Развитие пространственной ориентировки у старших дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Смагина Ольга Александровна

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Развитие пространственной ориентировки у детей

                  старшего        дошкольного возраста.        

         

            Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

При помощи нас взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.

 Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

             Пространственное представление у детей мы педагоги,  развиваем в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях,  в течение всего дня. Так же пространственное представлений у детей развиваем во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А так же используя повседневную жизнь.

Сформированность пространственных и временных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что мы  считаем одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечиваем целостное гармоничное развитие детей. От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

Поэтому считаем актуальным развитие у дошкольников   полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

          Практическая значимость нашей работы состоит в том, что бы использовать  дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста во время образовательной деятельности и в индивидуальной работе.

   

       Особенности развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста:

Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической,  математической  и многих других видов деятельности.

Познание окружающего мира сложный процесс. Очень важен опыт познания  ребенком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными  навыками и умениями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

 В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

         Понятие «пространственная ориентация» мы используем для характеристики умения  ребенка ориентироваться не только на местности, но и на себе, на  товарище (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия  нашего дошкольника в пространстве. Пространственные отношения начинают развиваться очень рано,  как мы можем это отметить.

 

            С детьми мы проводим игры не только с объектами и наглядностью, но и словесные прежде всего с определенными частями собственного тела. Так, мы говорим ребенку: вверху - где голова, а внизу - где ноги, впереди - где лицо, а сзади - где спина, направо - там, где правая рука, а налево - где левая. Ориентировка на собственном теле служит исходной точкой в освоении ребенком пространственных направлений.

       Можно выделить следующие этапы нашей  работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений.  Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.  Формирование пространственных представлений с точки отсчета « от предмета», «от другого человека».  Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.  Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.  Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, либо прямой площади).

Ориентировка на листе бумаги:

Эта работа осуществляем   на протяжении всего дошкольного возраста. У  детей развиваем умения проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо: ’’дождик’’, ’’дорожки’’, ’’ленты’’, заполнять пространство листа и т.д.

Ориентировка в пространстве:

Детей знакомим практическим путем со значением выражений: в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) нижний угол и др.

Затем  предлагаю  игры и упражнения на закрепление этих знаний.

Наиболее сложные задания связаны с ’’чтением’’ графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме.

Для совершенствования ориентировки детей в пространстве листа бумаги и восприятия плоскостных форм полезны упражнения, в основе которых находится воспроизведение расположения форм. Эта работу  проводим по образцу, а также по словесной инструкции.

Размещение геометрических форм на листе бумаги по словесной инструкции: ("Положите круг в центре листа, треугольник - в верхнем правом углу, полукруг - в нижнем левом" и.т.д.).

Для повышения качества выполнения,  мы  совместно с детьми повторяем словесное задание.

Понимание и применение слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, помогает ребёнку осмыслить свой чувственный опыт и совершенствует его деятельность в дальнейшем.

   

   

 

    МУНИЦИПОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            ДЕТСКИЙ САД №8 «ТОПОЛЕК»

    Развитие пространственной ориентировки у детей

                  старшего        дошкольного возраста.        

         

         МБДОУ №8 «ТОПОЛЕК»

        ВОСПИТАТЕЛЬ: СМАГИНА О.А.

        СТАРШАЯ ГРУППА

                                                                         2017г. ТОПКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Проект "Технологии формирования и развития пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена проектная работа на тему: «Ориентировка в пространстве».Одним из важных вопросов педагогической практики является восприятие пространства и освоение прос...

"Развитие пространственной ориентировки детей старшего дошкольного возраста через знакомство с математикой"

Предлагаю статью о полезности использования в развитии логического мышления детей серии графических диктантов....

Мастер-класс на тему: «Игра на стакане, как одно из средств формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников»

Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку».  Игры на с...

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников при помощи подвижных игр»

Мастер-класс для педадгогов по развитию зрительно-пространственной ориентировки у старших дошкольников....