик» Любарского.

Можно проводить игру по типу «Третий лишний».

        

Хохотальная разминка ( речевая-ритмическая игра.)

Тук, тук, тук! Что за странный звук?                        Кулачки.   

Тук, тук, тук! Может дятла стук?                       

Синти бринти чок, это сверчок.         Щелчки-хлопок.

Дзень дзень дзень дзень звенит муха целый день. Тарелочки.

Энзы бензы энзы трок, скачут зайцы прыг да скок. Щелчки-хлопки.

Ани бани тарабани, идёт лисонька из бани. Шлепки.

Хо хо хо ! Ха ха ха! В речке плещется уха. Хлопки-шлепки.

Хо хо хо! Ха ха ха! Вот такая петуха.  То же.

Хо хо хо! Ха ха ха! Надоела чепуха.  То же.

1) игра – «эхо». Необходимо повторить заданную модель без паузы, со звучащими жестами.

      2)     конец проводится с ускорением темпа.

 

Рёва ( речевая-ритмическая игра. )

Не плач, не плач, куплю калач.

Не вой, не вой, куплю другой.

Не реви, не реви, куплю сухари.

1)      установить единый темп ( шлепки )

2)      декламировать со звучащими жестами.

3)      «рёва» плачет на фоне пульса, затем все дети декламируют потешку со звучащими жестами.

4)      Добавить инструменты.

5)      Декламировать с изменёнными звучащими жестами

По бокам ( лев. Пр. ), по коленям ( лев. Пр.)

 

Имена ( речевая-ритмическая игра)

Лена, Катя, Миша, Вова и Иван

Забрались с ногами на диван.

Леша и Петя, Натали и Глеб

Уплетают свежий белый хлеб.

1)      установить метрический пульс.

2)      Декламировать «эхо» по фразам, со звуч.жестами.

3)      Отмечать паузы разведением кистей рук в стороны,

Щелчком языка, «ц», «п».

4)      паузу поручить шумовому инструменту.

5)      Декламировать в разных регистрах, тембрах и т.д.

6)      Метрические шаги по кругу, в рассыпную, с остановками, приседаниями, поворотами.

 

   

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Основная цель этой методики –  умение детей распознавать основные жизненные эмоции. Занятия  психогимнастикой направлены на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Дети учатся азбуке выражения эмоций, умению управлять эмоциями. Основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.

Основные достоинства психогимнастики:

  • игровой характер упражнений;
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы

Основные задачи  занятий:

- научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием

 – преодоление барьеров в сближении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Детям, прошедшим курс психогимнастики становиться, проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта; изживаются невротические проявления, страхи, различного рода опасения, неуверенность. 

 Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На занятии по психогимнастике используется концентрический метод -  от простого к сложному.

В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий.

 В зависимости от желания и опыта педагога можно использовать только элементы психогимнастики на музыкальных, музыкально-ритмических занятиях чередуя этюды, игры с основными разделами (слушание, пение, движения)

Психогимнастику можно проводить и как самостоятельное занятие.

Его продолжительность зависит от возраста, качества внимания и поведения детей.

                                       Схема занятия по психогимнастике

1 фаза Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций ( радость, удивление, интерес, гнев и т.д. ) и некоторых социально окрашенных чувств ( гордость, застенчивость, уверенность и др. ). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

2 фаза Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель:  выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой ( жадность, доброта, честность и т.п. ), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к социальной компетентности  детей. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3 фаза Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические или пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

4 фаза Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе- “ минутка шалости “. Дети в пределах зала, где занимаются, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается. Желательно договориться с детьми о сигнале, сообщающем о возобновлении занятия. Сигнал может быть любым, но постоянным.

Между 3 и 4 фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру.

. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети, поэтому можно заниматься по подгруппам.

 Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только боязливые, или гиперактивные, только с неустойчивым вниманием и т.п. Однако детей с нормальным интеллектом и детей, страдающих пограничной умственной отсталостью надо развести по разным группам (т.к. вторые должны заниматься вдвое больше). Хорошо пригласить в группу одного-двух артистичных детей; за ними потянутся остальные.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное  музицирование  детей в группе.

.Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком. В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является
 наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Работая с детьми необходимо решать
 следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

  • произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
  • произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
  • улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

  • двигательной активности;
  • психо-эмоциональной сферы;
  • коммуникативных качеств;
  • поведенческих форм.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился  произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.
Занятие по психогимнастике  может начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. В разминке мы включаем игры на внимание. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?»,  «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время воспитатель описывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, воспитатель говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся?! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечах?! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».
Игровое  содержание упражнений   должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

  • дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем   подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
  • тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений:

  • напряжение и расслабление;
  • отрывисто и плавно;
  • быстро и медленно;
  • дробные и цельные;

          вращений тела и прыжков;

  • свободного передвижения в пространстве и остановкой движения.
  • преодоление препятствий.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом 
этапе решаются следующие задачи:

  • показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими     трудностями;
  • выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;
  • приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
  • развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи. 
В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

  • доброжелательное и уважительное отношение к детям;
  • принятие каждого ребенка таким, какой он есть;
  •  положительная  оценка любому достижению ребенка;
  • развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
  • создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
  • системность и последовательность процесса, не предпринимая попыток   его ускорить, учитывая индивидуальность  каждого ребенка 

 Психогимнастические упражнения можно использовать   в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад ( в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Проведя наблюдения в дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка и задержки его психического развития. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции радости должны быть обязательными для каждого занятия.

Календарное планирование психогимнастических игр и этюдов

Подготовительная группа

Классификация игр, психологических этюдов

Репертуар

         Время прохождения                                                                                                                          

1. Игры на развитие внимания

«Что слышно?», «Слушай звуки», «Канон», «Зеваки».

Сентябрь, октябрь, ноябрь

2. Игры на развитие памяти

«Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики».

Сентябрь, октябрь, ноябрь

3. Этюды на выразительность жеста

«Я не знаю», «Дружная семья», «Возьми и передай».

Декабрь, Январь, февраль

4. Этюды на тренировку отдельных групп
   мышц

«Насос и мяч», «Качели», «Пылесос и пылинки»

Декабрь, январь, февраль

5. Этюды на веру, фантазию, наивность;

6. Этюды на выражение основных эмоций:
 

       ---- Удовольствия и радости;
   

   

     

      ---- Страдания и печали;
   

       ---- Гнева;
   

      ---- Страха;
   

     ---- Вины и стыда;

      ---- Различных эмоций;
 

 

  ---- На воспроизведение отдельных черт
       характера;

«Собака принюхивается», «Раздумье», «Круглые глаза».

«Жар-птица», «Встреча с другом», «Битва»,
«Праздничное настроение», «Чунга-чанга», «Игры в воде».

«Очень худой ребёнок», «Старый гриб», «Гадкий утенок».

«Гневная Гиена», «Разъяренная медведица».

«Ночные звуки».

«Что в углу?», «Пожар», «Два сеньора», «Два рыболова», «Скульптурная группа»

«Капитан»,  «Честный шофер», «Монетка на мороженое», «Так будет справедливо», «Справедливый папа» (+); «Наглец», «Притвора»,
«Ябедник», «Мышка-хвастунья», «Карабас-Барабас», «Два друга», «Чертенок или мальчик –наоборот», «Шляпа Старухи Шапокляк», «Розовое словцо «привет», «Вредное колечко», «Сердитая  Маша», «Два маленьких ревнивца»

Март, апрель, май

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

«На берегу моря» (на расслабление и напряжение мышц)

                                                    СТАРШАЯ ГРУППА

Классификация игр, психологических этюдов

Репертуар

         Время прохождения                                                                                                                          

1. Игры на развитие внимания

«Что слышно?», «Слушай хлопки»

Сентябрь, октябрь, ноябрь

2. Игры на развитие памяти

«Запомни движения», «Вот так позы!», «Запомни
порядок», « Кто что делал?», «Художник», «Тень», «В магазине зеркал»

3. Этюды на выразительность жеста

«Заколдованный ребёнок»,  «Сколько звуков»,
«Вот он какой!», «Не покажу», «Игра в снежки».

Декабрь, январь. февраль

4. Этюды на тренировку отдельных групп
   мышц

«Штанга», «Каждый спит», «Винт», «Спать хочется», «Конкурс лентяев», «Фея сна», «Факиры»

5. Этюды на веру, фантазию, наивность;

Этюды М.Чехова.

Сентябрь, октябрь,ноябрь

6. Этюды на выражение основных эмоций:
     ---- Удовольствия и радости;
   

      ---- Страдания и печали;
     

      ---- Гнева;
     ---- Страха;
   

     ---- Вины и стыда;

      ---- Различных эмоций;
     

       

     ---- На воспроизведение отдельных  
           черт характера.                

«Что там происходит?», «Карлсон», «Я-грозный боец», «Два клоуна», «Негаданная радость», «Хорошее настроение».

«Я так устал», «Золушка», «Остров плакс», «Соленый чай», «Грязная бумажка», «Грязь»

«Страх», «Момент отчаяния»,

«Чуня просит прощения».

«Разное настроение», «Прогулка», «Потерялся»,
«Змей-Горыныч», «Три подружки», «Котята», «Маленький скульптор»

«Часовой», «Добрый мальчик», «Внимательный Мальчик», «Посещение больного», «Любящий сын», «Робкий ребенок», Эгоист, «Чуня-задавака», «Кривляка», «Вова-растеряшка», «Страшный зверь», «Повар-лгун», «Просто старушка»

Декабрь, январь, февраль

Март, апрель, май

                                                    СРЕДНЯЯ ГРУППА

Классификация игр, психологических этюдов

Репертуар

         Время прохождения                                                                                                                          

1. Игры на развитие внимания

«Будь внимателен», «Канон для малышей»,
«Запомни свое место», «Запомни свою позу»

Сентябрь, октябрь, ноябрь

2. Игры на развитие памяти

3. Этюды на выразительность жеста

«Это я! Это моё!», «Отдай»,

Декабрь, Январь, февраль

4. Этюды на тренировку отдельных групп
   мышц

«Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Петрушка
прыгает», «Кукушонок кланяется», «Удивление»

Декабрь, Январь, февраль

5. Этюды на веру, фантазию, наивность;

6. Этюды на выражение основных эмоций:
     ---- Удовольствия и радости;
   

   

     

      ---- Страдания и печали;
   

       ---- Гнева;
   

      ---- Страха;
   

     ---- Вины и стыда;

      ---- Различных эмоций;
 

 

  ---- На воспроизведение отдельных черт
           характера;

«Кузнечик»

«Золотые капельки», «Цветок», «Ласка»,
«Медвежата выздоровели», «Первый снег», «Любящие родители», «Смелый наездник», «После дождя»

«Стрекоза замерзла», «Северный полюс», «Ой, ой
живот болит»

«Сердитый дедушка», «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика».

«Гроза»

«Провинившийся», «Стыдно».

«Таня-плакса», «Поссорились-помирились»,

«Разные настроения», Снегурочка, «В темной
норе».

«Смелый заяц» (+), «Вежливый ребенок», «Жадный пес» (-), «Хочу и все!», «Упрямый
мальчик», «Злюка», «Жадный поросенок»,

Март, апрель, май

Психомышечная тренировка без фиксации внимания на дыхании

«Медвежата в берлоге»

                                                     Литература:

Чистякова М.И. «Психогимнастика» Москва «Просвещение» «Владос» 1995г.

Сиротюк А.Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» практическое пособие. –М.:АРКТИ, 2008г.

Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет». М.: АРКТИ, 2006г.

     Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в
     детском саду». – Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
     
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Танграм, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.      Головоломка Танграм успешно используется  в работе с детьми, интерес к ней  то уга...

«Инновационная деятельность на базе КФУ»

Индивидуальный план работы по инновационной работе: "Реализация интегрированного подхода в работе над художественно-эстетическим развитием дошкольников средствами игровых технологий по методике М.И. Р...

Программа региональной инновационной площадки на базе МАДОУ № 16 "Тополек" г. Енисейска

Программа региональной инновационной площадкиМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Тополек» города ЕнисейскаВ данном проекте мы предла...

Инновационная площадка на базе нашего ДОУ проект нравственно-патриотического характера "Мы юные друзья кадетов"

Тема: Формирование патриотизма дошкольников посредством кадетского движения в рамках социального партнерстваДобрый день, уважаемые коллеги! Одной из основных задач в нашем детском саду является формир...

Приказ "Об организации работы региональной инновационной площадки на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №71 «Радость» в 2021 – 2022 учебном году"

Во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 31.01.2020 №116 «Об утверждении перечня образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятел...